Николай, спорить с тобой не буду - каждый прав по своему))). Сейчас такой зоопарк устройств, на которых просматривают изображения, что кажется калибровка не только раз в год, а совсем не нужна. Но Adobe рекомендует всё равно калибровать раз в месяц, хотя бы раз в квартал))). Поэтому надо считать бизнес-кейс на окупаемость и осмысленность покупки колориметра))). 1. С учётом того, что обычно в семье, где есть фотографы и/или дизайнеры, как минимум пара внешних мониторов и ноутбуков, то будет уже не одна калибровка, а несколько в год. 2. Приезд шабашника с калибратором раз в год или аренда прибора зачастую совершенно не учитывает основное рабочее время суток, меняющееся освещение комнаты, изменение времён года и т.д.))). Имея прибор всегда под рукой, можно в любое время подключить и провести измерения цвета, точек белого и чёрного, яркости. 3. Перед любым важным проектом провести тест. 4. Подготовить профили для вывода на разные устройства, включая печать в лабе. 5. Приехав к заказчику и увидев жуткий цвет своих работ на его устройствах вывода, поправить за 10 минут калибратором))). И т.д.
Цвет мониторов значительно деградирует в течение первого года-двух. А потом уже и раз в 3-5 лет достаточно будет калибровать. Т.е. для старых-то мониторов это уже не актуально))) Если Вы приобретёте не спектрофотометр, а колориметр, то он представляет собой группы фотоэлементов за цветными гелями, которые деградируют со временем. Не так быстро, как монитор, но, тем не менее, не стоит доверять колориметру старше 7 лет. Поэтому уж пусть лучше шабашник с новым прибором.))) В этом зоопарке мониторов они ещё и приведённый цветовой охват имеют различный. Как правило, дешёвые мониторы - не более 70% sRGB. Поэтому всё равно придётся объяснять, почему краски такие ненасыщенные на его только что откалиброванном мониторе.
Ну спектрофотометр это идеальный вариант, но они зараза дорогие. На западе фотоклубы скидываются участниками и покупают себе один на всех. Зато калибровать им можно еще и принтеры под нестандартные бумаги, если производитель сам не озаботился icc профилем. По акции тот же SpyderX Pro стоил вчера сто баксов (и скидки повторяются время от времени), ну плюс доставка, условно 8 тысяч русских рублей. Если вы за ~5 лет откалибруете ОДИН монитор больше 3-4 раз, он уже окупится относительно вызова мастера, при этом калибровку можно делать в любое время, сидя в любимых трусах за компом, не подгадывая под визит специально обученного человека )
У меня ситуация проще. Я любитель, последний раз калибровал монитор года 3-4 назад. Как правило к новому году начинаешь готовить подарки, в том числе фотографии, календари, фотокниги и т.д. До этого печатал в начале года, всё устраивало, а сейчас первую пробную партию напечатал, понял, что монитор стал врать. Поэтому возник вопрос куда обратиться. Если честно, сейчас не хочется погружать в изучение новой темы калибровки, просто хочется найти проверенного человека, откалибровать и опять на пару лет забыть про это.
От "специалиста" мало что зависит, если Вы просто хотите, чтобы цвета были правильные. Вот если у Вас возникнут конкретные задачи, типа "выжать максимум возможного из монитора", "сделать одинаковую картинку на двух одинаковых мониторах" и т.п. Единственное, что он обязательно должен сделать - можете сделать и Вы сами. Это сбросить на дефолт настройки монитора, видеокарты, калибровки Windows. Отключить все динамические улучшайзеры мониторов. Потом запустите приложенную картинку. Если границы, обозначенные стрелками чётко видны и Вас устраивает яркость и контрастность изображения, то можно запускать калибровку. Если верхней границы не видно, то монитор лучше заменить. Если хотите "выжать" максимум из монитора, добавляйте контрастность, пока верхняя граница не пропадёт. Потом - пару кликов "назад". Будет максимальная контрастность. Если слишком ярко, убавляйте яркость до чуть выше комфортного. Калибратор всё равно сделает гамму ровной. Правда, за счёт падения контрастности. По поводу цветовой температуры... Всё очень сложно. Конечно, стандарт для просмотра - 6500, для печати - 5000. Однако для работы важно окружение. Встречаются довольно дикие сочетания, когда в люстре вкручены лампочки, что есть в доме (и светодиодные 6500, и накаливания 60Вт), бежевые обои и синий потолок под небо. Всегда надо смотреть индивидуально. Исходить из того, что работаешь с фотографией, встал, покурил, разобрал бумаги и посмотрел на монитор - он не стал вдруг казаться синим или жёлтым. Идеала достичь сложно, да и смысла нет. Примерно. Ну, и когда будете сохранять профили, в название профиля включите параметры, которые изменили от дефолта на мониторе. Потом проще подбирать будет. Например, "DELL 2021-11-27 6500 2,2 l50 c55", где l50 - яркость, а c55 - контрастность.
От условий много зависит, да. Но и калибраторы тоже сейчас предалагают замерить свет вокруг сделать профиль под. Тогда лучше 2, под лампочки и под естественный от окна - если оно рядом. Хотя от общей усталости глаз тоже зависит и сильно. Особенно стал замечать, как откалибровал купленный в начале года ноут с 100% AdobeRGB - сядешь разбирать съемку, а потом откроешь на свежую голову - и видишь, что всё ушло куда - а с другого дня - в другую сторону. Вот что значит в спешке делать.
Это не спешка. Это мозг. Он очень много сюрпризов приподносит))) Даже если Вы будете обрабатывать под падающим солнечным светом, но стена за монитором будет жёлтая, мозг всё равно будет сравнивать картинку с окружением и картинка "будет синить".
нет, ощущения цвета от фона и проч. - отдельный эффект. совсем другой. у меня две съемки в два соседних дня с одинаковой погодой в одном месте в час разницы (в середине дня) вышли с заметно разным балансом. почему? потому, что обрабатывал одно выспавшись, другое на ночь, в номере готеля с закрытыми шторами и без подсветки, к примеру.
Storm03, немного почитал информацию про калибровку и калибраторы. Встретил такие рассуждения, что калибратор через какое-то время (года 3) начинает врать. И при покупке б/у лучше приобретать более свежие чем 3 года. Это так? Или это всё чушь? Т.е. если я сейчас куплю себе калибратор, и буду им пользоваться раз в пол года, то через три года надо будет покупать новый?
Кстати! сейчас на БХ сто баксов паук - с доставкой 8500 получается (против наших 11-14000) вопрос: а чем калибруете? родным софтом или DisplayCAL ?
Я перешел с родного спайдеровского на displayCAL. Ispanezzz, https://www.bhphotovideo.com/c/product/1456247-REG/datacolor_sxp100_spyder_x_pro_colorimeter.html
Злая почта России.. так быстро добежала посылка до Краснодара - и уже 3 дня валяется на сортировке... уже отсмотрел видео, как калибровать с ДисплейКАЛом и вопрос: сильно ли важно "много патчей" - точнее - сильно ли влияет на результат? или для начала лучше поставить "среднюю" скорость и "среднее" количество патчей, а потом уже оставить на ночь - и пусть себе пыхтит?
А какую точку белого и точку чёрного Вы выставляете при калибровке? Я поставил белый на 140 - у меня окно слева от меня и дневной свет (люминисцент трубки 18Втные), чёрный - 0 (или лучше поставить АВТО?) переферическое отключено - а измерения дают 100ЛЮКС но.. по этому тесту https://www.drycreekphoto.com/Learn/Calibration/monitor_black.htm с выключенным светом разницу вижу только между 4 и 5, а с включенным - между 7 и 8 монитор aoc u27p2 калибратор SpyderX ПО DisplayCAL
Подскажите, пожалуйста, пользуюсь монитором LG UP850, вот список калибраторов, поддерживаемых LG Calibration Studio, если я куплю SpyderX Pro, он будет совместим или нет?
скорее всего будет, но лучше проверить. Если пришлете мне серийный номер монитора или дистрибутив могу попробовать поставить программу и проверить со своим SpyderX
GregB, буду крайне признателен, вот дистрибутив: https://gscs-b2c.lge.com/downloadFile?fileId=M731iirKQ6Y1T6KVAcDrTg