1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Суровая и прекрасная Чукотка

Тема в разделе "Путешествия", создана пользователем Alan, 22 янв 2019.

  1. Уважаемые форумчане, предлагаю вашему вниманию серию небольших рассказов о моих поездках на Чукотку в 2015-2016 годах. Прошу строго не судить описательную часть повествования, мастером эпистолярного жанра я не являюсь. Поэтому слог местами может быть корявым.

    Ну а по фото-части буду рад конструктивной критике.

    Стоит сказать, что данные поездки были служебными командировками и конечно поснимать все, что хотелось не получилось.

    В то время верной спутницей в фото-деле у меня была надежная Sony a900, купленная еще в конце 2008 года. А в качестве комплекта объективов для фото-прогулок уже устоялся набор фиксов: 35/2, 50/1.4 и 85/1.4. Но во все поездки на Чукотку необходимо было везти еще огромный объем оборудования и инструментов, поэтому я решил, по крайней мере в начале, брать в дорогу только легендарного “старикана" 28-135/4-4.5. Цейсса 24-70/2.8 у меня тогда не было.

    История первая. Эгвекинот.

    На самом что ни есть северо-востоке России есть поселок Эгвекинот. Находится он уже в западном полушарии и на берегу бухты с говорящим названием Залив Креста. Именно туда мне и предстояло добраться в мае 2015 года из славного города Хабаровска.
    Карта Эгвекинот для фото-рассказа res.jpg

    С помощью регулярных рейсов добраться туда можно только с пересадкой в столице Чукотского автономного округа г. Анадырь.

    От Хабаровска до Анадыря в плане перелета особых проблем нет, тут все стандартно. А вот для местных авиалиний на Чукотке на замену испытанных советских АН-28 закупили канадские самолетики DHC-6. Вместимость как у автобуса – 13 человек. До сих не понимаю, как нас с моим с коллегой пустили на рейс с большим количеством груза, самолет явно не рассчитан на такой вес багажа. Видимо, просто повезло.

    Увлекательности перелету также добавляли всякие рассказы, что в первом же рейсе на территории Чукотки у подобного самолета при посадке сломалась стойка шасси. Но, все обошлось, долетели без приключений.

    Первое же, что прилетающие в Эгвекинот могут увидеть – это горы и… сотрудники пограничной службы. Поселок входит в приграничную зону и всем приезжающим необходимо иметь стойкие основания для посещения данных мест. Тем более, что и Штаты тут не далеко, через пролив.
    _DSC0549 Panorama.jpg

    _DSC0552.jpg

    А еще сразу заметно и изменение климатической зоны – в Хабаровске в это время уже цветут сады и сажают картошку, а здесь – зима.

    _DSC0553.jpg

    _DSC0559.jpg

    _DSC0561.jpg

    Не плохо для крайнего севера. Стоит сказать, что Эгвекинот - один из самых благоустроенных населенных пунктов Чукотки. Хотя, на самом деле, вся Чукотка в период правления Абрамовича была приведена в порядок. Все национальные села застроены модульными цветастыми домиками, грунтовые дороги в населенных пунктах заменены на заливные бетонные, которым не страшны перепады температур.

    Как я потом узнал из последующих поездок, береговая и континентальная Чукотки - очень разные. Для побережья характерны сильные ветра, холодное лето, относительно теплая (для севера) зима (обычно не ниже -30) и постоянная облачность. Поэтому в приморской зоне растительность скудная (не успевает вырасти за короткое и холодное лето, да еще и ветра прибивают). Но дольше длится осень, за счет того, что океаны отдают тепло.
    Эгвекинот - типичный представитель прибрежной Чукотки. Первые дни постоянно висела низкая облачность и периодически шел снег.

    Еще отличительной чертой всего крайнего севера являются контейнеры. Их тут море.
    _DSC0587.jpg

    Обнаружилась даже вполне официальная автозаправка
    _DSC0593 Panorama ps.jpg

    На фото не видно, но щит с ценами притянут к земле четырьмя оттяжками - чтобы не сдуло ветром. Местные рассказывали историю как в один из ураганов вывернуло наизнанку спутниковую параболическую антенну. 7-й (максимальный) ветровой район как никак.

    Местная забава - расписывать на выпуск одну из прилегающих к поселку гор.
    _DSC0649.jpg

    Но ведь все-таки май месяц на дворе! Наконец и солнышко появилось.
    _DSC0655.jpg

    _DSC0659.jpg

    Что?! В Эгвекиноте есть автошкола! А у нее есть даже небольшой автодром. А еще там даже на роликах катаются. Температура на улице - 6 градусов тепла.
    _DSC0665.jpg

    Больше нигде как на Чукотке не видел такого обильного размещения на стенах домов различных национальных мотивов и изображений.
    И еще в Эгвекиноте есть горнолыжная база! На фото ниже по центру как раз видно спуск для горных лыж.
    _DSC0678.jpg
     
  2. Залив Креста
    _DSC0634 varitone.jpg

    Набережная в Эгвекиноте. На фото виден памятник строителям дороги Эгвекинот-Иультин. О ней - рассказ далее.
    _DSC0669 big_sky cross_pr.jpg
     
    Nick0las, eokolov, UFO - XXL и 17 другим нравится это.
  3. История вторая. Дорога Эгвекинот - Иультин и Полярный круг.

    Когда основная часть работ была выполнена, принимающая сторона нашла время свозить нас с коллегой на линию Полярного круга. В районе Эгвекинота точка пересечения Полярного круга и дороги украшена соответствующей аркой. Дорога эта имеет свою отдельную запоминающуюся историю.

    Чуть севернее Эгвекинота существовал какое-то время поселок Иультин, построенный для разработки одного из крупнейших в мире месторождения олова и других металлов, найденного там в 30-х годах героического XX века. Для того, чтобы добытое олово можно было как-то доставлять на большую землю его надо довезти до морского порта. Ближайшим оказался Эгвекинот. Соответственно, было принято решение построить автомобильную дорогу Эгвекинот-Иультин.

    В силу специфики климата на Чукотке, да и просто исходя из здравого смысла, чтобы заключенные работали также как все остальные в стране, а не проедали налоги, трассу эту строили зеки.

    Вахтовка, на которой довезли нас до Полярного круга.
    _DSC0680 1.jpg

    Говорят, что заключенных никто специально не огораживал, бараки для жилья они строили себе сами в чистом поле. Действительно, куда сбежишь посреди тундры. Охрана все-таки конечно же была и жила неподалеку в более-менее капитальных строениях. Как только очередной участок трассы был построен вся эта процессия передвигалась далее по намеченному пути.
    _DSC0682 ph_styl cross_p ps минус пятно.jpg

    _DSC0693.jpg

    На фото как раз видна одна из таких площадок. Находилась она аккурат на полярном круге. Справа от дороги - домики, в которых жила охрана. А слева - жили "строители". Опять-таки "говорят", что там до сих пор все усеяно костями. И действительно, куда они (кости) денутся.

    Сейчас трасса практически не используется, так как поселок Иультин, как водилось в 90-х, закрыли, а кроме него ездить по трассе особо некуда. Есть только еще село Амгуэма не доезжая его.

    Как видно, зимой дорога чистится только до полярного круга. Дальше - на вездеходах.
    _DSC0694 ph_styl contr.jpg

    Карточка на память - я на Полярном круге.
    _DSC0687 clear.jpg

    Памятник строителям дороги в Эгвекиноте:
    _DSC0777 2.jpg
     
    Nick0las, Obuxoff, eokolov и 14 другим нравится это.
  4. Продолжение истории первой про Эгвекинот.

    Периодически на Эгвекинот опускались настолько низкие облака, что казалось их можно потрогать рукой. А так как поселок находится в ложбине между горами - эти облака долго держались и не уходили.
    _DSC0710 lut.jpg

    К концу командировки потеплело настолько, что лед в заливе начал подтаивать. Распогодилось и удалось пару раз снять закат:
    _DSC0735 capture one ps.jpg

    _DSC0759 3 ph_styliz contrast.jpg

    _DSC0772_ 1_ 2_tonemapped2 ps1.jpg

    _DSC0779 hdr color_balance contr skylight 16x9.jpg

    Но пришло время улетать. Узел радиосвязи для посадки самолетов
    _DSC0776.jpg

    Особенность расположения поселка такова, что посадка самолетов на аэродром производится с моря, а вот вылет в направлении моря не возможен, так как из него (моря) идут нисходящие ветровые потоки, которые не дают набрать скорость и высоту самолетам.
    Взлетали мы на грузовом большом самолете в направлении гор. Ради интереса я записал GPS-трек взлета. На визуализации трека можно видеть как самолет, набирая высоту, разворачивается на курс совсем рядом с горным массивом. От страха даже телефон на некоторое время сигнал со спутников потерял. В живую это выглядело еще впечатляющей.
    Вылет из Эгвекинота - трек res.jpg

    Продолжение следует.
     
    Nick0las, eokolov, Gar_rik и 20 другим нравится это.
  5. История третья. Билибино.

    Не смотря на то, что значительная часть моей трудовой деятельности в 2015-2016 годах была связана с проектами на Чукотке, снова выбраться туда мне удалось только спустя год - в конце марта 2016 года. На этот раз мой путь лежал в город с красивым названием Билибино.

    Карта Билибино для фото-рассказа res.jpg

    В Билибино, как многим известно, находится самая северная и единственная в мире атомная электростанция в районе вечной мерзлоты. В течение ближайших 15-20 лет АЭС собираются постепенно вывести из эксплуатации. На замену ей придет плавучая АЭС в районе Певека - морского порта чуть севернее Билибино. Но АЭС - это не чайник, который можно выключить кнопкой, даже без выдачи электроэнергии, обслуживание реакторов будет продолжаться еще долгие годы.
    Город находится внутри континентальной Чукотки и климат здесь совершенно иной, чем на побережье. Зимой температура опускается до -50 и ниже. Зато лето довольно жаркое (до 30 градусов) и растительность здесь уже посимпатичней. Лесной фонд в основном представлен лиственницей.
    А еще, как оказалось, в западной части Чукотки живут совсем не чукчи, а другой народ - эвены. И русских здесь гораздо больше, чем коренного населения.

    Из Хабаровска добраться до Билибино удобнее всего через Магадан. Однако в самом городе аэропорта нет, видимо из соображений безопасности АЭС, он был вынесен в близлежащий поселок - Кепервеем (в переводе с местных наречий - росомашья река).

    Аэропорт Кепервеем. Фото с телефона.
    20160330_161903.jpg

    В начале марта здесь еще полноценная зима. Временами морозы были до -30 и с ветерком.
    _DSC2318 ps content_aware.jpg

    А вот и сам Билибино.
    Церковь, отделанная сайдингом - это сильно, конечно.
    _DSC2270 ps.jpg

    _DSC2272_3_4_tonemapped ps1.jpg

    _DSC2281.jpg

    Погода здесь в основном ясная, с закатами получше, чем в Эгвекиноте.
    _DSC2290 warmth 16x9.jpg

    _DSC2292.jpg

    _DSC2294.jpg

    А вообще город такой же цветастый, как и другие на Чукотке (фото с телефона):
    20160330_170908-01.jpg

    20160402_113957-mix.jpg

    Вид на город с сопок, рядом с ним:
    _DSC2298.jpg

    Собственно, вот он весь Билибино:
    _DSC2299.jpg

    Есть в городе даже полноценный бассейн
    20160404_133937-01.jpg

    А еще в Билибино замечательный краеведческий музей, с очень деятельным и понимающим директором
    DSC06285.jpg

    Вообще, я не ожидал от музея чего-то этакого. Я бывал в краеведческих музеях во многих местах, с античными экспонатами и с экспозициями ГУЛАГа, в грандиозных всеохватывающих и маленьких, почти камерных. Но здесь я наткнулся на совершенно уникальный экспонат, который безусловно был бы интересен всем увлекающимся фотографией.
    DSC06295.jpg

    Это вот я рядом для понимания размеров аппарата.

    Ошибочка у них тут в названии, по идее - не Jera, а Jena
    DSC06297.jpg

    Это какой формат?
    DSC06298.jpg

    DSC06300.jpg

    Вот вроде по Билибино и все. По итогам командировки еще сделал для себя вывод, что заметной ошибкой было не взять в поездку солнцезащитные очки. На крайнем севере озоновый слой значительно тоньше, чем на южных широтах, а солнце бьет отвесно на вертикальные поверхности. Мы-то привыкли, что солнце светит сверху вниз, но тут все наоборот - свет направлен горизонтально! Через пару дней у меня начали сильно болеть глаза от ультрафиолета, который без стеснений летел в них со всех сторон - от солнца, отраженный от снега.

    Поездка в Билибино получилась не такой насыщенной, как в Эгвекинот, но все равно очень познавательной. Жизнь на северах конечно кардинально отличается от привычной для жителей остальной России.

    Продолжение следует.
     
    Nick0las, Obuxoff, eokolov и 15 другим нравится это.
  6. История четвертая. Анадырь.

    В столицу Чукотской земли, город Анадырь, мне довелось выбраться осенью. Ночами уже подбивали заморозки, но днем пока еще комфортно было, можно гулять. К тому же в это время года здесь достаточно солнечно, а значит можно найти сюжеты для фото-этюдов.

    С перелетом в Анадырь кроется одна существенная засада. Прилетая туда ты оказываешься на самом деле не в самом городе, а на другой стороне залива - в поселке Угольные Копи. Все из-за того, что сам Анадырь стоит на чрезвычайно твердом скальном грунте, фактически на скале. Любая масштабная стройка там затруднена. А чуть дальше за городом начинаются тундра и болота. В общем строительство полноценного аэропорта очень затратное дело, поэтому вертолетная площадка есть, а воздушной гавани - нет. До нее надо добираться через лиман.

    Аэропорт Анадырь (с телефона)
    20160915_163357-01.jpg

    Способов добраться от аэропорта до города несколько - все так хороши, что аж прям не знаешь какой выбрать. Можно на небольшом судне, но говорят могут внезапно волны подняться большие. Были случаи когда переворачивались. Можно вертолетом - но это дорого весьма и расписание прямо скажем не удобное. А можно на трэколе - автомобиле, специально созданном для севера. Машина конечно уникальная, но ехать в ней то еще удовольствие. При долгой поездке по снежным ухабам отбивается спина. А зимой еще бывает как сильным течением размывает лед и многие уходили под воду на переправе.

    А вот и заждавшиеся морские волки - ждут отчаянных для переправки на тот берег, в цивилизацию.
    20160901_170454 ps.jpg

    А это - очередь из желающих добраться до Анадыря.
    20160901_170512.jpg

    На маленький баркас, на котором мы переправлялись влезли две машины впритык. Судно настолько узкое, что даже двери открыть и выйти из автомобиля невозможно практически. Если что случись - даже выпрыгнуть не успеешь. А там за бортом уже касатки ждут твое бренное тело... Ну да ладно, добрались - и хорошо.

    А тут действительно неплохо
    _DSC3204_fused 16x9 ps.jpg

    Есть, что поснимать
    _DSC3230 1_2_3_tonemapped ps.jpg

    _DSC3231_fused ps.jpg

    _DSC3265_DxO lut.jpg
     
    Nick0las, eokolov, curier и 14 другим нравится это.
  7. Прогулка по городу
    _DSC3272.jpg

    _DSC3274_tonemapped ps.jpg

    _DSC3275.jpg

    _DSC3277.jpg

    _DSC3278.jpg

    _DSC3279.jpg

    Музейный центр "Наследие Чукотки". Внутри не снимал, но там все круто. Хороший музей.
    _DSC3280.jpg

    Памятник самому известному чукотскому писателю Ю.С. Рытхэу. Собственно он создал всю известную современному человеку чукотскую литературу.
    _DSC3281.jpg

    _DSC3282.jpg
     
    Nick0las, eokolov, Fazer22 и 15 другим нравится это.
  8. Набережная в центре Анадыря
    Памятник Святителю Николаю Чудотворцу
    _DSC3284.jpg

    _DSC3286 ps.jpg

    _DSC3287_DxO_fused ps crop dfine.jpg

    _DSC3301_fused 16x9 ph_styl.jpg

    _DSC3304-_DSC3311_Pan ps crop.jpg

    _DSC3315.jpg

    Эхо прежней эпохи
    _DSC3317 film.jpg
     
    Nick0las, eokolov, Fazer22 и 14 другим нравится это.
  9. Снимки с телефона

    Ничего необычного, просто человек загорает в Анадыре. На улице - 10 градусов тепла.
    20160902_092614-01.jpg

    Всем известна особенность севера - то, что сюда попадает, уже никогда не будет вывезено. Просто невыгодно. Все остается гнить здесь же.
    20160902_134309-01.jpg

    Но зато все чистенько и аккуратно. Идеальный порядок.
    20160910_171630-01.jpg

    Внезапно - космический пейзаж. Ах, как я жалел, что не взял в тот вечер с собой камеру
    20160910_182128 ps.jpg

    Местное народное творчество
    20160911_151740.jpg

    А еще я попробовал сало кита! На самом деле, лакомство на любителя. Примерно как резину жуешь.
    20160912_173934.jpg
     
    Nick0las, eokolov, curier и 15 другим нравится это.
  10. Пейзажи на полтинник напоследок
    _DSC3377-_DSC3378_Pan 16x9 ps.jpg

    _DSC3383_DxO_fused ps crop.jpg

    Ну вот и все. До свидания, Анадырь
    20160915_124731 ps.jpg

    20160915_130617-01.jpg

    На этом мое повествование о Чукотке закончено. Это были запоминающиеся поездки, полезный опыт, встречи с интересными людьми. Крайний север пленяет своей суровой и лаконичной красотой. Люди, живущие там поражают тем, что понимаешь насколько безграничны возможности человека. Но все-таки для жизни место тяжелое.

    Спасибо всем прочитавшим этот скромный опус до конца.
     
    Patulin, Nick0las, eokolov и 19 другим нравится это.
  11. Alan, интересный рассказ, красивые картинки! Спасибо, что поделились!
     
  12. RailMan, спасибо за отзыв! Рад, что понравилось.
     
  13. Alan, спасибо! Познавательно и... жутко. :(

    И очень красиво. На севере своя, особенная красота, особенно осенью.

    Но - как там люди живут? Особенно зимой, в жуткие морозы и с ветром? При отсутствии лета и за 10 000 км от тепла...
    Я всегда считал, что у нас на севере, в Мурманске, люди не должны жить, так нет, они и в аду, на Чукотке как-то живут... :(
     
  14. nauticus, да, специфика там конечно не всегда приятная.
    Например, цены на продукты там заоблачные. К тому же жизнь подчинена северному завозу. Основная часть продуктов завозится в летний период кораблями. В Эгвекиноте я был в мае - из овощей уже почти ничего не было, только всякие крупы да консервы. Молочка, которая возится самолетом - безумно дорогая. Зато есть оленина - недалеко, в Амгуэме, содержат оленей. Мясо вкусное очень. К тому же от природы олени не подвержены паразитам, теоретически его можно есть даже сырым. но я не рискнул )
    В Анадыре со снабжением получше, есть даже местное молочное производство (из сухого молока).

    Иногда возникает общее ощущение какой-то безнадеги. Но на самом деле, в плане оптимизма и готовности работать, Чукотка еще не самое худшее место, что я видел. Есть в России гораздо более депрессивные районы и города.
    Некоторые туда едут специально за длинным рублем. В Эгвекиноте в местной горнодобывающей компании вахтовиками трудится очень много западно-украинцев и молдован. Разговаривал с ними, многие в то время как раз бежали от мобилизации (шла активная фаза АТО на Украине). Для многих же те деньги, что они могли получить за вахту, в любом случае больше того, что они смогли бы заработать на Родине.
     
    nauticus нравится это.
  15. Жутко плюсую. Отличные карточки передающие атмосферу малой родины. В какой то момент даже показалось, что чувствую тот особый аромат Заполярья. Спасибо.
     
  16. Alan, Здорово, в смысле немного щемит сердце. Да простит меня автор, как мне кажется, несколько "пестровато" здорово цвет зареверсирован , нет?
     
  17. Борис Петрович, да, краски намеренно немного добавлено... При обработке хотелось передать те ощущения, которые чувствовал, когда в живую все это видел.
     
  18. Alan, Сколько людей столько и мнений.
     
  19. Посмотрел и прочитал с интересом.
    Спасибо!
     
  20. Терпеть не могу холод, но почему-то всегда нравились и тянет в места, где холодно. Вот и мерзну периодически... Alan, большое спасибо за рассказ и фото места, которое мне как раз по душе!
     

Поделиться этой страницей