Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.

Тема в разделе "О фотографии", создана пользователем nauticus, 26 авг 2014.

  1. Как выяснилось из одной недавно созданной форумчанином темки, фотографы испытывают сложности с поиском добротных, соответствующих норме закона образцов юридических договоров, используемых фотографами в профессиональной деятельности.

    Если ветка будет востребована, то по мере сил и наличии свободного времени буду пополнять ветку образцами различных договоров.


    А сейчас немного правового ликбеза для повышения грамотности - Права фотографа при съёмке и запреты на съёмку(читать по желанию :), образцы договоров ниже):
    Каждый фотограф, будь то любитель или профессионал, хотя бы раз в жизни сталкивался с сообщением о запрете съемки. Что же на самом деле запрещают законы, а что — не более чем миф?

    Говоря языком закона, фотосъемка — это получение и производство визуальной графической информации или предмета художественного творчества. Следовательно, запрет на фотосъемку — это нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина!

    Каждый имеет право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Статья 29 Конституции РФ

    Итак, сразу же, наверное, в самой известной статье Конституции РФ, находим упоминание государственной тайне. Что же это такое? Согласно Федеральному Закону «О государственной тайне» (статья 2), «государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

    Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом, и представлен в середине данного материала.

    Фотограф и частная собственность

    Чаще всего при запрете снимать упоминается понятие о частной собственности. Важно понимать, что значит частная собственность. Смотрим Статью 209 Гражданского кодекса РФ «Содержание права собственности»:

    1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
    2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
    3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Владельцы зданий, помещений, торговых центров, ресторанов, кафе могут устанавливать правила поведения посетителей, но не запрет на съемку.

    Если мы говорим о ресторанах и кафе, то, по «Правилам оказания услуг общественного питания», общепит может устанавливать свои правила, не противоречащие законодательству РФ. А запрет на фото-видео противоречит Конституции и закону «Об информации».

    Если собственник не оповестил о своем запрете на съёмку в виде таблички, объявления или в устной форме, вы имеете полное право снимать.

    Когда к вам подходит охранник и сообщает, что фотографировать в помещении нельзя — это называется доведением запрета в явной форме. Сделанные до этого момента фотографии при отсутствии информирующих о запрете съемки знаков, являются вашей частной собственностью, и охранник не вправе требовать их удалить.

    Фотографировать после устного запрета — нельзя!

    Фотограф и незнакомые люди на улице

    Закон не запрещает использовать изображения любых лиц в некоммерческих целях. Но нужно помнить о Конституции РФ и другие нормативные акты, которые предусматривают право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни.

    Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ. Охрана изображения гражданина

    Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
    1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
    2) изображение гражданина получено при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
    3) гражданин позировал за плату.

    Далее смотрим Конституцию:

    Статья 23. п.1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
    Статья 24. п.1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    Наказание фотографа за нарушение права на неприкосновенность

    Если дело об использовании чьей-либо фотографии дойдет до суда, и умышленное нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу другого лица будет доказано, фотограф попадает под уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

    Статья 137. Уголовного кодекса РФ. Нарушение неприкосновенности частной жизни
    1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.


    Статья 151. Гражданского кодекса РФ. Компенсация морального вреда
    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

    Если вы планируете использовать фотографии с людьми в коммерческих целях, то следует заранее получить его согласие подписать так называемый «модельный релиз».

    Статья 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте
    4. Нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей с конфискацией пленки.

    Съемка объектов культуры

    Требуется разрешение. Согласно Приказу Министерства Внутренних Дел Российской Федерации от 25 мая 1998 г. № 315/ 255/ 38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», на объекте культуры запрещается:
    73.4.1. Проносить в здание и помещения чемоданы, сумки с размерами, определенными приказом руководителя объекта, оружие, фото-, кинозаписывающую и передающую аппаратуру.
    73.4.2. Проводить различные съемки без соответствующего разрешения.

    Объекты стратегической важности

    Как правило, сотрудники правоохранительных органов ссылаются на объекты стратегической важности, запрещая что-либо снимать.

    Согласно Пограничному словарю, к объектам стратегического значения относятся:

    крупные административно-промышленные и военные объекты, уничтожение или овладение которыми в ходе военных действий может привести к коренному изменению обстановки на театре военных действий, обеспечить выполнение стратегических задач и в целом определить исход войны. К ним относятся: ракетные позиции, авиационные базы и аэродромы, военно-морские базы и порты, склады ядерного оружия, командные пункты и штабы, а также объекты органов государственной власти и управления, крупные административно-политические, промышленные центры и энергетические узлы.

    Съемка на железнодорожных вокзалах

    В помещениях вокзалов, а также на перронах и платформах, предназначенных для посадки и высадки пассажиров, производить фотосъемку для личного пользования можно. В «Правилах оказания услуг по перевозкам на ЖД» запрета нет. НО! Запрещено фотографировать охраняемые железнодорожные мосты и перегоны. Запрет на съемку есть в «Положении о проведении теле-видео, кино-, и фотосъёмок ОАО „РЖД“».

    Съемка в самолетах

    Пользоваться любой электронной аппаратурой на борту самолета можно только после набора высоты и выхода на курс. Следовательно, на борту самолета после набора высоты снимать можно. При этом некоторые авиакомпании вводят запреты на съемку из иллюминаторов.

    Съемка посольств

    Не существует отдельного нормативного акта, содержащего запрет на фотосъемку посольств. Однако, согласно статье 22. п.2. Венской конвенции о дипломатических сношениях, «На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства». Учитывая угрозу современного терроризма, сотрудники некоторых посольств устанавливают запреты на съемку

    Съемка в медицинских учреждениях

    Запрета на съемку в медицинских учреждениях не существует. Но важно помнить право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни.

    Съемка в церквях

    Можно. Но требуется разрешение настоятеля храма и церковнослужителей.

    Съемка спорта

    Фотографировать для себя можно спокойно. Но при желании опубликовать где-либо эти фотографии, необходимо получить разрешение у организаторов. Об этом нам говорит Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Статья 20. Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий.

    Где снимать нельзя

    В судах, исправительных учреждениях.
    На заседания Госдумы нельзя ни проносить фотоаппаратуру, ни снимать там.
    Запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей.
    На территории объектов Федеральной Таможенной Службы.
    В здании Госстроя России.
    На территории и в помещениях Минтопэнерго РФ.
    Вблизи государственной границы РФ: лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов
    В административных зданиях Ространснадзора.

    Важно знать!

    Попытка сотрудника полиции насильственным образом удалить сделанные вами кадры, а также изъять флешку, камеру, пленку является посягательством на частную собственность. такие действия уместны только при соблюдении правил закона, то есть при составлении протокола и т п.

    Термины

    «Общедоступная информация» — любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами. закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 7.

    «Доступ» — «получение информации и возможность ее обработки». закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации

    Сведения конфиденциального характера, утверждённый указом Президента, в который входят «персональные данные», «тайна следствия», так называемая «служебная тайна», «тайна переписки» и другие категории сведений. Однако перечень этот носит ориентирующий характер, и при его применении приоритет отдается принятым позже федеральным законам, которые имеют большую юридическую силу.

    ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
    Из Закона «О государственной тайне». Раздел II. Статья 5. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ)

    Государственную тайну составляют:

    1) сведения в военной области:

    о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

    о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно — исследовательских и опытно конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

    о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

    о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

    о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

    2) сведения в области экономики, науки и техники:

    о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

    об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

    об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

    о достижениях науки и техники, о научно — исследовательских, об опытно — конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

    об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

    3) сведения в области внешней политики и экономики:

    о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно — кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности:

    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

    о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно — розыскную деятельность;

    об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

    о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно — аналитических системах специального назначения;

    о методах и средствах защиты секретной информации;

    об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

    о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

    о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

    Также полезно почитать:

    Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    Закон «О средствах массовой информации»
    [/CUT]

    [CUT=СТАТЬЯ: Свадебный фотограф - кликнуть]
    Тема свадебной фотографии в последнее время становится все более актуальной. Этот жанр уже состоялся как направление в художественной фотосъемке и давно перестал носить документальный характер хроники. Поэтому очевидно, что свадебные фотографы желают использовать свои работы на выставках, в личных портфолио, что нередко противоречит интересам изображенных на снимках людей — они расценивают это как вторжение в свою личную жизнь.

    Чтобы правильно разобраться в данной теме, необходимо дать определение всем субъектам, предметам и объектам прав, а также возникающим правам и обязанностям. Основная сложность здесь заключается в том, что почти всегда фотографии делаются на заказ, изображение людей является целью, и эти люди — не модели, позирующие за плату.
    Начнем с того, что в любой ситуации свадебная фотография является объектом авторского права — результатом интеллектуальной деятельности и объектом интеллектуальной собственности. Причем исходные (необработанные) варианты, те, что были получены первоначально и не были обработаны в графических программах, являются основными объектами авторского права, а обработанные с помощью компьютера — производными. Здесь и далее по тексту настоящей статьи приведены извлечения из Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которого регулируют отношения в рассматриваемой области.
    «Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
    1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
    1) произведения науки, литературы и искусства;
    «Статья 1259. Объекты авторских прав».
    1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
    фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    2. К объектам авторских прав относятся:
    1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
    У любого объекта авторского права есть автор — гражданин, чьим трудом произведение было создано. В нашем случае, им, бесспорно, является фотограф. Если же фотографии были обработаны и отредактированы (за исключением действий сугубо технического характера), то к числу авторов, наряду с фотографом, добавляется еще и тот, кто осуществил данную работу. Творческий вклад граждан, изображенных на свадебной фотографии, весьма сомнителен, по этой причине они не могут считаться авторами.
    Исключительное право — это право использования фотографии каким бы то ни было способом, будь то переработка, тиражирование, размещение в печатных источниках или в сети Интернет, экспонирование на выставках. Лицо, не обладающее исключительным правом, может использовать фотографию не иначе как с разрешения того, кто таковым обладает. Исключительное право первоначально принадлежит фотографу, и только потом оно может перейти другому лицу (например, на основании договора). Также, фотографу (и только ему, как автору) принадлежит право обнародования свадебной фотографии, т.е. доведение ее до всеобщего сведения (в публикациях, на выставках и пр.), которое он может передать другому лицу.
    «Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности».
    1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
    2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
    3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
    «Статья 1257. Автор произведения».
    Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
    «Статья 1268. Право на обнародование произведения».
    1. Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.
    2. Автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.
    «Статья 1270. Исключительное право на произведение».
    1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
    Но… На свадебной фотографии изображены люди. Следовательно, любое использование, влекущее их обнародование, недопустимо без согласия изображенных. Из этого правила есть исключения, но они неприменимы к свадебной фотографии, поскольку в данном случае изображаемые люди являются основным объектом использования и не позировали за плату.
    «Статья 152.1. Охрана изображения гражданина».
    Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
    То есть без согласия находящихся в кадре людей фотограф не вправе использовать свадебную фотографию, если это влечет ее обнародование. Следовательно, фотографу остается лишь право демонстрировать ее у себя дома, в своем портфолио потенциальному заказчику или работодателю. Не могут обнародовать и использовать фотографию также и объекты съемки, поскольку они не обладают исключительными правами (они могут лишь демонстрировать ее ограниченному кругу своих друзей и размещать в домашних фотоальбомах).
    Но… Как было сказано ранее, в случае со свадебной фотографией, фотограф почти всегда снимает ее по договоренности, т.е. выполняет договор авторского заказа. (Это касается и тех случаев, когда договор не был заключен в письменной форме, фотограф работал без оплаты (но выполняя заказ) или же, когда фотограф просто получил гонорар.) Сам по себе факт выполнения такового договора не влечет передачи исключительных прав заказчику, но это может быть предусмотрено самим договором.
    «Статья 1288. Договор авторского заказа».
    1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
    Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.
    Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.
    2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.
    То есть если изображаемые люди и фотограф намерены использовать свадебную фотографию не только в семейном альбоме, творческом портфолио, для демонстрации узкому кругу лиц, планируется обнародование свадебных снимков или же запрещение использования их фотографу, то все это должно быть отражено в договоре. Желательно в письменной форме, т.к. совершенное в устной форме соглашение будет тяжело доказать. К примеру, таким образом возможно предусмотреть переход исключительных прав и (или) прав на обнародование к заказчику (изображаемым людям), получение у изображаемых людей согласия на обнародование свадебной фотографии и др. Условиями договора возможно также определить объем (ограничения) использования свадебных фотографий.
    Изложенные в настоящей статье выводы имеют аналоги в правоприменительной практике (судебных решениях).
    [/CUT]

    [CUT=СТАТЬЯ: Отношения фотографа и модели. Правовые аспекты - кликнуть]
    Юридические аспекты взаимоотношений между фотографом и моделью все более приобретают актуальность. Уже неоднократно фотограф и фотомодель, не сумев разрешить своих споров самостоятельно, обращались в суд. Спорными являются вопросы о распределении авторских прав и исчерпание прав модели на собственное изображение. В практику вошли расписки фотомодели о передаче таковых прав фотографу, так называемый «модель-релиз». Причем вариантов таковых релизов сейчас существует множество.

    Является ли модель-релиз состоятельным документом по законодательству России? Так как в большинстве случаев взаимоотношения происходят на территории России и согласно российскому законодательству, то этот вопрос имеет большую актуальность.

    Чтобы ответить на него, нужно определиться с источниками применяемых норм права и законодательства. Некого «международного законодательства» в этой сфере не существует, а все вопросы урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, цитаты из которого будут приведены далее по тексту.

    Любая попытка урегулирования взаимоотношений между фотографом и моделью является сделкой, так как это действие, в результате которого возникают, передаются или прекращаются права и обязанности.

    «Статья 153. Понятие сделки

    Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».

    И сделка таковая является двухсторонней, так как для ее совершения необходимо волеизъявление по крайней мере двух сторон (фотографа и фотомодели), то есть квалифицируется как «договор». Автор предвидит возражение, что для совершения таковой сделки необходимо и достаточно волеизъявление только фотомодели. Это не так, потому что фотограф должен принять (признать) таковое волеизъявление. Более того, законодательство России не определяет таковую сделку односторонней (следует отметить, что статус односторонней сделки определяется законодательством).

    «Статья 154. Договоры и односторонние сделки

    1. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

    2. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

    Статья 420. Понятие договора

    1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

    2. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса».

    В пользу письменной формы заключения договора существуют следующие аргументы:

    1) Устная форма договора имеет существенный недостаток — ее сложно доказать;

    2) Автором фотографии может быть как фотограф, так и фотомодель, так как по закону автор — это тот, чьим творческим трудом произведение (в данном случае — фотография) создано. Творческий вклад фотографа — налицо, у фотомодели он может присутствовать, но его может и не быть. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и будет решаться для каждого конкретного случая по-своему.

    «Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности

    Договор между фотографом и моделью1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

    2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

    3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

    4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

    Статья 1257. Автор произведения

    Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

    Статья 1258. Соавторство

    1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    Статья 1270. Исключительное право на произведение

    1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение».

    Оптимальное решение — признать авторские права за моделью и перераспределить их в пользу фотографа или же оставить за фотографом и моделью совместно. Но тогда мы имеем дело с уступкой (отчуждением) прав, а это — договор, который должен быть заключен в письменной форме.

    «Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права

    1. По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

    2. Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора».

    3) Целенаправленное изображение человека допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия (или же факт оплаты, автоматически приравнивающийся к таковому согласию) оптимально подтвердить в письменной форме.

    «Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

    Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

    1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

    2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату».

    То есть отношения фотографа и модели должны быть урегулированы путем составления договора в письменной форме. Закон считает письменную форму соблюденной в случае, если существует единый документ, подписанный сторонами, или же путем обмена между сторонами документов (писем), подписанных каждой из сторон.

    «Статья 160. Письменная форма сделки

    1. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

    Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса.

    Статья 434. Форма договора

    2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору».

    Если модель-релиз подписан только одной стороной — фотомоделью, то по своей форме он не соответствует тем требованиям, установленным российским законодательством, и не может считаться состоятельным как документ. Следовательно, в случае с модель-релизом никаких прав по нему не возникает и не передается.

    «Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна».

    источник

    Ввиду большой длины текста, всё не помещается в одном посте - продолжу в следующем....
     
    BONAISTO нравится это.
  2. Ещё немного теории: Фотограф в школе
    В настоящее время вопрос, связанный с правами на фотографирование учеников, школьных и студенческих коллективов приобретает все большую актуальность. В этом вопросе существует много ошибочных мнений и толкований. Чтобы разобраться во всем этом, необходимо определить правовой статус школьной фотографии, а также определиться с тем, как закон определяет права и обязанности фотографа, изображаемых людей (учеников) и их родителей.

    Школьная фотография как объект права Для начала нужно определить правовой статус школьной фотографии. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с источниками применяемых норм права и законодательства. Этот вопрос урегулирован нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), ссылки на его статьи и выдержки (цитаты) из его статей будут приведены далее по тексту.

    Школьная фотография как объект праваСогласно ст. 1225 (п. 1 п/п 1) и 1259 (п. 1) ГК РФ любая фотография является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав вообще и авторского права в частности. Исходя из содержания ст. 1226 ГК РФ в рассматриваемом случае интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и личные неимущественные права. Исключительное право является производным личного неимущественного права — права авторства, которое принадлежит автору. На основании ст. 1228 (п. 1), 1257 ГК РФ автором фотографии признается гражданин, творческим трудом которого она создана. Какие-либо иные лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, в том числе оказавшие автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, авторами признаны быть не могут. Согласно ст. 1228 (п. 2) ГК РФ право авторства охраняется бессрочно и неразрывно связано с личностью автора, то есть не может быть передано кому бы то ни было, даже если автор того пожелает. Авторами (соавторами) могут одновременно стать сразу несколько фотографов, создавших одно произведение (фотографию) — это положение закреплено в ст. 1228 (п. 4) и 1258 ГК РФ.

    На основании ст. 1228 (п. 3) ГК РФ исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя — иначе таковое использование является противозаконным.

    Следует также обратить внимание на то, что согласно ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности, а переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи. То есть объектом исключительного права является не бумага с изображением (диск и иной носитель, на котором закреплен файл), а само изображение как таковое.

    Поскольку речь идет о школьной фотографии, то не надо забывать, что она создается усилиями не только фотографа, но и тех лиц, которые на ней изображены (учеников, учителей и других). Но творческий вклад в создании фотографий изображаемых лиц ничтожно мал, и поэтому авторами фотографии они являться не могут. Следовательно обладателем исключительного права на фотографию является фотограф. Исключительное право — это право использовать фотографию каким-либо образом (тиражировать, обрабатывать, экспонировать на выставках и другое). Исключительное право подразумевает запрет на названное использование кому-либо, кто им не обладает. Более того, согласно ст. 1268 ГК РФ фотограф как автор имеет право на обнародование фотографии, то есть совершение тех действий, при которых она доступна неограниченному кругу людей (публикации в СМИ, помещение на выставках и другое). Это право фотограф может по своему усмотрению передать иным лицам.

    Но не надо забывать, что применительно к школьной фотографии на основании ст. 152.1 ГК РФ у изображенных людей есть право на изображение, являющееся их личным неимущественным правом. И названное право запрещает обнародовать фотографию без их согласия. Без их согласия разрешается совершать любые действия не являющиеся обнародованием (к примеру: помещение в семейный альбом, на стену в квартире или в памяти личного компьютера). Исходя из изложенного следует, что фотограф, являясь обладателем исключительного права, тем не менее не может обнародовать школьную фотографию без согласия изображенных, а изображенные не обладая исключительным правом, вправе использовать эту фотографию сугубо в личных целях (без обнародования). Иное должно быть предусмотрено договором между фотографом и изображаемыми гражданами.

    Следует отметить, что изображаемые школьники, как правило, являются несовершеннолетними гражданами, соответственно любые сделки, в том числе согласие на обнародование от их имени и в их интересах должны совершить их родители (иные законные представители). Согласно ст. 153 ГК РФ сделкой является любое действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Положения законодательства России (ст. 26, 28 ГК РФ) не предоставляют право совершать несовершеннолетним таковые действия.

    Не надо забывать, что школьные фотографии, как правило, создаются по заказу. Заказ этот очень часто не оформляется договором. Пожелания высказываются в устной форме, фотограф выполняет пожелания и получает за это вознаграждение, то есть таковой договор совершается в форме «оферта-акцепт» с соблюдением требований, содержащихся в ст. 158, 159, 161, 420, 434, 435, 438 ГК РФ. Офертой в данном случае является предложение создать школьную фотографию, а акцептом — сам процесс и результат ее создания, то есть совершение фотографом конклюдентных действий (действий, подтверждающих признание такового предложения). Этот договор может быть заключен как в устной, так и в письменной форме, так как обычно его общая стоимость не превышает 10 минимальных размеров оплаты труда. На основании ст. 1288 ГК РФ договор между фотографами и родителями учеников является договором авторского заказа. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать произведение (в данном случае — фотографию) на материальном носителе или в иной форме, и передать материальный носитель произведения заказчику в собственность. Сам по себе договор авторского заказа не предполагает отчуждения в пользу заказчика исключительных прав (таковое отчуждение должно быть оговорено особо), и факт его заключения как таковой никоим образом не изменяет распределения прав описанного выше.

    Описанное выше касается нормальных условий, но в реальности часто происходят исключения. Типичным примером такового является неодобрение родителями согласия ребенка фотографироваться и создание фотографом школьной фотографии. Каковы последствия? Родители не вправе требовать изъятия фотографий и их дальнейшего уничтожения — они вправе запретить только их дальнейшее обнародование, а последствием такового запрета является лишь право использования сугубо в личных целях (в семейных альбомах, в домашнем просмотре и другое) — об этом было написано выше. Действия фотографа без одобрения родителей (в том числе в дальнейшем) можно рассматривать как действие в чужом интересе без поручения. Согласно ст. 980-983 ГК РФ лицом, в интересах которого совершаются действия, является ребенок, а одобрить либо не одобрить действия должны его законные представители (родители). Неодобрение таковых действий влечет только то, что родители могут отказаться от получения фотографии и оплаты труда фотографа по ее созданию. Но если действия фотографа одобрены были, то на основании ст. 985 ГК РФ родители обретают обязанность оплатить труд фотографа и приобрести фотографию.

    Следует также рассмотреть права и обязанности школьной администрации, к примеру директора школы. Директор школы вправе найти и пригласить фотографа для съемок учеников. В этом случае действия фотографа будут действием в чужом интересе без поручения, так как директор не является законным представителем учеников и сам действует в их интересе без поручения (родителей). Директор вправе запретить фотографирование в помещениях школы (так как это является их использованием) либо в учебное время (так как это препятствует выполнению обязанностей школы по оказанию образовательных услуг), но директор не может запретить фотографирование вне пределов школы и в неучебное время.
    источник


    Ну а теперь, собственно, сами образцы договоров:

    ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА с фотографом (с условием об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано фотографом)
    ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА N ____
    с фотографом (с условием об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано фотографом)

    г. ________________
    "___"__________ ____ г.

    ___________________, именуем___ в дальнейшем "Заказчик", в лице _______________, действующ___ на основании __________________, с одной стороны, и ___________, именуем__ в дальнейшем "Автор" или "Фотограф", с другой стороны, а вместе именуемые "стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем:

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

    Следующие термины, которые используются в настоящем Договоре, означают:
    1.1. Фотография - фотографическое произведение и произведение, полученное способами, аналогичными фотографии на бумажном, прозрачном, электронном носителях любого формата.
    Требования к фотографиям:
    - фотографируемые объекты - __________________________________________;
    (перечень, признаки объектов и процессов)
    - цвет - _____________________________________________________________;
    (черно-белые, цветные)
    - особо сложные (наиболее сложные, средней сложности) художественные фотоработы произведений искусства и объектов высокой художественной и исторической ценности, а также уникальных произведений искусства;
    - при выполнении художественных фоторабот Фотограф разрабатывает и использует уникальную методику;
    - фотографии оформляются с пояснениями по решению вопросов светового оформления фотокомпозиций;
    - фотографии макро- и микросъемки;
    - высокохудожественная съемка музейных экспонатов;
    - безупречное качество высокодинамичных событий и процессов.
    1.2. Произведение - фотография, созданная и отредактированная Фотографом, далее именуемое "произведение". Изменение формата, контраста, цвета, пропорций, фотомонтаж и прочие действия для настоящего Договора признаются редактированием. Автор вправе на основе фотографии создавать голографии (изображения с иллюзией трехмерности) и наоборот.
    Произведение будет впервые обнародовано путем _________________________
    (способ обнародования)
    в Российской Федерации в _________________________________________________.
    (указать издание и т.п.)
    1.3. Возникновение авторских прав. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
    1.4. Материальный носитель. Произведение после создания передается
    Заказчику на _____________________________________________________________.
    (указать материальные носители, в которых выражено произведение)

    Материальный носитель произведения передается Заказчику в собственность.
    1.5. Момент перехода права на произведение. Произведение и исключительное право на произведение переходят от Автора к Заказчику в момент передачи его по акту (договором может быть предусмотрено иное).
    1.6. Фотограф - физическое лицо, творческим трудом которого будет создано произведение. Фотограф является автором.

    2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

    2.1. Фотограф обязуется по заказам Заказчика создавать обусловленные настоящим Договором произведения и одновременно с передачей каждого такого произведения передать Заказчику в полном объеме исключительное право на вновь созданное произведение. Заказчик выплачивает Фотографу вознаграждение, размер которого определен настоящим Договором.
    2.2. При этом Заказчику будут переданы следующие права:
    2.2.1. Использования произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, в частности:
    1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
    2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
    3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств непосредственно, либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
    4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
    5) прокат оригинала или экземпляра произведения;
    6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения с помощью технических средств (телевидения и иных технических средств), а также показ произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
    7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения, включая показ по телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
    8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
    9) переработка произведения;
    10) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
    2.2.2. На распоряжение произведением. Заказчик сможет по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
    2.2.3. На неприкосновенность произведения.
    2.2.4. Иные отчуждаемые права, предусмотренные ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    2.3. За Фотографом сохранятся неотчуждаемые права.
    2.4. Фотограф обязуется по просьбе Заказчика оказывать ему всемерное содействие в использовании произведения после его передачи.
    2.5. Произведение Заказчику необходимо для ___________________________.
    (указать, для чего требуется произведение Заказчику: его интересы, при
    нарушении которых со стороны Фотографа Заказчик может отказаться от
    произведения)
    2.6. Все расходы по созданию и передаче произведения Фотограф несет за счет вознаграждения (договором может быть предусмотрено иное).
    2.7. Заказ на создание произведения Заказчик оформляет в соответствии с формой, приведенной в Приложении N _____. После оформления заказа такая заполненная форма становится неотъемлемой частью настоящего Договора.
    Каждый заказ оформляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами.
    Фотограф также обязуется следовать устным указаниям Заказчика, касающимся выполнения заказов.
    2.8. По готовности произведения к передаче Фотограф извещает Заказчика об этом и в условленный Приложением N _____ срок передает произведение по акту.
    Заказчик рассматривает представленное произведение и извещает Фотографа либо о принятии произведения, либо о непринятии и необходимости внесения поправок и доработок, с указанием требуемых исправлений и сроков исполнения.
    При получении указаний Заказчика о внесении поправок и доработок Фотограф обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и повторно представить произведение.
    2.9. Принятое произведение распечатывается в двух экземплярах, и на нем проставляются отметки о передаче, подписи сторон, даты.
    Фотограф передает Заказчику исключительное право только на то произведение, которое было принято в вышеуказанном порядке.

    3. ГАРАНТИИ СТОРОН

    3.1. Фотограф гарантирует, что:
    - он будет являться единственным автором;
    - на момент вступления в силу настоящего Договора Фотографу ничего не известно о правах третьих лиц, которые могли быть нарушены созданием произведения и отчуждением исключительных прав на него по настоящему Договору;
    - в ходе исполнения настоящего Договора исключительные права на произведение не будут отчуждены, заложены, переданы по лицензионным договорам иным лицам;
    - на момент заключения настоящего Договора Фотограф дееспособен, действует в своих интересах без принуждения.
    3.2. Заказчик гарантирует соблюдение законных интересов и неотчуждаемых прав Фотографа.
    3.3. Стороны гарантируют, что Фотограф не состоит в трудовых или иных служебных отношениях с Заказчиком.

    4. ПЛАТЕЖИ

    4.1. За каждое созданное произведение и переданные Заказчику исключительные права на него Заказчик уплачивает Фотографу вознаграждение в размере ________ (___________) рублей.
    4.2. Порядок оплаты (выбрать нужное):
    - Заказчик обязан выплатить Автору аванс в размере ______ (___________)
    (сумма прописью)
    рублей не позднее ______ с момента заключения Договора (выдачи технического
    задания и т.д.), остальная часть вознаграждения подлежит уплате в течение
    ________ дней с момента __________________________________________________;
    (подписания акта сдачи-приемки, окончания монтажа произведения и т.д.)
    - Заказчик обязан выплатить Автору __ процентов вознаграждения в течение ________ дней с момента создания произведения,
    остальная часть вознаграждения подлежит уплате в течение ______ дней с момента передачи произведения и прав на него Заказчику;
    - Заказчик выплачивает Автору вознаграждение в полном размере не позднее _____ дней с момента передачи произведения и прав на него.
    4.3. Окончательные расчеты по оплате вознаграждения, предусмотренного в п. 4.1 настоящего Договора, Заказчик производит в течение ________ дней с момента передачи ему произведения и исключительных прав на него.
    4.4. Все сборы, налоги и другие расходы, связанные с заключением и выполнением настоящего Договора, стороны несут самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.

    5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

    5.1. Сторона, которая не выполнила обязательства по договору, обязана возместить другой стороне причиненные ей убытки.
    5.2. За нарушение сроков передачи произведения и документации, установленных п. 2.9 настоящего Договора, Фотограф уплачивает Заказчику неустойку в размере ____________________.
    5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения настоящего Договора, за которое Фотограф несет ответственность, Фотограф обязан возвратить Заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку в сумме ________ (______________) рублей.
    При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного Заказчику.
    5.4. За нарушение неотчуждаемых авторских прав Заказчик уплачивает Фотографу неустойку в размере ____________________.
    5.5. Ответственность Фотографа по настоящему Договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного Заказчику (договором может быть предусмотрен меньший размер ответственности Фотографа).
    Размер возмещения убытков и договорных неустоек, о которых может заявить Фотограф из-за различных нарушений Договора Заказчиком, не должен в общей сложности превышать подлежащих выплате по пункту 4.1 настоящего Договора сумм.
    5.6. Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения обязательства не освобождают сторону от исполнения обязательства в натуре.
    5.7. Возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают сторону от исполнения обязательства в натуре.

    6. ФОРС-МАЖОР

    6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются обстоятельства, возникшие после заключения настоящего Договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.
    К таким обстоятельствам чрезвычайного характера относятся: наводнение, пожар, землетрясение или иные явления природы, а также войны, военные действия, акты или действия государственных органов и любые другие обстоятельства вне разумного контроля сторон.
    6.2. При наступлении указанных в п. 6.1 настоящего Договора обстоятельств сторона должна без промедления известить о них в письменной форме другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по настоящему Договору и срок исполнения обязательств.
    6.3. При прекращении указанных в п. 6.1 настоящего Договора обстоятельств сторона должна без промедления известить об этом другую сторону в письменном виде. В извещении должен быть указан срок, в который предполагается исполнить обязательства по настоящему Договору.
    6.4. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.п. 6.2, 6.3 настоящего Договора, то она обязана возместить другой стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.
    6.5. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства, указанные в п. 6.1 настоящего Договора, должна в течение разумного срока передать другой стороне по ее просьбе удостоверение торговой палаты или иной компетентной организации соответствующей страны о наличии этих обстоятельств.
    6.6. В случаях, предусмотренных в п. 6.1 настоящего Договора, срок выполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия.
    6.7. В случаях, когда указанные в п. 6.1 настоящего Договора обстоятельства и их последствия продолжают действовать более ____________ месяцев или когда при наступлении данных обстоятельств становится ясным, что они и их последствия будут действовать более этого срока, стороны в возможно более короткий срок проводят переговоры с целью выявления приемлемых для них альтернативных способов исполнения настоящего Договора и достижения соответствующей договоренности. При этом любая сторона может отказаться от дальнейшего исполнения настоящего Договора. В этом случае каждая сторона обязана вернуть другой стороне все полученное по настоящему Договору. Убытки возмещению не подлежат.

    7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

    7.1. Заказчик гарантирует сохранение конфиденциальности в отношении содержания Договора. Заказчик принимает все необходимые меры для того, чтобы предотвратить разглашение Договора без письменного согласия Фотографа. Обязательства по сохранению конфиденциальности лежат также на Фотографе.
    7.2. Стороны также несут ответственность за нарушение конфиденциальности физическими и юридическими лицами, правовые отношения с которыми уже прекращены.
    7.3. В случае разглашения сведений, содержащихся в произведении и документации, Заказчик возмещает Фотографу понесенные в связи с этим прямые убытки. Такую же ответственность несет Фотограф.
    7.4. Обязательства по сохранению конфиденциальности сохраняют свою силу и после истечения срока действия настоящего Договора или его досрочного расторжения в течение последующих _____________ лет.

    8. ЗАЩИТА ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПРАВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ

    8.1. Если после заключения Договора какое-либо третье лицо оспорит права Фотографа на произведение, то стороны незамедлительно, после того как им станет об этом известно, предпримут совместные действия по защите прав Фотографа, а также осуществят другие мероприятия, связанные с выполнением Договора.
    8.2. В случае если Заказчику будут предъявлены претензии или иски по поводу нарушения прав третьих лиц в связи с использованием авторских прав по настоящему Договору, Заказчик извещает об этом Фотографа. Заказчик по согласованию с Фотографом обязуется урегулировать такие претензии или обеспечить судебную защиту способами, предусмотренными ст. ст. 1250, 1252, 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации. Понесенные Заказчиком расходы и убытки в результате урегулирования указанных претензий или судебных процессов будут распределены между сторонами согласно договоренности.

    9. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

    9.1. В случае возникновения споров между Фотографом и Заказчиком по вопросам, предусмотренным настоящим Договором или в связи с ним, стороны примут все меры к разрешению их путем переговоров.
    9.2. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров они должны разрешаться в судебном порядке.

    10. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. УСЛОВИЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ

    10.1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
    10.2. Готовые произведения, создание которых предусмотрено настоящим Договором, должны быть переданы Заказчику в срок до "___"__________ ____ г.
    10.3. Продолжительность срока исполнения Договора стороны устанавливают с момента его заключения (п. 10.1) до момента передачи произведений Заказчику (п. 10.2) (договором может быть предусмотрено иное).
    10.4. В случае, когда указанный выше срок передачи готовых произведений наступил, но произведения не готовы к передаче или не переданы, то Фотографу при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведений и их передачи предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения Договора (договором может быть предусмотрен более длительный льготный срок).
    10.5. По истечении льготного срока, предоставленного Фотографу в соответствии с пунктом 10.4 Договора, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от настоящего Договора.
    10.6. Заказчик также вправе отказаться от настоящего Договора непосредственно по окончании срока, установленного Договором для его исполнения (п. 10.2), если Договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения Договора Заказчик утрачивает интерес к Договору.
    10.7. Односторонний отказ Фотографа от исполнения обязательства по созданию произведения и передаче исключительного права на произведение допускается до получения аванса в следующих случаях:
    - _____________________________________________;
    - _____________________________________________.
    10.8. Обязательство по созданию и передаче произведений может быть прекращено Фотографом в одностороннем порядке в случае ликвидации Заказчика.
    10.9. Договор действует до окончания исполнения сторонами обязательств.
    10.10. Окончание срока действия Договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

    11. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

    11.1. К отношениям сторон по тем вопросам, которые не урегулированы или не полностью урегулированы Договором, применяется материальное право Российской Федерации.
    11.2. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме.
    11.3. Настоящий Договор совершен в двух экземплярах - по одному экземпляру для каждой стороны, причем оба имеют одинаковую силу.

    12. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

    Автор: ________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    телефон ______________, электронная почта _________________________________

    Заказчик: _____________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    телефон ______________, электронная почта _________________________________

    13. ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение N 1. Техническое задание на создание произведения.

    14. ПОДПИСИ СТОРОН

    Фотограф: Заказчик:

    _____________________________ _________________________________
    (подпись) (подпись)

    М.П.

    ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА с фотографом
    (с условием об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано фотографом)

    скачать договор в Word​
     
  3. ох....почитала...полезная информация,но всё так запутано и сложно:sorry:

    спасибо за труды в поисках:bye:
     
  4. #5 26 авг 2014 в 22:55 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 26 авг 2014
    Ярослава, да не за что... :) Мы же здесь, на родненьком форуме, альтруисты и помогаем друг другу. На нашем форуме - это норма! :good:

    Конечно же, неспециалисту, в смысле - не юристу, сложно воспринимать юридические премудрости. Поэтому, наверное, ликбез - для желающих.

    А вот формы договоров, взятые из проверенных источников ( СПС "Консультант Плюс", СПС "Гарант", юридические форумы) и просмотренные на предмет ляпов и несуразностей юристом (вашим скромным слугой, да ещё и коллеги на форуме, надеюсь, подключатся) бесспорно пригодятся многим и уберегут от грубых ошибок, и возможно,от судебного преследования. Ибо потребительский экстремизм процветает, к сожалению.
     
  5. #6 27 авг 2014 в 16:41 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 27 авг 2014
    Договор авторского заказа с фотографом
    (с условием передачи заказчику исключительного права на произведение, предусмотрена выплата аванса)

    скачать
    в Word


    Договор на проведение фотосессии
    скачать
    в Word


    Договор на фотоуслуги, заключаемый фотографом с юр.лицом
    скачать в Word
     
  6. #7 27 авг 2014 в 22:32 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 27 авг 2014
    Договор фотографа с физ.лицом (гражданином)
    скачать
    в Word


    Договор юр.лица с фотомоделью
    скачать
    в Word


    Договор о распределении прав между моделью и фотографом
    скачать в Word


    Договор фотографа с заказчиком - юр.лицом
    (на выполнение фоторабот по заказу Заказчика с последующей передачей Заказчику фотоизображений и исключительных прав на их использование).
    скачать в Word
     
  7. #9 27 авг 2014 в 22:48 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 28 авг 2014
    Да не за что, Павел...

    Осталось ещё несколько договоров для свадеб... Завтра их посмотрю, довыложу...

    Договор оказания фотоуслуг - публичная оферта для размещения на сайте фотографа
    скачать
    в Word

     
  8. СТАТЬЯ: РЕПОРТАЖ - правовые аспекты
    Сложность темы освещения в фотографии текущих событий (репортажная фотография) заключается в том, что очень часто на фотографии находит отображение изображение граждан. Чтобы правильно разобраться в этой теме, необходимо дать квалификацию всех субъектов, предметов и объектов прав, а также возникающих прав и обязанностей, и осветить некоторые особенности, связанные с этим жанром.

    Очень интересным в жанре репортажной фотографии представляется вопрос, связанный с авторством и плагиатом. Дело в том, что в репортаже на первом месте стоит умение решать творческие задачи в один момент, в минимальный промежуток времени — ведь дублей и повторений не будет. И участники событий, как правило, для фотографа не позируют. Поэтому мастерство репортажного фотографа — это мастерство оперативно находить композицию и сюжет фотографии. Молодые начинающие фотографы, не владеющие этим мастерством, обычно «пристраиваются в хвост» более опытным мэтрам и фактически повторяют их действия. Очень часто в результате такового «сотрудничества» у разных фотографов получаются очень похожие друг на друга фотографии. Являются ли действия менее опытных фотографов присвоением авторства и нарушением прав более опытных авторов? Ответ на этот вопрос требует анализа. На основании ст. 1257, 1258, 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) и в соответствии с практикой правоприменения:

    – оперативное решение о сюжете фотографии и построении ее композиции не является произведением, т.к. произведением признается фотография;
    – названное решение как таковое трактуется как «идея» или же «концепция», и находится вне сферы распространения авторских прав;
    – каждая из фотографий, сделанная каждым из фотографов, признается самостоятельным и независимым (не являясь производным произведением), а каждый из фотографов — самостоятельным автором (т.е. понятие соавторства здесь неприменимо).

    Статья 1257. Автор произведения Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

    Статья 1259. Объекты авторских прав

    1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: – фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы…

    Т.е. ситуация, когда менее опытный фотограф «перенимает» у более опытного сюжет и композицию репортажной фотографии, и при этом сам создает свою фотографию, пускай даже очень похожую, не может быть квалифицирована как нарушение чьих-либо авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных).

    Сам по себе жанр репортажной фотографии условно делится на два вида — репортаж с места событий, на которые проведена аккредитация фотографов и журналистов (к примеру, спортивные мероприятия, пресс-конференции, театральные представления и др.), и репортаж с места событий, на которые такой аккредитации не существует (типичным примером являются митинг (демонстрация), освещение какой-либо проблемы и др.). Первый вид отличается от второго тем, что в нем всегда присутствуют участники событий (мероприятий), в частности, ими являются спортсмены, общественные деятели и др. И в том и в другом виде жанров всегда есть просто присутствующие лица, к примеру, таковыми могут быть болельщики, зрители, публика и др. Т.е. в любом случае в репортажной фотографии присутствует изображение людей, коих условно возможно поделить на две группы: участники событий и присутствующие лица. Изображение человека допустимо только с его согласия и (или) в соответствии со ст. 152.1 ГК РФ.

    Статья 152.1. Охрана изображения гражданина

    Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. … Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
    2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату». Использование изображения участников событий как таковых в репортажной фотографии может быть квалифицировано как использование в общественных интересах — в противном случае без таковых лиц невозможно полноценное освещение события. Т.е. имеет место исключение, установленное ст. 152.1 (п. 1) ГК РФ, и на использование изображения участников событий в любом случае их согласия не нужно.

    Но изображение присутствующих лиц как таковых не может быть квалифицировано как использование в общественных интересах, т.к. в общественных интересах может быть освещение их поведения как массы людей. Правда, положениями ст. 152.1 (п. 2) ГК РФ допускается, что использование такового изображения, если оно не является основным объектом фотографии как произведения, допустимо и без согласия изображаемых граждан. В соответствии со сложившейся практикой правоприменения основным объектом фотографии считается предмет, находящийся в фокусе объектива, т.е. тот предмет, по которому настраивалась резкость (определялись расстояние и фокусная величина фотографии). Следовательно, для избегания неприятностей репортажным фотографам рекомендуется изображать присутствующих лиц не как таковых, а на фоне каких-либо объектов.

    Следовало бы подробнее остановиться на исключительных правах на репортажную фотографию. Законодательство России не выделяет каким-либо образом репортажную фотографию в части обретения исключительных прав. Т.е. согласно ст. 1270 (п. 1), 1295 (п. 2) ГК РФ обладателем исключительных прав на репортажную фотографию является ее автор (фотограф), а если фотограф сделал фотографию в процессе выполнения своих трудовых обязанностей, то работодатель фотографа. Хочется остановиться и прокомментировать то, что обязанность получения фотографий должна быть зафиксирована в трудовом договоре и являться частью трудовых обязанностей. В практике правоприменения бывали случаи, когда репортажная фотография была изготовлена лицом, работающем в средствах массовой информации, но … в круг обязанностей которого не входила фотосъемка (к примеру, таковые случаи бывали с главными редакторами, директорами, администраторами). И в этих случаях исключительные права были признаны за авторами репортажной фотографии.

    Статья 1270. Исключительное право на произведение

    1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

    Статья 1295. Служебное произведение

    2. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное». Следует отметить, что для репортажной фотографии есть исключения в режиме ее использования лицами, не имеющими исключительных прав на нее. Положения ст. 1274 ГК РФ допускают свободное использование репортажной фотографии в учебных целях, а также с целью информирования о происходящих (произошедших) событиях.

    Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

    1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
    2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
    3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
    5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью…
    источник
     
  9. #12 28 авг 2014 в 19:24 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 28 авг 2014
    Договор свадебного фотографа
    скачать
    в Word



    Договор свадебного фотографа 2
    скачать
    в Word
    По форме примерно такой же, как и Договор выше, но в этом Договоре детальнее прописан пакет услуг, а также права, обязанности и ответственность сторон в части более жёсткой регламентации обязанностей заказчика , в том числе и в случае кражи аппаратуры фотографа, обязанности Заказчика обеспечить Фотографу место отдыха, обязанности предоставить фотографу ужин на месте проведения Свадебного торжества и другие мелочи от практического фотографа, а не юриста :)
     
  10. #14 29 авг 2014 в 10:43 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 29 авг 2014
    Владимир, да не за что....

    Просмотров ветки почти 300, скачиваний 29... Уже хорошо...

    Жду критики, вопросов и предложений. :yes:

    Подсказка: посмотреть и скачать нужную вам форму договора (практически на все случаи жизни) можно в некомерческой интернет версии СПС КонсультантПлюс здесь, в разделе Формы документов.
    Такая же интернет версия есть у СПС "Гарант" здесь. Можно обратиться и СПС "Кодекс" здесь.

    Используйте формы и шаблоны договоров от профи из проверенных источников, ибо в сети ходит
    очень много смешных :D, нелепых :shock2: и просто устаревших договоров :unknown:
     
  11. Все договоры из этой ветки одним файлом: скачать в Word :bye:​
     
  12. #16 22 ноя 2014 в 23:29 | Договоры для фотографа. Образцы и шаблоны договоров.
    Последнее редактирование модератором: 22 ноя 2014
    Подборка статей о правовых аспектах фотографии (одной кучкой:)):

    Права фотографа: всё что нужно знать о запрете на съёмку:
    здесь.
    Школьная фотография как объект права: здесь
    Договор между фотографом и моделью: здесь
    Свадьба в законе: здесь.
    Гражданская ответственность за нарушения авторских прав на фотографию: здесь.
    Ответственность за нарушения авторских прав на фотографию: здесь
    Репортажная фотография: здесь.
    Рекламная фотография и распределение прав на нее: здесь.

    Источник rosPHOTO.com.
     
    mrbigheller нравится это.
  13. Намечается мероприятие, где соберутся фотографы, модели, визажисты. Кто кого будет снимать заранее неизвестно. Мероприятие проводится с целью обмена опытом, повышения уровня мастерства, пополнения портфолио. Ума не приложу, как оформить отношения участников мероприятия друг с другом, а так же с организаторами.
     
  14. Договор оказания услуг - для организаторов, это как вариант. Организаторы оказывают услуги по проведению мероприятия.
    Для фотографов, понятно: Договор оказания фотоуслуг . Для моделей: Договор оказания услуг модели. Ну и так далее.
    Только акты приемки не забудьте.
     
  15. Вопрос юристу: можно ли запретить фотографу использовать мои фотографии?
    Я обратилась за услугами к профессиональному фотографу, сначала он сделал для нас с мужем портретную фотосъемку в его фотостудии, потом мы также заказали ему съемку нашей свадьбы (регистрации, на природе – в общем, по полной).
    Сейчас я обнаружила свою фотографию (со студийной съемки) в Интернете, фото используется в рекламном изображении. Я позвонила фотографу с требованием убрать мою фотографию, но он сказал, что он осуществлял съемку, а потому все права на фотографии, авторские права, у него, и он может делать с фотографиями, что захочет. Он также разместил несколько наших свадебных фотографий на своем сайте в качестве портфолио, что мне также не очень нравится. Я разместила лишь избранные фотографии в закрытом альбоме Вконтакте и не хочу, чтобы они были всем доступны.
    Неужели авторские права на фотографии действительно у фотографа? Мы ведь ему оплатили обе фотосъемки (и студийную, и свадебную). За что же мы ему тогда платили, если все права на фото у него? Неужели я никак не могу запретить использовать свои фотографии?
    Если вы заказываете фотосъемку, пусть даже платите за нее, обязательно необходимо заключать договор с фотографом. Только договор, заключенный в письменной форме, будет являться основанием для перехода авторских прав на фотографии от фотографа вам как модели, что позволит вам использовать заказанные фотографии. Факт оплаты услуг фотографа не является основанием для перехода авторских прав. Оплачивая фотосъемки без заключения договора, в котором предусмотрен переход авторских прав, вы по сути оплачиваете только услуги фотографа по самой фотосъемке.

    Поэтому, в описанном случае, конечно, фотограф прав, что все авторские права остались у него.

    Последствия заказа фотосъемки без заключения авторского договора

    Авторские права на фотографии сохраняются в полном объеме за фотографом.

    Вы не вправе никаким образом использовать полученные фотографии: не вправе разместить их в журнале, на своем сайте (даже в портфолио, если вы модель и заказывали съемку именно в этих целях), размещение Вконтакте также в большинстве случаев будет представлять собой нарушение, не можете распечатать фото и передать их третьим лицам (например, в модельные агентства, если вы модель). За незаконное использование вам может грозить ответственность за нарушение авторских прав.
    Однако фотограф также не вправе использовать ваши фотографии, "ваши" в том случае, если вы изображены на соответствующих фотографиях. Иными словами, если вы изображены на фотографии, то фотограф, имеющий авторские права на использование фотографии, лишен возможности использовать ее в силу того, что у вас есть право на изображение, и без вашего согласия использование такой фотографии не допускается.

    Статья 152.1 Гражданского кодекса "Охрана изображения гражданина"

    Таким образом, если была осуществлена фотосъемка модели (т.е. вы присутствуете на фотографиях), то без договора между фотографом и моделью использование таких фотографий по сути заблокировано: для фотографа – правом модели на ее изображение, а для модели – авторским правом фотографа на фотографии.

    Поэтому в описанном вами случае фотограф также не вправе использовать фотографии, на которых вы изображены, а соответственно, он нарушил ваше право на изображение как в случае использования фотографии в рекламе, так и разместив ваши свадебные фотографии в своем портфолио.

    Договор между фотографом и моделью на проведение фотосъемки – важные моменты

    Договор должен заключаться в письменной форме. Можно использовать не только бумажную форму, но и заключить, например, договор по электронной почте, хотя на практике это пока менее надежно, но абсолютно законно при соблюдении всех требований к электронной подписи. Несоблюдение письменной форме влечет недействительность договора (в части регулирования авторских прав).
    В договоре необходимо четко и грамотно решить вопрос авторских прав. Исключительное авторское право может передаваться (некий аналог договора купли-продажи) и предоставляться (некий аналог договора аренды/пользования). В первым случае фотограф не сохраняет прав на использование фотографий (даже в портфолио), во втором случае – пределы использования фотографий как фотографом, так и моделью определяются в договоре. Любые неграмотно составленные формулировки могут не только повлечь спор и непредсказуемость в его разрешении, но и даже привести к признанию договора незаключенным.
    Если модель согласна предоставить фотографу право на использование фотографий с ее изображением (хотя бы даже в целях портфолио фотографа), то необходимо четко прописать в договоре, какие именно фотографии (или все), каким образом и с какими ограничениями модель разрешает использовать фотографу.
    В договоре необходимо четко и бесспорно идентифицировать, в отношении каких фотографий он заключается. Этого можно достичь правильным оформлением приложений, передачей фотографий и/или подробным описанием фотосессии и условий фотосъемки (главная задача - бесспорная идентификация фотографий).

    * Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

    источник
     
  16. Огромное спасибо!!!

    Наверное надо просить модераторов о "прикреплении" данной очень нужной темы.
     

Поделиться этой страницей