1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Съемка в ИК свете на камеры Sony Alpha

Тема в разделе "О фотографии", создана пользователем Denis Kovrov, 29 сен 2011.

  1. #1 29 сен 2011 в 17:39 | Съемка в ИК свете на камеры Sony Alpha
    Последнее редактирование модератором: 3 окт 2011
    Как то давно увлекла меня ИК съемка, полез в инет искать описание того какие объективы Sony/Minolta подходят для этого дела и ведь толковых статей много нашел (список литературы и ссылок ниже), но все стороной обходят соньку, обидно блин. Для Canon есть хорошие таблицы, для Nikon тоже, а для Sony нет. Наверное считается, что старенькая 828-я уже есть и она отлично годится даже без всяких там переделок поэтому и писать ничего не надо.

    Решил составить некоторый конспект из своего личного опыта...

    [​IMG]
    Фото (с) Денис Ковров/Крым/Сентябрь 2009/ Sony A200 + Cokin 007/ f/11, 57sec

    Ну во-первых пару слов о камерах. Без переделок почти все камеры дают довольно длинные выдержки, тут sony не исключение, да и вообще у ее камер довольно сильный АА-фильтр, посему даже в солнечный день легко получить выдержку длиной секунд в 10, а то и больше. У кого то это вызывает отторжение, у меня ж как раз наоборот, длинные выдержки сильно привлекают -), давно хочу big stopper чтобы иметь возможность снимать днем и в нормальном цвете. Обычные значения экспозиции для Sony A200 начинаются примерно от 5-10 секунд в солнечный день. Я обычно стараюсь удлиннить эти значения так что у меня эти значения начинаются от 15-20 секунд и выше, а в пасмурную погоду от 30-40.

    Во вторых, пару слов фильтрах. Поскольку для съемки в ИК-свете я использую фильтр Cokin 007 (B89), то могу утверждать что, фильтры с пропускной способностью в диапазоне от 720нм и выше вполне сгодятся и будут давать заведомо нужный результат. Поскольку фильтров много и многие из них пропускают свет в другом световом диапазоне, поэтому желательно конкретный экземпляр проверять на конкретной камере. У меня был прецендент, снимал я Canon 5D MII с фильтром b+w 77 092 IR и увы результат съемки был несколько далек от ИК-фотографии (не было wood-эффекта), скорее просто сильный красный фильтр, т.е. на новых 5-ках АА-фильтр был усилен. На первой 5-ке этот фильтр давал вполне нормальную ИК-картинку.

    В третьих об особенностях съемки. Штатив, тросик, подъем зеркала вещи необходимые. Вообще без штатива можно снимать только на переделанных (демонтирован АА фильтр) камерах. Для тех кто использует компендиумные системы держателей для фильтров, типа Cokin A,P,Z,X или Lee и им подобные обязательно надо закрывать щели между объективом и фильтром, любой светонепроницаемой тканью иначе паразитные переотражения засветят кадр. Либо крепить фильтр прямо на переходное кольцо при помощи резинок или пластилина. Еще лучше не допускать прямого попадания света на фильтр, т.е. надо сделать некий эффект бленды, можно и самому стать так чтобы объектив с фильтром был в тени. Но эти замечания вообще характерны для работы с подобными системами фильтров.

    В четвертых, наконец то про "стекла". Ниже список линз подходящих для съемки, часть взято из [3], часть личные эксперименты. Надо сразу внести некоторую ясность на счет " don’t cause hotspots". На сколько мне позволяют утверждать мои знания и эксперименты, все стекла подвержены этому эффекту, возможно за исключением тех, что адаптированы производителем для ИК съемки, просто у одних объективов это проявляется на всех значениях диафрагм, а у других на довольно закрытых значениях, где то от f/11 и выше. Ни один из моих объективов специально не адаптирован для ИК съемки. Под адаптацией под ИК надо понимать специальную метку которую наносит производитель для наведения на резкость с учетом падения света на светочувствительный элемент в ИК диапазоне. Наведение на резкость да и вообще теория очень хорошо описана в "умностях" (оригинальный слог автора :)) у Алика Войтеховича (blyg) [4]. Я обычно стараюсь наводиться либо на гиперфокал и уже подбирать/проверять резкость делая пробные кадры, либо на бесконечность, ну тут как правило все резко.

    Lenses that I have used or know that don’t cause hotspots:
    Minolta 35-70mm F4
    Minolta 50mm F1.7
    Minolta 24-105mm F3.5-5.6
    Sony CZ 16-80mm F3.5-4.5
    Tokina 28-80 ATX-Pro F2.8
    Sigma 28-70 EX DG F2.8


    Мои изыскания:
    Sony DT 18-70mm F3.5-5.6 - китовое стекло, вполне подходит и дает вполне нормальный результат до значение f/8, хот спот проявляется на диафрагмах близких к f/11.
    Sony DT 16-80mm F3.5-4.5 ZA - стекло хорошее, все же Carl Zeiss, для ИК съемки подходит, но увы, у меня на выходе очень много брака (кадров с засветкой), при чем даже в пасмурные дни. Одно время я был уверен, что этот объектив не подходит для ИК, но видимо я неочень хорошо закрывал зазоры между объективов и фильтром, так что туда "просачивался" свет. Проделав ряд тестов все же я получил приемлемый результат. Снимать можно не боясь хот спотов до f/8, начиная с f/11 они очень заметны.
    Sony 20mm F2.8 - замечательно подходит для ИК, хотспоты проявляются от f/11, а иногда и ниже.
    Sony 28mm F2.8 - так же очень хорошо подходит для ИК, легкий хотспот удалось получить на f/16, но с ним можно бороться, вообщем до f/11 можно смело использовать.
    Minolta 70-210mm F4 - в простонародьи "банка", в целом подходит легкий хотспот проявляется на f/11, т.е. до f/8 можно использовать. Но у "банки" есть жуткий минус - кольцо фокусировки совмещено с резьбой для навинчивания фильтров, а поскольку в ИК сначала фокусируешься потом накручиваешь/устанавливаешь фильтр, мне думается использования данного объектива представляется несколько затруднительным, хотя можно кольцо фиксировать например изолентой, чем не выход.

    Краткий список объективов пригодных для ИК съемки:

    Minolta 35-70mm F4
    Minolta 50mm F1.7
    Minolta 24-105mm F3.5-5.6
    Minolta 70-210mm F4

    Sony DT 18-70mm F3.5-5.6
    Sony DT 16-80mm F3.5-4.5 ZA
    Sony 20mm F2.8
    Sony 28mm F2.8
    Sony 50mm F2.8
    Sony 100mm F2.8
    Sony 500mm F8
    Sony 70-300mm F4.5-5.6 G SSM

    Tokina 28-80 ATX-Pro F2.8
    Sigma 28-70 EX DG F2.8



    Объективы которые не пригодны к ИК съемки - Lenses that I have used or know that do cause hotspots:
    Minolta AF DT 17-70mm F3.5-5.6 D kit lens
    Minolta AF 17-35mm F3.5 G
    Minolta 28-70mm F2.8 G

    Sony 16-35mm F2.8 ZA SSM Vario-Sonnar T
    Sony 24-70mm F2.8 ZA SSM Vario-Sonnar T
    Sony 85mm F1.4 ZA Planar T
    Sony 135mm F1.8 ZA Sonnar T

    Tamron SP 17-50mm F2.8 XR Di


    В-пятых. Список камер пригодных к ИК съемки без дополнительных переделок. Сформирован на основе данных публикуемых в форуме Sony/Minolta, в жж-сообществе ИК-фотографии ru_infrared, а так же данных из интернета.
    Konica/Minolta Dynax 5D*
    Konica/Minolta Dynax 7D*
    Sony Alpha 100*
    Sony Alpha 200*
    Sony Alpha 700**
    Sony Alpha 900**


    * - для получения выраженного вуд-эффекта необходим ИК-фильтр с характеристиками не ниже 89В (спектральные характеристики фильтров можно сравнить в [8])
    ** - для получения выраженного вуд-эффекта необходим ИК-фильтр с характеристиками не ниже 093 (спектральные характеристики фильтров можно сравнить в [8])

    Постараюсь по мере возможности обновлять этот список, записывал для себя, но возможно кому-либо данная информация и пригодится.

    Это небольшое исследование так же было опубликовано в ru_infrared, но там я не вносил последнии изменения.

    Если есть возможность и желания дополнить пожалуйста пишите, вместе обновим и составим наиболее полный список с камерами и объективами пригодными и не пригодными для ИК съёмки.

    Полезные ссылки и литература:
    [1] - ветка из форума Sony/Minolta - ИК-съемка на Dynax 5D
    http://www.forum.sony-club.ru/showthread.php?t=12435&highlight=%C8%CA+%F1%FA%E5%EC%EA%E0
    [2] - ИК съемка
    http://www.forum.sony-club.ru/showthread.php?t=10415&highlight=%C8%CA+%F1%FA%E5%EC%EA%E0
    [3] - Sony/Minolta A Guide To Infrared Photography
    http://www.dynaxdigital.com/index.php?topic=5045.0
    [4] - A Guide to Infrared Photography
    http://www.teddy-o-ted.com/tutorials/a-guide-to-infrared-photography/
    [5] - Infrared Basic
    http://www.jr-worldwi.de/photo/index.html?intro.html
    [6] - Инфракрасная фотография, Алекс Войтехович (blyg), статья в трех частях.
    http://blyg.livejournal.com/21332.html
    http://blyg.livejournal.com/25015.html
    http://blyg.livejournal.com/21063.html
    [7] - Infrared Photography with a Digital Camera
    http://www.wrotniak.net/photo/infrared/
    [8] - Скрипт для получения спектральных характеристик ИК фильтров http://stanislav.mikov.name/scripts/ir/comparefilters
    [9] - Infrared Photography. В комментариях есть список объективов подходящих/не подходящих для ИК
    http://www.alphamountworld.com/photography-articles/infrared-photography+
     
    Михайлович нравится это.
  2. Спасибо за информацию. Примеры ваших фото будут? А то у меня давно лежит матрица от A100 без ИК фильтра и я никак не соберусь поставить ее в какую нибдь тушку.
     
  3. не зачто, дополню скоро, нашел информацию о некоторых стеклах неподходящих для ИК.

    фото, вот можно глянуть, как публиковал, там и exif если вдруг нужен.
    http://www.forum.sony-club.ru/photo/showphoto.php?photo=26169&cat=500&ppuser=5062

    лежит целая серия из Крыма 2009 года и этого, но все руки не дойдут обработать, то времени нет, то настроения.
     
  4. Ооо, замечательная тема!
    Сам недавно загорелся идеей, купил фильтр и хороший штатив. Камера а77. Есть примерчик один, вот он:
    [​IMG]
    Что такое вуд-эффект?
    И еще: кто-нибудь делал цветные инфракрасные фотографии?
     
  5. Инфракрасный мир с Соней...

    С камерами без режима Night Shot больно много мороки.У меня специально для ИК припасена SONY DSC-F828. Правда дочка кокнула её этим летом, пришлось ещё одну камеру прикупить на ebay... :cool:
    Снимаю с рук, нейтральные фильтры плюс ИК-фильтр HOYA R72...
    Вот как я делаю ЭТО : http://mprk.narod.ru/irphoto.htm

    Снимал с рук как панорамы: http://www.photosight.ru/photos/586994/?from_member, так и мозаики: http://www.photosight.ru/photos/468793/?from_member или http://www.photogorky.ru/showphoto.php?photo_id=7665
     
  6. MPrk, Панорама очень классная!
     
  7. привет! под номером [6] статьи Алика Войтеховича обязательны к прочтению, там все в подробностях и о вуд эффекте и псевдоцветных ИК фото, и как их замешивать -)
     
  8. А я не прочитал...:eek: Значит ли это, что я больше не могу в ИК-диапазоне фотографировать? :eek:
     
  9. ничего у меня не получается((( с ББ авто, выходят совершенно красные фото. при перекидывании информации из красного в синий, фото становятся просто синими. при переводе в монохром - просто черно-белое фото.
    выставляла баланс белого по листьям, по небу, по бумаге. и с фильтром и без, и ... как только не изголялась. белой листвы нет и усё тут(((

    фильтр: HOYA INFRARED (R72)
    камера: Sony Alpha SLT-A65
    объектив: Sony Carl Zeiss 16-80mm

    как обрабатываете, можно поинтересоваться? как ББ выставляете, через фильтр? по траве? по небу? что у мну не так, я не понимаю(((
     
  10. Интересно, видят ли матрицы SLT ик-спектр? Работает ли пикинг?
     
  11. выше есть фотография с a77.
    Жаль, tamron 17-50 отнесён в список неподходящих для ИК съёмки. Или всё же попробовать купить на него ИК-фильтр, и в случае неудачи использовать через повышающие кольца на других объективах?
     
  12. Я недавно наконец осуществил свою идею-фикс. Взял A100 и снял с матрицы ИК фильтр. Точнее матрица со снятым ИК фильтром долго ждала пока я найду тушку для опытов. Но вот тушка появилась, и опыты начались. После смены матрицы этого камеру надо переюстировать, плоскопараллельная пластинка ИК фильтра сильно смещает изображение. После ссмены матрицы 3 юстировочных винта на которых стоит блок стаба и матрицы пришлось закрутить на 4.5 оборота, что соответствует смещению матрицы на 0.9мм вперед. Замечу, что этот фокус получится не на всех экземплярах камер, иногда свободного хода винтов меньше чем 4.5 оборота до упора. Но мне повезло, и переделывать все крепление матрицы не потребовалось. После смещения матрицы вперед можно фокусироваться по ВИ и по АФ. Впоследствии на этой камере я обнаружил некоторые проблемы с фокусировкой на шириках, хотя макрополтос при первичной настройке положения матрицы по ВИ работал отменно. Похоже на перекос модуля АФ, надо будет точно отюстировать все датчики.

    Теперь о результатах сьемки. Без ИК фильтра R, G, и B пиксели на матрице становятся немного чувствительными к ИК. Тут все зависит от конкретных светофильтров, но так или иначе ИК подмешивается ко всем каналам. ББ экстремально смещается в сторону Magenta, автомат ББ не справляется, но по серой карте или руками выставить можно. Если снимать без ИК фильтра на обьективе, получаются несколько приглушенные цвета, и желтая листва. В свете ламп накаливания камера становися более чувствительной. Цвета многих предметов как в дневном свете так и в свете других ламп искажаются. Чуть позже проведу патный тест камер с ИК фильтром и без (моя непеределаная А100 сейчас не у меня). С ИК фильтром (в моем случае Hoya R72) ББ еще сильнее уходит в сторону magenta, А после коррекции ББ фото получается почти чернобелым. Выкладываю тест. В виду недостатка времени и солнечной погоды тесто сделан при немного свете. Обьектив CZ 16-35/2.8

    Наспех поставленый ББ по "белому" обьекту, без фильтров. Камерный жипег. На самом деле листва в городе еще зеленая, а не желтая, как на фото:
    [​IMG]

    Тот же кадр с ИК фильтром Hoya R72 Выдрежка увеличена на 2.33 стопа
    [​IMG]

    Кадр с ИК фильтром с исправленным в конверторе ББ. Для большей схожести с остальными кадрами использован родной конвертор.
    [​IMG]

    Замечу что ранее мои эксперементы с A100 и ИК фильтрами приводили просто к уходу ББ в magenta, листва белой не становилась. Видимо все дело в очень хорошем ИК-поглощающем фильтре на A100.

    И так, результат экспериментов показал, что:
    1. Удаление ИК-поглощающего фильтра с камеры A100 возможно без серьезной переделки камеры и модуля стаба или установки компенсационных стекол. Вероятно можно переделывать и другие камеры.
    2. В результате такого удаления можно снимать псевдоцветные кадры с немного поплывшими и приглушенными цветами.
    3. Без ИК-поглощающего фильтра на матрице возможна сьемка с ИК фильтром без длинных выдержек. Таким образом можно разделить IR и Long exposure сьемку. Очевидно ИК фильтр при этом можно применять любой, не обязательно суперплотный.
    4. Применение штатива при чисто ИК сьемке желательно так как через ИК фильтр в ВИ практически ничего не видно. Примерно как с ND1000 - видно источники света, если долго вглядываться в ВИ закрыв глаз ркуой от боковых засветок, то и кадр увидеть можно, но визировать с рук не удается.
    5. С ИК фильтром на обьективе кадры получаются близкие к ЧБ сами по себе. По крайней мере если говорить о пейзаже.
    6. Стоит ожидать повышения чувствительности камеры в свете источников где много ближнего ИК - ламп накаливания, костра, свечей, etc.
    7. Посколькоу фильтр на матрице отсекает еще и УФ, камера должна была получить чувствительность и в УФ диапазоне тоже. Куплю УФ-выделяющий фильтр - проверю.

    Кого интересуют тестовые снимки - пишите, что снять. Равы тестовых кадров тоже могу выслать, если интересно.
     
  13. Buggah

    Buggah Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 апр 2008
    Сообщения:
    958
    Симпатии:
    942
    Баллы:
    0
    Род занятий:
    IT
    Адрес:
    Кемерово
    Сайт:
    Предупреждения:
    0
    #13 27 сен 2013 в 05:24 | Съемка в ИК свете на камеры Sony Alpha
    Последнее редактирование модератором: 27 сен 2013
    Проделывал аналогичную экзекуцию и тоже с A100. Только IR фильтр имплантировал непосредственно на матрицу - ибо так проще компоновать кадр - в видоискатель то всё видно. Теперь камера чисто специализированная. Пример снимка: [​IMG]
    Фильтр 720нм (точно уже не помню что туда вставил, может и 760). При обработке была сделана замена цветовых каналов.
    Ещё пример
    [​IMG]
     
  14. Nick0las
    Там выше в первом посте написано, что Зайцы для ИК съемки не пригодны.. Как мне кажется - из-за особенностей просветления.. Если не сложно можете сравнить на одинаковых сюжетах объективы из списка "пригодных" и "непригодных"?
    Если разница будет только в увеличении выдержки на стоп-два - то значит все объективы пригодны ;)
     
  15. Buggah

    Buggah Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 апр 2008
    Сообщения:
    958
    Симпатии:
    942
    Баллы:
    0
    Род занятий:
    IT
    Адрес:
    Кемерово
    Сайт:
    Предупреждения:
    0
    Непригодность и особенности просветления выливаются не в увеличение выдержки, а эффект хот-спота, убирать который замучаешься.
     
  16. А что за эффект? гугл знает про него только в связи с WiFi - сетями..
    Он на фотоках выше был?
     
  17. Buggah

    Buggah Модератор
    Команда форума

    Регистрация:
    9 апр 2008
    Сообщения:
    958
    Симпатии:
    942
    Баллы:
    0
    Род занятий:
    IT
    Адрес:
    Кемерово
    Сайт:
    Предупреждения:
    0
    #17 27 сен 2013 в 10:14 | Съемка в ИК свете на камеры Sony Alpha
    Последнее редактирование модератором: 27 сен 2013
    Тут нет, не было.
    Dunes at Stovepipe Wells, Death Valley N.P.
    Canon Digital Rebel, EFs 18-55 mm kit lens
    © Jim Chen and Friends :
    [​IMG]
    Вот нашел свой примерчик:
    [​IMG]
    И ещё один:
    [​IMG]
    Светлая область в центре снимка. Малоконтрастная, правится в редакторе с большим трудом, и чаще всего не до конца. Цвет в хотспот области тоже уходит.
    ИМХО тут больше влияет собственно не просветление, а переотражения в объективе в ИК-диапазоне.
     
  18. Для ИК сьемки с двумя фильтрами может и непригодны. Я перед тем как CZ нацепить снимал на кит 18-70, и 28/2, разницы небыло. Просто с кит мыльный и фильтр невозможно снять не сбив фокус. А до 28/2 руки не дошли. А разница на глаз не особо видна. А что касается непригодности надо не забывать о том что при ИК сьемке просветление работает на нерасчетном режиме, а ИК фильтр в ик диапазоне на матрице работает как едва проницаемое зеркало. Вот и получается что в ИК без удаления фильтра с матрице зайцы ловят "зайцы".

    А вообще если любой фильтр поставить, хоть ИК, хоть цветной выдержка возрастает потому что фильтр поглощает часть цвета.

    Вот тот-же кадр с кита, с правленым и не правленым ББ:
    [​IMG]

    [​IMG]

    Разница есть, на ките контраст повыше, и псевдоцвета чуть другие. И связано это м просветлением, и с тем что в цейсе в два раза больше поверхностей, которые в ИК бликуют.

    Завтра выходной, постараюсь сделать массовый тест стекол на ИК, хотябы на сюжете из окна.
     
  19. Выкладываю обещаный тест линз на модифицированой A100 без ИК фильтра.
    [​IMG]
    В тесте участвовали:
    Minolta 28mm F/2
    Minolta 50mm F/2.8 macro
    Carl Zeiss 16-35mm F/2.8
    Sony 18-70/3.5-5.6
    Zenitar 16mm F/2.8 fisheye

    Немного по методике. Картинки в "цвете" снята с ББ 3300K G9 и примерно соответствует нормальным цветам.
    Картинки в ИК сняты с ручной установкой ББ по белому листу, с обьективом Sony 18-70.

    Бег облаков по небу мешал снять совсем идентичные кадры в ИК и видимых диапазонах. Я старался снимать в те моменты когда ближние деревья были освещены солнцем. К стесту прилагается вся тестовая сцена снятая на A900+16-35 в цвете.

    Что я сразу заметил:
    1. 18-70 и 28/2 сильно хроматят в ИК, а может еще и в ЦФ диапазоне, причем ХА сильней заметна в левом верщнем углу (видимо байер сказался). На чисто ИК кадрах ХА незаметна.
    2. Zeiss 16-35 заметно теряет контраст, особенно в чисто ИК режиме. Всетаки аж 16 линз.

    Собственно тест:
    Preview
    Jpeg
    Raw
     
  20. Добрый день, всё еще снимаете ИК на А77? Какой фильтр используете?
    Форумчане, у кого есть опыт ИК на А77, какой фильтр лучше купить, чтобы подошёл и не лежал на полке без дела? :)
     

Поделиться этой страницей