FAQ по объективам для новичков. Состоит из 3х частей Top - 10 вопросов: Статьи, рекомендуемые к прочтению. Словарь терминов и форумного диалекта. Обсуждения, дополнения приветствуются в отдельной теме.
Top - 10 вопросов 1. Какие объективы можно использовать на камерах Minolta и на Sony Alpha? Системы Минолта АФ и Сони А полностью совместимы. Это значит, что вы можете поставить любой автофокусный объектив Минолта 1985г выпуска на новейшую Сони а900 и наоборот. Так же про тамроны/сигмы/токины для минолта/сони (за маленьким исключением) Через переходник можно устанавливать линзы с резьбой М42 (как советские, так и резьбовые цейссы и супер-такумары). Также возможно поставить объективы от среднеформатного Pentacon 6/Киев 2. Что лучше: объектив (A) или (В)? а может парочка (С) + (D)? Для всех вопросов такого характера создан раздел форума Выбор объектива. Там можно создать новую тему и задать вопрос. 3. У меня вопрос по объективу (**мм F/**) Найдите тут тему про интересующее стекло и спросите там. Если темы нет - надо создать . 4. Какие есть хорошие и недорогие объективы под минолту/сони? Обратите внимание на следующие линзы: до 3 т.р.: 35-70/3.5-4.5, 35-105/3.5-4.5(I), 100-200/4.5 До 6 т.р.: 24-85/3.5-4.5, 28-85/3.5-4.5, 28-105/3.5-4.5, 35-70/4, 50/1.7, 50/1.8, 35/1.8, 55-200/4-5,6 ,70-210/3.5-4.5, 75-300/4.5-5.6 (I) до 12 т.р: 24/2.8 28-75/2.8, 28-135/4-4.5, 50/1.4, 70-210/4, 100-300/4.5-5.6 APO, 85/2.8, 135/2.8. Из неродных достойны внимания ещё Tamron 17-50/2.8, Sigma 17-70/2.8-4(4.5), Tamron 28-75/2.8 и Sigma 24-70/2.8 5. Какие объективы у Минолты считаются легендарными? "Серия /4" 24-50/4, 35-70/4, 70-210/4 и 28-135/4-4.5. 2 последних очень популярны и поныне. "Серия /2" 28/2, 35/2, 100/2. Все объективы этой серии редки и дОроги. "G-объективы" 35/1.4, 85/1.4, 200/2.8, 80-200/2.8. Есть и другие G - линзы, но они менее популярны. Объектив 135/2.8(Т4.5) STF 6. Что означают буквы в названии объективов? SAL - объективы сони для зеркалок - байонет А SEL - объективы сони для камер NEX - байонет E ZA - автофокусные объективы CarlZeiss для Сони G - объективы премиум класса для Минолты/Сони STF - технология Smooth Transfer Focus. Обеспечивает размытие светящейся точки по Гауссу, что обеспечивает практически идеальное бокэ. D - функция передачи точной дистанции фокусировки из объектива в камеру. Используется для более аккуратной работы вспышки DТ - объектив для камер с кропом 1.5 SAM - Мотор фокусировки в объективе Сони/минолта SSM - Ультразвуковой мотор фокусировки в объективе Сони/минолта APO - Апохромат. Объектив с минимальными хроматическими аберрациями. xi - объектив оснащен моторизованным зумом T* - фирменное просветление на объективах Carl Zeiss Подробно по объективам других производителей можно найти здесь 7. Что такое Minolta MC (MD или SRT)? Это объективы для камер минолта с ручной фокусировкой. Они несовместимы с АФ камерами. В теории, можно найти линзовый переходник и установить, но из-за доп. оптического элемента качество изображения будет падать. 8. Что такое фронт-фокус и бэк-фокус? Как это зависит от объектива? Это ошибки фокусировки. В камерах Минолта/Сони фокусировкой полностью управляет камера, поэтому проблема скорее всего в ней. Однако, в очень редких случаях объектив может заставить камеру ошибиться. См. статью "Технология Автофокуса" 9. Чем отличаются новые объективы Сони от таких же Минолт? Сони перевыпустила некоторые объективы Минолты, например 50/1.4, 24-105, 35/1.4G и др. В некоторые объективы был добавлен энкодер дистанции 'D', улучшено просветление для уменьшения паразитных отражений от матрицы. У некоторых пересчитана бленда, возможно упрощен процесс сборки. Но оптически эти объективы одинаковы. note: Zeiss 85/1.4 и Minolta 85/1.4 - изначально разные линзы. 10. Как правильно хранить и ухаживать за оптикой Объективы в нашей системе не влагозащищенные. (кроме новых 16-50/2,8 SSM, zeiss 50/1.4 и 70-400 II) Объективы с изменяемой длиной (при зуммировании или фокусировке) более подвержены попаданию пыли и воды внутрь, т.к. при изменении объема с воздухом "засасывается" частички пыли или влаги. Самое страшное - это грибок. Необратимо разрушает просветляющее покрытие. Имеет гадкое свойство заражать все остальные объективы в кофре, так что будьте бдительны и см. пп. 3, 4 и 5. После съемки в тумане или под дождем технике нужно дать как следует высохнуть, не оставлять мокрой в кофре (иначе может появиться плесень и объектив потребует разборки и чистки). После съемки на морозе всю технику нужно отогреть не менее 2 часов, не доставая из кофра, чтобы не допустить образования конденсата. Хранить объективы нужно по отдельности, в сухом и не пыльном месте. Как правило, в положении "стоя" (но это не принципиально). Для протирки оптики хорошо подходят салфетки из микрофибры, для удаления пятен, отпечатков пальцев - LensPen. При необходимости чистки стекла изнутри, ознакомьтесь с соответствующей темой на форуме. Конденсат, влага легко убирается из оптики в мешке с рисом. Одеваем мешок из ткани типа марли на линзу и на 24 часа в рис. Рис влагу высосет. Тушка так же сушится. Только рису много надо.
Статьи, рекомендуемые к прочтению. Для начинающих: Разумно о фото или Облегченную версию этой популярной статьи. Объективно об объективах О Carl Zeiss и других легендах в фототехнике Светофильтры Оптика - элементарная теория в короткой статье. Зачем столько линз в объективе или коротко об оптических схемах А так же: * PDF книга Ли Фрост. Фотография вопросы и ответы * Сайт с примерами обработки http://photoscape.ru * Сайт SONY посвященный системе alpha * Флеш, наглядно показывающий связь параметров съемки и результата Для опытных: Lens work Слон или кит? Сферическая аберрация, Paul van Walree Что такое bokeh и ni-sen? или почему на фотографиях ветки двоятся? Технология Автофокуса. - описан принцип работы фазового АФ и причины его ошибок. Общая теория перспективы Раушенбаха глазами фотографа или Почему «полтинник» — универсальный объектив А также PDF книги Дэна Маргулиса: * Photoshop Lab Color * Photoshop для профессионала Just for fun: Кен Роквелл: Почему ваш фотоаппарат не имеет значения Кен Роквелл: Семь уровней фотографа Фотосайты по Вараксину - подборка цитат и комментов.
Словарь терминов и форумного диалекта Аберрации Различные погрешности (искажения) изображения, формируемого реальной оптической системой. Наиболее часто встречаются Сферическая аберрация, Хроматическая аберрация (ХА), Дисторсия, Кривизна поля изображения Антишейк (Antishake) система матричной стабилизации в камерах минолта. В камерах Сони переименована в SSS(SuperSteadyShot) АФ автофокус Байонет Самый распространненый тип соединения сменных объективов с камерами. Позволяет быстро присоеденить-отсоеденить объектив посредством осевого поворота. Банка (Биркан, Beercan) объектив 70-210/4. --Большая банка объектив 75-300/4.5-5.6 первого выпуска (железный корпус) --Маленькая банка объектив 100-200/4.5 Бленда Аксессуар к объективу, Используется для отсечения боковых лучей света, которые не участвуют в процессе создания изображения, а лишь вносят помехи, паразитные засветки и приводят к возникновению зайцев. Бокэ (Bokeh) Характер изображения в зоне нерезкости. Некоторые объективы размывают объекты очень мягко и плавно - говорят, что у них хорошее, приятное бокэ. Другие же создают в зоне нерезкости контрастные пятна и линии - это пример плохого бокэ. Бочка (Бочкообразная дисторсия )Это искажение изображения, которое как правило возникает при съемке широкоугольным объективом, когда горизонтальные вертикальные линии изображения выгнуты к краям кадра. Противоположность подушке БФ (Бэкфокус) Ошибка автофокуса, проявляющийся как убегание фокуса за мишень. Т.е. хотим сфокусироваться на кончике носа, а автоматика наводит резкость на уши. Бэбик (Бэби-цейсс) Объектив Carl Zeiss 16-80/3.5-4.5. Виньетирование Эффект потемнения изображения по краям (углам) кадра Диафрагма Устройство, регулирующее количество света, проходящее через объектив. Дисторсия Эта аберрация представляет собой нарушения геометрического подобия объекта и его изображения (искривление изображения). Обычно проявляется в виде бочки или подушки Дырка применительно к объективу - Светосила, Диафрагма Заяц Объектив Carl Zeiss Блик на изображении, возникающий в результате боковой засветки. Контраст Степень различия яркости между участками изображения. Если различия между белыми и черными участками воспроизводятся отчетливо, то считается, что контрастность высокая, в противном случае низкая. Кроп Фрагмент, вырезанный из исходного изображения. Собирательное название цифровых зеркалок с сенсором ~23x16 мм Лейка (Leica) Немецкая фирма, производящая элитные 35мм камеры и объективы. Малыш Объектив 35-70/4 Отвёртка отвёрточный привод фокусировки - механизм АФ, в котором мотор привода фокусировки расположен в камере. Назван так из-за формы приводного вала, который соединяясь с пазом в объективе передаёт крутящий момент. По сравнению с ультразвуковым приводом заметно шумнее. Пластика Нет четкого определения. Обычно говорят, что объектив пластичный, если он очень плавно отображает переход из резкости в нерезкость, тональные переходы и имеет хорошее цветоотделение. Подушка (Подушкообразная дисторсия )Это искажение изображения при котором горизонтальные и вертикальные линии изображения выгнуты к центру кадра. Противоположность бочке Полтос Объектив с фокусным расстоянием 50мм Полярик Поляризационный фильтр. Разрешение (Разрешающая способность) Свойство объектива. Показывает его способность раздельно передавать мелкие детали на изображении. Измеряется в лин/мм. Резкость Свойство изображения. Степень размытости границы между двумя участками изображения с разным уровнем яркости. Резкость почти полностью зависит от двух характеристик – разрешающей способности и контрастности. Рисунок объектива Совокупность оптических характеристик объектива. Если объектив имеет приятное бокэ, неплохую пластику и достаточно резок, то говорят, что он имеет хороший рисунок. Обратно, если у объектива "жесткое" размытие, или он просто мыльный - никто не скажет о хорошем рисунке. Очевидно, рисунок меняется при диафрагмировании. Роккор (Rokkor) Объективы для старых камер Минолты с ручной фокусировкой. Не подходят к современным зеркалкам Минолта и Сони Светосила Значение максимально открытой диафрагмы. Формально - равна отношению фокусного расстояния к диаметру изображения отверстия диафрагмы через переднюю линзу (эффективной диафрагмы). Т.е. светосила не может быть больше чем ФР/диаметр передней линзы. Смаз возникает в том случае, когда в течение выдержки поворачивается камера (например, в результате дрожания рук фотографа) Софт Нерезкость изображения. Характерна слабой размытостью, узнаваемыми контурами объекта и свечением вокруг. Cофт-бокс. Кусок матовой ткани, растянутый на металлическом каркасе. Служит для создания эффекта рассеянного дневного света. Объектив 100/2.8 SOFT FOCUS Старикан объектив 28-135/4-4.5 Старый проф зум. Телевик Объектив, с ФР > нормального ФР. На кропе телевик ~ от 50мм, на полном кадре ~ от 70мм. Формально телеобъектив - объектив, имеющий заднюю отрицательную линзу, за счет которой длина объектива становится меньше его фокусного расстояния. Тушка Корпус фотокамеры без объектива. Фазовый Автофокус Одно из основных преимуществ зеркальных камер. Принцип фокусировки, основанный на анализе разности фаз "раздвоенного" светового пучка. Обеспечивает высокую скорость и надежность фокусировки. Фокусное расстояние (ФР) Характеристика объектива, показывающая, на каком расстоянии от оптического центра объектива сойдется в точку параллельный пучок лучей. Если привязаться к определенному размеру кадра, можно будет говорить об угле зрения объектива. --Нормальное фокусное расстояние - это ФР = диагонали связанного кадра (или чуть больше) ФФ ФронтФокус - ошибка АФ (см. Бэкфокус, только с обратным эффектом) Full Frame - полнокадровые цифровые зеркалки, размер сенсора которых 24*36мм ХА (Хроматическая Аберрация) цветная окантовка изображения на контрастных переходах, особенно заметная на снимках со светосильных и телеобъективов Цветоотделение Нет четкого определения. Обычно говорят, что объектив/сенсор имеет хорошее цветоотделение, если он фиксирует малейшее изменение насыщености цвета, полутонов, или малейший цветовой сдвиг. Шевеленка возникает в том случае, когда в течение выдержки успевают сдвинуться/пошевелиться объекты съемки (например, камера стоит на жестком штативе, но в течение выдержки объект съемки повернул голову или махнул рукой). Эквивалентная светосила читать тут Экспозиция Количество света, попадающее на фотосенсор, вычисленное по формуле: экспозиция = интенсивность света * время воздействия интенсивность света - контролируется диафрагмой время воздействия - затвором. ЭФР Эквивалентное ФР. Связано исключительно с углом зрения. Термин возникает, когда мы отрываемся от "базового" размера кадра, и подставляем другой. Исторически вышло так, что базовым стал размер 24*36мм, поэтому сравниваем с ним. ЭФР - ФР такого объектива, который дает такой же угол обзора на полном кадре, как данный объектив на кадре нашего размера.