На создание данной темы натолкнула ветка VASIMV «Попытка снятия блокировки автофокуса на минолтовских объективах». http://forum.minolta-club.ru/showthread.php?t=1038 Как известно использование существующих переходников М42-AF совместно с советскими объективами, не позволяет пользоваться подтверждением фокуса и прыгающей диафрагмой. Если с подтверждением фокуса благодаря VASIMV , что то стало прояснятся, и уже изготовлены первые действующие образцы так называемого одуванчика, то с моргающей диафрагмой дела на данный момент обстояли не важно. Потенциальных левшей отпугивала кажущаяся сложность переделки механики объектива. Данная ветка создана для тех кто умеет пользоваться отверткой, напильником, эпоксидным клеем, и желательно паяльником. Для начала сообщу, что у меня рядом на треноге стоит камера Minolta D5D, на ней красуется стекло отечественного производства HELIOS 77M4 MC, с реально работающей прыгающей диафрагмой. Данный снимок произведен в момент сработки затвора, как видно диафрагма прикрыта. Но начнем все по порядку.
Для работы нам необходим объектив типа Гелиос 44 или Гелиос 77 (другие объективы на предмет переделки пока не исследовались), возможно использовать и любой другой объектив с аналогичным механизмом «прыгалка», далее необходим переходник с М42 на байнет с одуванчиком, либо какой-нибуть не нужный китовый объектив которым можно и пожертвовать, вернее только задняя его часть. При чем следует учесть, что в случае неудачи Гелиос еще можно будет использовать(потеряв только прыгалку), то минолтовский объектив Вы потеряете. Я использовал для этих целей китовый объектив Xi серии 35-80 4/5,6. Из инструментов нам необходим эпоксидный клей, надфель, острый нож и дрель со сверлом 1 мм. Приступим: 1. Снимаем задник с Гелиоса. 2. Мы видим механизм прыгающей диафрагмы. Откручиваем и его. 3. Вот над этой железячкой и предстоит немного поработать. Для начало разберем ее на составляющие. 4. Доработаем немного корамысло. Я на эпоксидку посадил кусок железки, который ранее извлек из погибшего объектива (там колечко такое было, я от него кусок отломил и выгнул до нужной конфигурации). На держателе корамысла тоже отломил все лишнее, смотрите разницу по фото. 5. А у этой фигулины пришлось тоже кое, что укоротить, но возможно и необязательно, но мне показалось , что она мешает. 6. Далее собираем готовый механизм прыгалки, при сборке используем пружинку которая имеет меньше витков. Вот получаем следующий механизм, при возврате его на место в объектив, то при закрытой диафрагмы до 16 (кольцом на объективе), отверткой отводим за приклеенный рычаг, отверстие должно открываться, при отпускании отвертки , оно закрывается. 7. Далее работаем дрелью, надфилем и ножовкой на переходником (или задником почившего объектива). У меня вот что от задника осталось. 8. Прошу не критиковать мои способности по работе с напильником, этот задник экспериментальный и много приходилось переделывать на ходу. Вообще следует учесть, что задник не у всех получится такой же, здесь строго индивидуальный подход, каждый задник подгоняется по свойму, главное что бы ни где ни чего не задевало. На этом заканчивается механическая часть переделки, далее идет электронная, которая описана в ветке про одуванчики. Я для своего пробного экземпляра использовал прошивку от VASIMV, для объектива AF 50 1.7. Надо заметить, что с данной прошивкой работать с диафрагмой только при помощи органов управления камеры не получится, слишком разный у них ход штока закрытия диафрагмы (у Гелиоса заметно меньше), поэтому на Гелиосе диафрагма закрывается сильнее чем выставлено на камере. Мой экземпляр уже на 4.5 закрывается до 16, поэтому в моем пробном экземпляре для корректной работы необходимо, что бы камера и объектив (с помощью кольца управления) были настроены одинаково. Возможно, данная проблема будет в будущем разрешена с помощью прошивки, ну а пока мне и так хорошо, все равно за весь съемочный день кольцо диафрагмы кручу 2-3 раза, а здесь можно на одну секунду отвлечься на настройки.
Классно. Автоматизация прыгалки сама по себе - вещь очень облегчающая работу. А если еще удастся подогнать ход рычага в камере под объектив - получится почти полный автомат. Вот бы для 58/1.2 MD такую же сделать (genzel даже чертежи задника публиковал, но без рычага диафрагмы, конечно...) И для 85/1.7. Я на выходных попробую заставить Attiny12 работать на пленочной тушке и разобраться с прошивками для уменьшения минимальной диафрагмы до предела (вроде, в камере были прошиты до f/99).
вот разобраться бы только с максимально закрытой диафрагмой в прошивке, было бы прекрасно... По моим примерным подсчетам должна быть в районе 64... Пробывал снимать пользуясь в уме настройкой диафрагмы только в камере (или только в объективе) в уме пересчитывая, не получается, идут либо пересветы, либо недосветы... Я так понимаю , что замера после закрытия диафрагмы в камере не происходит (хотя очень странно), если я в камере выставил дырку 8, а на объективе ограничил закрытие на 4, то идет соответствующий пересвет, хотя ГРИП остается как у 4х... Соответственно приходится и объектив и камеру выставлять одинаково, тогда экспозиция очень точная, явно прослеживающаяся по гистограмме... Складывается впечатление, что камера выставляет только расчетную выдержку...
Да, замер производится по открытой дырке с последующим пересчетом. Без точной подгонки ходов рычагов, соответственно - экспозиции правильной не получить.
Т.е. реальный ТТЛ возможен только для вспышки? На вспышку же затвор реагирует... Странно, я ожидал большего....
Не, не реагирует. Вспышку отключают когда достигли оптимальной экспозиции (да и то - только на пленке, на цифре - меряют на открытой дырке предвспыхом, дальше чистые расчеты, без замеров). В принципе, мерять на открытой дырке - это нормально. Иначе не сможем одновременно выводить диафрагму на рабочее положение и поднимать зеркало (придется сначала вывести диафрагму, замерить и только потом поднять зеркало, теряя в скорости). То, что у какого-то объектива будет несоответствие между ходом рычага и реальным положением диафрагмы - на это не рассчитывали, конечно.
Всем привет. Как вас много сегодня. Заинтриговали, черти. Пожалуй, тоже своим Гелиосом займусь. Может, что-то пропустил, поэтому вопрос:а с длиной плеча поиграться не получиться, чтобы ход прыгалки подогнать?
Три дня крутил гелиос перед тем как выбрать концепцию переделки, и расматривал как механически увеличить ход диафрагмы, ни чего доступного в голову не пришло, думаю данный метод самый доступный. А переделка прошивки все равно необходима...
Кажется, в MC 50/1.4 применяется способ с дугой и сцеплением со скосом (не механик я, не знаю как правильно описать). Ход у дуги получался гораздо больше, чем у собственно привода диафрагмы. Правда, тут точность нужна большая, иначе заедать будет из-за возросшей нагрузки. Да и подходит не для всех объективов.