1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Тестирование объективов для ИК-фотографии

Тема в разделе "Тесты пользователей", создана пользователем andreybs, 10 май 2019.

  1. Предложение о составлении таблицы объективов, пригодных для ИК-фотографии возникло в профильной теме. Такие таблицы существуют в Интернете, но по моему опыту они часто дают недостоверную информацию, поскольку проявление аббераций при ИК-съемке возникает лишь при стечении определенных обстоятельств. И то ли эти обстоятельства не были зафиксированы при тесте, то ли у тестеров было заниженное требование к качеству, но так или иначе, но непригодные для ИК-фотографии объективы попали в таблицы "пригодности" на иметитых сайтах типа "лайф-пиксель" и пр. Поэтому имеет смысл демонстрировать реальные фотографии, сделанные конкретными камерами с конкретными объективами и фильтрами. Причем фотографии без обработки и снятые в определенных условиях. Я начну с теста нескольких объективов, а вы продолжите своими примерами.

    Итак, в ИК-фотографии есть три беды - хотспот в центре кадра, абберации по краям кадра и ИК-шифт-фокус.
    Хотспот - это засветка с видимыми границами центральной части кадра, как правило в синем канале. Проявляется на широких углах, при зажатии диафрагмы и хорошем освещении. Это главный враг пейзажной ИК-съемки, где диафрагму приходится зажимать для получения необходимой глубины резкости.
    Абберации по краям кадра производят эффект размытия резкости. В цвете (при наличии сильного зеленого канала) они видны слабее, но когда остается красный и синий канал, то они проявляются в полный рост. Иногда помогает удаление синего канала, но это мешает "цветной" ИК-фотографии. Как вы понимаете, это ХА, с которыми RAW-конверторы бороться не умеют.
    ИК-шифт-фокус возникает в виде смещения шкалы фокусировки в меньшую сторону. Например, фокусировка на "бесконечности" возникает раньше отметки на шкале фокусировки. Это возникает не всегда и не во всех объективах. Но если это случается в объективе с плавающими элементами и объектив не рассчитывался на ИК-диапазон, то могут быть серьезные проблемы с резкостью по углам при пейзажной съемке. Многие старые объективы не имеют плавающих эл-тов и рассчитывались на ИК-диапазон - там есть своя шкала "бесконечности" для ИК, отмеченная, как правило, дополнительной красной линией.

    Итак, перейдем к тесту. Я взял ИК-фильтр 680нм, т.к. хотспот проявляется сильнее в "цветной" ИК-фотографии. В качестве камеры используется Nex-6, конвертированный в Full Spectrum. ББ камеры выставлен с учетом ИК-фильтра. Съемка производилась в RAW, далее проявка с одинаковыми настройами, среди которых смещение синего канала в сторону красного, чтобы выделить хотспот розовым.

    SMC Pentax-DA 15mm F4 f11
    Pentax-DA 15mm F4 @F11 IR680.jpg
    Sony SEL1855 @18mm F11
    Sony SEL1855 @F11 IR680.jpg
    Nikon 24mm F2.8 Ai-S f11
    Nikon 24mm F2.8 Ai-S @F11 IR680.jpg
    Canon nFD 24mm 2.8 f11
    Canon nFD 24mm F2.8 @F11 IR680.jpg
    SMC Pentax-K 28mm F3.5 f11
    Pentax-K 28mm F3.5 @F11 IR680.jpg
    Vivitar 28mm F2 Close Focus f11
    Vivitar 28mm F2 CF @F11 IR680.jpg
    Выводы можете сделать сами. Если получится, выложу отдельно РАВы снимков.

    Я вижу значительный хотспот у Никона, поменьше у Сони и еще меньше у Пентакса 15мм. На практике для кропа 24мм слишком узко, так что бюджетный вариант ИК-объектива для кропа - обычный штатник SEL1855. Но нужно быть готовым, что он испортит не один кадр своим хотспотом. На практике более дорогой вариант Пентакса 15мм мне не испортил пока ни одного кадра своим небольшим хотспотом, который к тому же практически не проявляется фильтрами, которые я использую чаще. Для полного кадра оптимальным выглядит Кенон 24мм или Пентакс 28мм. Это небольшая выборка объективов, предлагаю желающим продолжить тему своими примерами со своих объективов.
     

Поделиться этой страницей