1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.

Тема в разделе "О фотографии", создана пользователем nauticus, 26 авг 2014.

  1. Вопрос: Что мне сделать для защиты авторских прав, как защититься от того, что мои работы украдут и присвоят авторство на мои фотографии себе?
    Вопрос юристу

    Я фотограф. Часто размещаю свои фотографии на сайте (интернет-альбом фотографий). Фотографии там в достаточно большом разрешении. Скажите, опасно ли это? Что мне сделать для защиты авторских прав, как защититься от того, что мои работы украдут и присвоят авторство на мои фотографии себе?

    Юридическая консультация

    Все зависит от того, в каком формате Вы фотографируете. Как правило, это формат RAW.

    Формат RAW - является достаточно сильным доказательством того, что именно Вы являетесь автором фотографии, а соответственно, обладаете на нее авторскими правами.

    Тем не менее, я бы все равно не рекомендовал размещать в Интернете фотографии в разрешении, которое бы позволяло печатать фотографию в хорошем качестве формата 10х15 и более. Здесь есть риск нарушения не Ваших неимущественных прав автора (присвоение авторства – плагиат), а нарушение Ваших имущественных прав (использование фотографии без Вашего разрешения). Сейчас достаточно популярно среди Интернет-периодики иллюстрирование статей чужими фотографиями без разрешения авторов.

    Рекомендации по защите авторских прав на фотографии

    Старайтесь никому не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW, а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.
    Не забудьте занести в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).
    По возможности делайте кроп исходного снимка.
    Обязательно на фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Вадим Колосов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом.
    Обратите внимание, что © согласно ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права – т.н. исключительное право), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете наставить на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:».
    Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного "случая" каждую фотографию)!

    Ст. 1301 Гражданского кодекса предусматривает компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 р. за нарушение имущественных прав (исключительного права), т.е. за сам факт копирования и использования Вашей фотографии. А ст. 1300 Гражданского кодекса также предусматривает компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 р., но уже за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.
    Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате (20х30, например) – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др. Подробнее об общих способах защиты авторских прав (по аналогии они все применимы и к защите авторских прав на фотографии).

    * Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.
    источник
     
  2. По просьбе форумчанина, найдено в сети, на скорую руку:
    1. Соглашение с представителем несовершеннолетней модели.
    2. Модельный релиз для несовершеннолетних. (универсальный модель релиз, который принимается русскими и западными фотобанками).


    Скачать здесь
     
  3. Подскажите, если я хочу фотографировать бесплатно модель ради повышения своего и ее мастерства (так называемый TFP). Нужен ли при этом договор?
     
  4. Предположим, вы отсняли девушку. Все фото просто вше всех похвал! Все, потенциальные клиенты как их увидят, так сразу заказывать начнут. Но девушка сказала, что не хочет, чтоб ее нос видели на фотографиях и запретила к выкладыванию фото в сети инет. В итоге, все на смарку... Так что такие моменты обсуждают заранее и с подписанием на бумаге. А так то что съемка бесплатная, еще ничего не говорит. В договоре Вы расписывайте кто оплачивает работы стилиста и др. по макияжу. Кто студию, транспортные расходы и т.п.
     
  5. RomanGor, моё личное мнение: фотографу лучше всегда, при любой съёмке (если речь не идёт о съёмке друзей и знакомых), подстраховываться подписанием Договора, дабы избежать в дальнейшем возможных осложнений.

    О необходимости обязательного заключения Договора почитайте хотя бы здесь.

    ps увы, чаще у нас действуют по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. :shock2:
    А долгие и весьма недешёвые разбирательства в судах могут вымотать вас так, что и фотографировать никогда не захочется....
     
  6. Как и в любой другой сфере, договор – это письменное соглашение, в котором оговариваются права и обязанности сторон данного соглашения. Главное условие – договор носит официальный характер, т.е. имеет юридическую силу. В случае возникновения конфликтных ситуаций, договор – это единственное на что будут опираться при разрешении конфликта. Наличие договора — это минимально необходимое условие вашей спокойной гарантированно оплачиваемой работы.

    На практике случаются ситуации когда:
    - клиент не доволен получившимися карточками или композицией на фото, произведенной ретушью или запечатленными моментами;
    - клиент считает, что стоимость работ высока либо у него сменились обстоятельства и он отказывается оплачивать работы;
    - во время съемки (особенно торжественных моментов — свадьбы, награждения и прочее) гости заказчика бегают с фотоаппаратами и чья-то голова или спина настойчиво попадают в кадр;
    - вы заранее не договорились будет ли распечатан пакет фотографий либо заказчик требует второй и третий комплект фото "в подарок";
    - оговоренное время съемки истекло, а заказчик требует продолжения работы без дополнительной оплаты.

    Такие ситуации можно перечислять долго, однако все они имеют одну общую особенность: договор на оказание услуг фотографа между вами и заказчиком заключен не был либо в нем не были прописаны существенные условия.

    Для того, чтобы обезопасить свой труд и собственные нервы, а также сохранить хорошие отношения с заказчиком даже в случае возникновения спора, договор на проведение фотосьемки должен быть вами заранее обдуман, проработан и подготовлен к подписанию.

    При заключении договора обязательно пропишите все моменты, касающиеся ситуаций описанных выше. Укажите в какое время и где будет производиться фотосьемка; какие моменты должны быть запечатлены обязательно; установите запрет фотосъемки важных моментов посторонними фотографами, которые могут помешать вам сделать качественные кадры; оговорите в каком виде ваши работы будут переданы заказчику (на электронном носителе, распечатаны, оформлены на диск, высланы почтой и прочее).

    И для коллекции: весьма неплохой Договор оказания услуг фотографа.
     
  7. ФОТОГРАФ СО СТОРОНЫ - статья об отношениях организации с фотографом-фрилансером и о Договоре авторского заказа с элементами договора об оказании услуг (в части самой фотосъемки) .
    "Кадровик.ру", 2013, N 2

    Если организация не является средством массовой информации, издательством или фотоателье, то у нее отсутствует потребность держать в штате профессионального фотографа. Когда же возникает необходимость получить красивые фотографии для тех или иных целей (портреты сотрудников или предметные фотографии товара для оформления корпоративного сайта, фотографии с проводимой фирмой конференции, изображения африканских пейзажей для украшения стен офиса), приходится обращаться к услугам сторонних фотографов.

    Подавляющее большинство фотографов на рынке соответствующих услуг в настоящее время - фрилансеры, некоторые из них зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, и лишь незначительная часть работает через крупные аутсорсинговые агентства. Поэтому у них, как правило, отсутствуют разработанные с учетом специфики их деятельности договоры, и задача документального оформления отношений ложится на плечи организации-заказчика.
    Весьма распространена практика (особенно при отсутствии в штате организации юриста) заключения с фотографами-внештатниками гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг либо, хуже того, выполнения работ: фотограф обязуется произвести фотосъемку столько-то часов, произвести столько-то фотографий, а организация обязуется за фотографии заплатить столько-то рублей.
    Это порочная практика.
    Договор возмездного оказания услуг (равно как и договор на выполнение работ) совершенно не предназначен для опосредования подобного рода отношений и, как результат, не может защищать интересы сторон. Ни одной из них, что характерно. Фотографам я обычно объясняю, что заключать такой договор - это все равно, что снимать свадьбу на телефон, всем остальным - что это приблизительно то же, что есть суп из тарелки не ложкой, а чашкой. Теоретически, конечно, можно, но неудобно, и велик шанс "обляпаться". Особенно комично выглядит в этом контексте акт сдачи-приемки. Стараясь хоть как-то натянуть тришкин кафтан подобного договора на реальные отношения, стороны начинают тщательно прописывать в документах порядок приемки фотографий по количеству и качеству (спасибо, что без ссылок на Инструкции П-6 и П-7).
    Все дело в том, что фотограф не просто оказывает организации услуги по фотосъемке, он своим творческим трудом создает произведения - фотографии. А правовое регулирование процесса создания произведений гораздо лучше укладывается в рамки специально придуманной и разработанной создателями четвертой части Гражданского кодекса конструкции - договора авторского заказа, которому посвящены аж целых 2 статьи ГК РФ - 1288 и 1289.
    Грамотно составленный договор авторского заказа с элементами договора об оказании услуг (в части самой фотосъемки) выступает универсальным регулирующим инструментом в отношениях организации с фотографом-фрилансером.
    Заключая данный договор, следует обратить внимание на следующие моменты.
    Формулирование предмета договора - о чем именно договор и что же стороны хотят получить "на выходе". Иными словами, что получит организация в результате работы фотографа:
    - фотографии на материальном носителе (что должно быть на них изображено, в каком стиле и какого формата будут фотографии);
    - на каком носителе - напечатанные фото или DVD-диск, сколько штук и т.п. - и права на них (то есть как именно организация будет вправе использовать полученные фотографии).
    Здесь важно оговорить, что именно будет считаться техническим браком, подлежащим пересъемке при наличии технической возможности (например, так называемая "шевеленка", засветы и т.п.). Следует иметь в виду, что процесс создания фотографий - работа творческая, и бывает, что проблема "я художник, я так вижу" встает в отношениях с фотографом в полный рост.
    Перед внесением в договор конкретных формулировок следует проконсультироваться с техническим специалистом, иначе может получиться глупость, которая приведет к резкому сокращению количества фотографий, выдаваемых фотографом на выходе.
    Например, одна организация решила перестраховаться и настояла на включении в договор, по которому должна была производиться фотосъемка новогодней елки для детей сотрудников, пункт о том, что "размытые фотографии недопустимы", и даже установила штраф за каждую такую фотографию. Быстро сориентировавшись, что материала для передачи заказчику более чем достаточно, и в любом случае решив не рисковать гонораром, фотограф просто не передал заказчику ни одной фотографии, где было запечатлено движение в кадре. Вместо живого репортажа о детском утреннике с яркими эмоциями получились статичные фотографии детей у елочки с актером в костюме тигра. Этого же результата, явно не стоившего затраченных на фотографа премиум-класса 80 тыс. руб., можно было с тем же успехом достичь, выдав в руки "мыльницу" любому не слишком обильно отметившему приближение Нового года сотруднику.
    Следует договориться "на берегу" и о том, что стороны понимают под обработкой фотографий. Обычно фотограф понимает под этим словом первичную коррекцию по цвету и свету, иногда - легкую ретушь крупных портретных снимков. Поэтому если известно, что у генерального директора есть шрам на щеке, которого тот ужасно стесняется, - лучше сразу об этом сказать.
    По возможности стоит включить в договор ссылку на портфолио фотографа в сети Интернет, если таковое имеется (чтобы было понятно, от чего отталкиваться в случае конфликта).
    Также следует помнить, что фотограф не телепат, и о целях съемки, ключевых моментах и последующем использовании фотографий его стоит предупреждать заранее.
    Если ожидается, что при съемке для рекламы услуг компании губы и декольте секретарши, пройдя через линзу фотообъектива, увеличатся в несколько раз - проинформируйте об этом фотографа.
    Другой пример. Одна небольшая торговая организация предложила фотографу-фрилансеру отснять коллекцию полученных ею недавно трикотажных изделий. Фотограф, который часто снимал одежду для представления в интернет-магазинах, быстро и грамотно провел фотосъемку. Правда, в ходе работы его немного смутило то обстоятельство, что все изделия очень плохо пошиты и имеют те или иные дефекты - дырочки, пятна, контрастные нити, перекошенный крой, но "чего только не продают". Пожав плечами, он тщательно отретушировал полученные фотографии и представил их заказчику "в наилучшем виде". На фотографиях одежда выглядела идеально. Тут-то и выяснилось, что нанимали фотографа... для фотосъемки дефектов - с тем, чтобы впоследствии предъявить их поставщику. "А я-то снимал и удивлялся... еще думал, скажу друзьям, чтоб у вас не покупали".
    К слову, вопрос о конфиденциальности фотосъемки, обстоятельств ее проведения и полученных в результате фотографий тоже должен так или иначе разрешаться в договоре.
    При этом если вопрос о конфиденциальности обстоятельств фотосъемки (то есть "снимал коллекцию одежды для магазина "Шейте с нами, шейте как мы, шейте лучше нас", снял красиво, но вся одежда на самом деле с дефектами") решается в привычном порядке: в договор включается пункт о неразглашении, то конфиденциальность самих полученных фотографий - вопрос распределения исключительных прав на фотографии.
    Вообще вопрос об авторских правах на полученные фотографии - вопрос ключевой для данного вида договоров.
    Многие наивно полагают, что заплатив фотографу за фотосъемку, можно использовать фотографии как угодно. Это распространенное заблуждение, ведущее к многочисленным судебным процессам.
    Автором созданных фотографий, согласно ст. 1257 Гражданского кодекса РФ, в любом случае является фотограф. И все права на фотографии по умолчанию принадлежат ему (ст. ст. 1270, 1291 ГК РФ). Подарить их для рекламы партнерам заказчик может только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.
    Поэтому стороны договора должны оговорить, в каком объеме фотограф передает права на фотографии заказчику (иными словами, как и на каких условиях заказчик может использовать полученные фотографии) и какие права сохраняются за фотографом (например, право показывать их как примеры своих работ в портфолио, участвовать с ними в выставках). Объем передаваемых прав по большей мере зависит от вида съемки. В случае с репортажной съемкой мероприятия логично обговорить право для использования на корпоративном сайте, оформления офиса, публикаций в СМИ, возможно в рекламе, а также для личного использования изображенных на фотографиях лиц. Когда речь идет о предметной фотосъемке для сайта, важно, чтобы именно права на коммерческое использование были переданы заказчику. Также важно, чтобы заказчик мог по своему усмотрению обрабатывать фотографии, например обрезать их, соединять в коллажи и т.п. Сюда же относится и вопрос о том, обязан ли заказчик указывать фотографа как автора при использовании фотографии (ст. 1300 ГК РФ) или может наложить поверх них свой собственный логотип.
    Если фотографу заказывается фотосъемка со "свободными условиями", например, для оформления интерьера офиса (фотографии городских пейзажей, бытовые зарисовки и т.п.), когда фотосъемку и поиск объектов для нее организует сам фотограф, разумно будет включить в договор условие, обязывающее именно фотографа получить письменное согласие изображенных на фотографиях лиц на использование их изображения в целях съемки, - в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Будет неприятно, если заказчик обнаружит отснятый на оплаченной им фотосессии бизнес-буклет в рекламе какой-то сторонней фирмы. Поэтому в целом такие вопросы не следует решать самостоятельно без консультации со специалистом по авторскому праву.
    Отдельно следует рассмотреть вопрос о передаче заказчику raw-файлов, т.е. "сырых", необработанных исходников. Мало кто из фотографов соглашается на подобное условие, и настаивать на нем имеет смысл только в случае, если отснятый материал действительно имеет высокую степень конфиденциальности, а исходники передаются сразу же по завершении съемки на картах памяти фотоаппарата. Во всех остальных случаях данная процедура не имеет никакого смысла и никак не влияет на переход авторских прав на фотографии.
    В договоре надо предусмотреть следующее:
    - порядок оплаты;
    - время, место и продолжительность фотосъемки;
    - вопросы авторства.
    Кроме них, важно зафиксировать и такую информацию:
    - кто со стороны заказчика ответственен за организацию процесса и взаимодействие с фотографом по вопросам фотосъемки (чтобы указания "теть Маш" не привели к плачевному результату);
    - как решается вопрос о замене фотографа в случае болезни последнего;
    - что происходит с предоплатой (в случае, если таковая имеет место) в случае отказа от договора со стороны организации;
    - как будет решаться вопрос об исполнении договора в случае утраты фотографий по причине технической неисправности карты памяти (к сожалению, такое редко, но случается со всеми без исключения фотографами).
    Вопросы транспортировки фотографа к месту проведения фотосъемки, дресс-код и т.п. тоже подлежат урегулированию в договоре.
    Еще один нюанс, связанный с заключением договора авторского заказа, - это сроки. Следует иметь в виду, что поскольку речь идет не о механической работе, а о творческом труде, законодательство предоставляет автору льготный срок для завершения произведения без штрафных санкций длительностью 1/4 времени от первоначального (п. 2 ст. 1289 ГК РФ). Иными словами, если по договору готовый результат должен был быть передан заказчику через 4 недели после проведения фотосъемки, в реальности у фотографа есть пятая дополнительная льготная неделя для того, чтобы закончить свой труд. Следует учитывать этот момент при определении в договоре соответствующих сроков.
    Случается, что с трудом найденный фотограф в последний момент отказывается подписывать с организацией договор, мотивируя это тем, что с полученного гонорара в этом случае придется платить налоги и "что мы так обо всем не договоримся?". В результате длительных переговоров первоначально озвученная сумма вырастает на 13%. При этом можно быть на 90% уверенным, что если только организация не выступит для фотографа налоговым агентом и между сторонами договора не произойдет конфликта, в котором жалоба в налоговую используется как аргумент, никакие доходы по данному договору в налоговой декларации фотографа отражены, конечно же, не будут.
    В то же время приятной новостью для обеих сторон может стать совместное изучение ст. 221 Налогового кодекса РФ, предусматривающей предоставление авторам профессионального налогового вычета в размере 30% от суммы полученного гонорара (иными словами, 13% взимаются не со всей заработанной фотографом суммы, а лишь с 70% выплат, таким образом, по сути, налоговое бремя снижается до 9,1%).
    Резюмируя, отметим, что если услуги фотографа-внештатника требуются организации с некоторой степенью регулярности, имеет смысл единожды озаботиться разработкой продуманного для таких случаев договора и с умом использовать его в дальнейшем.

    М.Артемова (Китайчик)
    Руководитель проектов
    юридической фирмы Via lege
    Москва


    Договор авторского заказа с фотографом
    (с условием об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано фотографом; предусмотрена выплата аванса) с Актом приема-передачи произведения по договору авторского заказа.

    скачать
     
  8. Статья «Модель–релиз или договор?»

    Автор Mихаил Попов. Источник: FOTO-RANDEWU

    Юридические аспекты взаимоотношений между фотографом и моделью становятся всё более актуальными. Автор сам уже дважды был свидетелем того, как фотограф и фотомодель, не сумев разрешить своих споров самостоятельно, обращались в суд.

    Спорными являются вопросы о распределении авторских (исключительных) прав и исчерпание прав модели на собственное изображение. Поэтому фотограф и модель должны определиться заранее об урегулировании своих споров по этим вопросам, т.е. заключить договор. В практику вошли расписки фотомодели о передаче всех прав фотографу, т.н. «модель-релиз». Причём вариантов таковых релизов сейчас существует множество – в зависимости от государства, в котором каждый из них был составлен. Начиная с 1993 года, с вступления в силу Закона России «Об авторском праве и смежных правах» многие варианты релизов были переведены на русский язык и успешно внедрены в практику.

    Является ли модель–релиз состоятельным как документ по законодательству России? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться с источниками применяемых норм законодательства. Автор много раз слышал высказывания о том, что существуют некое «международное законодательство». На самом деле, международного законодательства в этой сфере не существует. А если и существует всё–таки, то … автор будет очень благодарен тому, кто подскажет ему названия актов. В России же эти вопросы урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, цитаты из которого будут приведены далее по тексту.

    Прежде всего, необходимо отметить, что любая попытка урегулирования взаимоотношений между фотографом и моделью квалифицируется как «сделка», т.к. является действием, в результате которого возникают, передаются или прекращаются права и обязанности.

    «Статья 153. Понятие сделки
    Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.».

    И сделка таковая является двухсторонней, т.к. для её совершения необходимо волеизъявление по крайней мере двух сторон (фотографа и фотомодели), т.е. квалифицируется как «договор». Автор предвидит возражение, что для совершения такой сделки необходимо и достаточно волеизъявление только фотомодели. Это не так, потому что фотограф должен принять (признать) таковое волеизъявление. Более того, законодательство России не определяет таковую сделку односторонней (следует отметить, что статус односторонней сделки определяется законодательством).

    «Статья 154. Договоры и односторонние сделки
    1. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
    2. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

    Статья 420. Понятие договора
    1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
    2. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.».

    В какой же форме должен быть заключён договор? Закон допускает устную форму договора. В пользу письменной формы существуют следующие аргументы:
    1) Не следует забывать, что назначение договора – урегулирование отношений в спорных ситуациях, а при возникновении спорной ситуации у каждой из сторон появляется необходимость доказывания своей правоты. Устная форма договора имеет очень существенный недостаток – её сложно доказать;
    2) Автором фотографии может быть как фотограф, так и фотомодель, т.к. по закону автор это тот, чьим творческим трудом произведение (в данном случае - фотография) создано. Творческий вклад фотографа – налицо, фотомодели –может и не быть. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и будет решаться для каждого конкретного случая по–своему.

    «Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
    1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
    Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
    2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
    Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
    Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.
    3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
    4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

    Статья 1257. Автор произведения
    Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

    Статья 1258. Соавторство
    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    Статья 1270. Исключительное право на произведение
    1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.».

    Оптимальное решение – признать авторские права за моделью и перераспределить их в пользу фотографа или же оставить за фотографом и моделью совместно. Но тогда мы имеем дело с уступкой (отчуждением) прав, а для этого требуется договор, который должен быть заключён в письменной форме (в случае с авторским правом государственной регистрации не предусмотрено).

    «Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права
    1. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).
    2. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 настоящего Кодекса. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет недействительность договора.
    3) Целенаправленное изображение человека допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия (или же факт оплаты, автоматически приравнивающийся к таковому согласию) нужно подтвердить в письменной форме.

    «Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
    Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
    1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
    2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
    3) гражданин позировал за плату.».

    Исходя из изложенного следует, что отношения фотографа и модели должны быть урегулированы путём составления договора в письменной форме . Закон считает письменную форму соблюдённой в случае если существует единый документ, подписанный сторонами, или же путём обмена между сторонами документов (писем), подписанных каждой из Сторон.

    «Статья 160. Письменная форма сделки
    1. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
    Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса.

    Статья 434. Форма договора
    1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
    Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
    2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.».

    Модель–релиз подписывается только одной стороной - фотомоделью. Следовательно, модель–релиз по своей форме не соответствует тем требованиям, что установлены российским законодательством, и не может считаться состоятельным как документ. Т.е. в случае с модель–релизом никаких прав по нему не возникает и не передаётся .

    «Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам
    Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.»
     
  9. RomanGor, вот вам 2 Договора именно для вашего случая :

    1. Договор о передаче всех прав фотографу на условиях TFP;
    2. Договор о распределении прав между моделью и фотографом на условиях TFP.

    Автор Mихаил Попов. Источник: FOTO-RANDEWU

    скачать
     
  10. Спасибо за информацию. Получается оба договора надо подписывать или достаточно одно из?
     
  11. Подписать нужно один договор. На ваш выбор.

    Я лично предпочёл бы первый вариант договора.
     
  12. Здесь создал тему: Фотограф - предприниматель. Вопросы налогообложения и пр. вопросы.

    С вопросами, качающимся деятельности фотографа и как ИП и как физического лица без статуса ИП - велкам в эту ветку.:)
     
  13. budda001

    budda001 Куратор клуба
    Команда форума

    Регистрация:
    11 мар 2009
    Сообщения:
    4.903
    Симпатии:
    327
    Баллы:
    0
    Род занятий:
    Строительный надзор, столярка (кр.дерево)
    Предупреждения:
    0
    Спасибо за тему, сейчас пытаюсь разгрести отсутствие договора на фотосессию у хорошего знакомого.
    Он с семьёй получил довольно много фотографий из студии. Жена договорилась о чём то с девушкой-фотографом и получила гору фоток.
    Какие проблемы хотелось бы в результате решить:
    Заказчику нужно
    - Получить права на пост-обработку или полную обработку, включая исходники типа RAW.
    - Получить права на использование фотографий в коммерческих целях.
    - Разрешить фотографу использовать фотографии для рекламы собственных услуг только с письменным согласованием Заказчика конкретных фотографий.

    Правильно ли я понимаю, что это можно прописать в договоре на проведение фотосессии, если удастся поймать фотографа? Не противоречат ли эти условия действующему законодательству?
     
  14. Вопрос еще в том считать ли рекламную деятельность коммерческой с получением выгоды. Изначально без договора исключительные права на фотографии принадлежат фотографу, коммерческое использование фотографий модели ограничивается 4-й главой ГК. Предполагаю что придется писать два договора - первый до съемки с передачей всех исключительных прав заказчику, второй после съемки с передачей неисключительных прав от заказчика фотографу на конкретные фотографии. В первом договоре имеет смысл предусмотреть залог от заказчика фотографу, который возращается фотографу по факту заключения второго договора, во втором договоре отметить факт перехода залога обратно заказчику со ссылкой на первый договор.
     
  15. budda001

    budda001 Куратор клуба
    Команда форума

    Регистрация:
    11 мар 2009
    Сообщения:
    4.903
    Симпатии:
    327
    Баллы:
    0
    Род занятий:
    Строительный надзор, столярка (кр.дерево)
    Предупреждения:
    0
    Тогда уточню вопрос.
    Часть фотографий планируется использовать для рекламы той организации, в которой работает Заказчик (идея директора организации). На сегодняшний день в буклетах использована фотография "семьи", купленная на стоке. Предлагается заменить на "своих, настоящих". Качество фотографий, которые сейчас имеются можно довести до рекламного состояния.
    Вот как планирую изменить договор:

    7. Исключительные права на материал фотосъемки
    7.1. Все исключительные права на использование материала, полученного в результате фотосъемки Мероприятия (фотографии на электронном носителе и в печатном формате), принадлежат Заказчику.

    7.2. Авторские права на материал принадлежат Фотографу.

    7.3. Заказчик [STRIKE]не[/STRIKE] вправе использовать материал, полученный в результате фотосъемки Мероприятия (фотографии на электронном носителе и в печатном формате), в коммерческих целях и [STRIKE]для передачи[/STRIKE] передавать материал[STRIKE]а[/STRIKE] третьим лицам для коммерческого использования без предварительно полученного письменного согласия Фотографа, а также без указания на нем имени автора.

    7.* Заказчик вправе редактировать материал, полученный в результате фотосъемки Мероприятия (фотографии на электронном носителе и в печатном формате) путём внесения изменений (кадрирования, тонирования, ретуширования) и передавать права на редактирование материала третьим лицам
    без предварительного письменного согласия Фотографа, а также без указания на нем имени автора.

    7.4. Фотограф вправе использовать материал, полученный в результате фотосъемки Мероприятия (фотографии на электронном носителе и в печатном формате), только для рекламы собственных услуг путем включения его в состав персонального портфолио как в электронном виде, так и в печатном формате после письменного согласования с Заказчиком.

    7.5. Фотограф не вправе использовать материал, полученный в результате фотосъемки Мероприятия (фотографии на электронном носителе и в печатном формате), в любых коммерческих целях, за исключением целей, указанных в п. 7.4 настоящего Договора, включая продажу, копирование, распространение, печать, изменение и иную реализацию исключительных прав на материал для использования его в качестве извлечения прибыли, без предварительного письменного согласия Заказчика. В случае неисполнения данного условия Заказчик вправе привлечь Фотографа к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и потребовать возмещения понесенных убытков и причиненного вследствие этого ущерба.
     
  16. Тут получается, что у обоих неисключительные права, вот только авторские права при должной ловкости можно натянуть до исключительных
     
  17. budda001

    budda001 Куратор клуба
    Команда форума

    Регистрация:
    11 мар 2009
    Сообщения:
    4.903
    Симпатии:
    327
    Баллы:
    0
    Род занятий:
    Строительный надзор, столярка (кр.дерево)
    Предупреждения:
    0
    Андрей, я не понимаю. Что значит натянуть и при какой ловкости.
     
  18. Ну что уж фотографу так упираться то? Они для него так важны?
    Рассчитались - Отдал равки. Удалил с компа исходное. Да забыл.
    Тем более, получив пояснения, что снимки не просто для семейного альбома...
    и требуют дополнительной обработки.
     
  19. Да, по жизни, если отношения с фотографом дружеские, так и решается. Но когда речь идёт о комммерческом использовании фотографий, и заказчик с фотографом не на короткой ноге, то это условие и будет камнем преткновения, вероятно. И решать придётся по закону, если фотограф не пойдёт на простые варианты.

    Для лучшего понимания разницы между исключительными правами и неисключительными:
    При передаче исключительных прав на фото фотография отдаётся заказчику полностью, т.е. фотограф не может больше нигде использовать это фото ни в каком виде, в т.ч. продавать.
    О том, может ли оно дальше пребывать в портфолио фотографа и может ли использоваться в рекламе фотографа - оговаривается отдельно, так же как и наличие подписи фотографии (указание фотографа). Можно продать фото с исключительными правами с условием, что за фотографом сохраняется возможность публикации фотографии в его портфолио/рекламе, а заказчик при использовании фотографий имени фотографа не подписывает, и заказчик может использовать фоторафию где угодно и перепродавать как заблагорассудится - как вариант.
    При передаче неисключительных прав - просто даётся разрешение на использование фотографии: можно разрешить разовую публикацию в каком то конкретном издании или еще как . При этом фотограф может эту же фотографию использовать (в т.ч. продавать) по своему усмотрению.

    Подробнее ст. 1229 ГК РФ Исключительное право.

    Важно отметить, что право на имя, а равно на указание авторства, не входит в состав исключительных прав, которые можно отчуждать.

    И я бы в данном случае заключил либо Договор об отчуждении исключительного права либо оформил Договор авторского заказа (с последующим отчуждением заказчику исключительного права на созданное произведение).
     

Поделиться этой страницей