1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

[Руководство для новичков] Диафрагма, выдержка, светочувствительность

Тема в разделе "Вопросы от новичков", создана пользователем waswaswas, 1 фев 2011.

  1. Попробуем написать первое руководство от нас для нас самих любимых. Искренне надеюсь, что данное писание сможет помочь начинающим нексоводам, для которых такие слова как диафрагма, выдержка и светочувствительность являются еще слишком заумными терминами.

    В чем состоит главный секрет фото? Многие рассказывают про технику "золотого сечения", некоторые про "композицию". Я живу с одним убеждением...главное в фотографии - свет. Очень неприятно видеть в интернете фотографии, сделанные веб-камерой ноутбуков, темные, плоские, никакие.

    Разница между этими двумя фото - фотография слева, что называется недоэкспонирована, на ней очевидно не хватает света. Достаточное количество света на фотографии справа, что как нельзя лучше красит снимок:

    [​IMG][​IMG]

    Именно для этого и существуют диафрагма, выдержка, светочувствительность. Что же это за слова, и с чем их едят? А главное, как объяснить это просто?

    Диафрагма

    Диафрагма - механизм внутри объектива. Выглядит приблизительно вот так:

    [​IMG]

    Диафрагма выполняет сразу несколько важных функций:

    1) Функция светосильная. Для того, что бы на снимке было достаточно света, достаточно этого самого света должно проходить на матрицу фотоаппарата. Чем больше света проходит через объектив - тем больше попадает на матрицу. Чем шире открыта диафрагма - тем больше света проходит через объектив. Вот такая простая логическая цепочка.

    Как вычислить значение этой диафрагмы? Доступ к диафрагме проводится в ручном режиме А (приоритет диафрагмы). Разные объективы позволяют по-разному диафрагму открывать. Чем меньше числовое значение диафрагмы, тем больше света пропускает объектив. Объективы, позволяющие открыть диафрагму шире, чем значение 2.0, называют объективами светосильными. С таковыми объективами и их применением на Sony Nex можно ознакомиться здесь:

    Гелиос-44 - значение диафрагмы 2.0

    Canon 50mm - значение диафрагмы 1.8

    Voigtlander 35/1.2 Nokton Aspherical - OOЧЕНЬ светосильный объектив. Значение диафрагмы 1.2

    Родной объектив Sel18-55mm имеет значения диафрагмы 3.5-5.6, из чего следует, что в коротком положении (18мм) через него проходит больше света (значение 3.5), чем в выдвинутом положении (5.6)

    2) Функция резкая. Чем шире открыта диафрагма (2.8, 2.0, 1.8 и тем более 1.4 и 1.2), тем меньше объектов в +/- от места фокусировки попадает в этот самый фокус. Чем выше значение диафрагмы, чем уже она прикрыта (5.6, 8, 11, 16, 22, 25), тем больше объектов попадает в зону фокуса.

    Для разных фотографий умышленно применяются разные значения:

    а) Портретная съемка. В портретной съемке главное что? Правильно - портрет. Все остальное отвлекает зрителя от этого самого портрета. Посему для портретов применяют светосильные объективы (см. выше). Обычные значения диафрагмы в таких случаях - чем меньше цифра, тем лучше. 1.8, 2.0, 2.8, 4, 5.6 - хорошо...8 и выше - не так хорошо.

    Вот пример портрета, сделанного объективом SAM 50 1.8 на диафрагме 1.8:

    [​IMG]

    б) Макросъемка (она же жучки-паучки-цветочки). Чем ближе вы подходите к объекту съемки, тем меньше зона, которую удерживает фокус камеры. Подходя к жучку-паучку вплотную в фокусе может быть всего лишь несколько миллиметров. Для того, что бы на фотографии жучка или бабочки не получить размытость в тех местах, в коих она не нужна, применяется немного более прикрытая, чем при портретной съемке, диафрагма. Средние значения диафрагмы, используемые фотографами-макрушниками колеблются от 8 до 16.

    Весь этот бабочка сфотографирована китовым объективом на диафрагме 5.6. Ее немного не хватило - усики-антенки резки, но крыло немного замылено:

    [​IMG]

    A вот на этой фотографии диафрагма прикрыта до значения 8, чувствуете разницу? :D Весь цветок, как и требовалось, резкий.

    [​IMG]

    в) Пейзажная съемка.

    Что в пейзажной съемке важно? Правильно - желание показать и красивое поле, которое распростерлось перед вами, но при этом нельзя забыть про горизонт, на котором виднеются седовласые горы в утренней дымке.

    Для пейзажной съемки диафрагма используется в прикрытом виде. Значения 8 и выше (вплоть до 32 - это максимум на родном объективе 18-55)

    На этой фотографии было использовано значение 8, что позволило видеть четко и близлежащие деревья и траву и горы на горизонте:

    [​IMG]

    Хотя, по совету vinograddik'a, диафрагму выше 13 лучше не прикрывать. Проявляется эффект дифракции и значительно снижается детализация (резкость если хотите). У НЕКСа она валится уже начиная с диафрагмы 11-13.

    Как влияет значение диафрагмы на один и тот же снимок. Снятo Sony Sam 50mm с максимальным размером диафрагмы f1.8

    До маленького объектива на переднем плане около 40см, до дальней вспышки около 80см.

    f 1.8:

    [​IMG]

    f 3.2:

    [​IMG]

    f 5.6:

    [​IMG]

    f 8:

    [​IMG]

    f 16:

    [​IMG]

    Не забываем, что чем больше прикрыта диафрагма, тем меньше света попадает на матрицу!

    Но света же нам нужно достаточно, не так ли? Как сделать так, что бы на снимке было его достаточно?

    Вот теперь переходим к пункту нумеро два:

    Выдержка

    Выдержка - временное значение, на протяжении которого матрица фотоаппарата принимает свет. На фотоаппаратах серии Nex значения выдержки можно выставить в диапазоне от 1/4000 секунды до 30 секунд. Чем дольше выдержка, тем больше света попадет на матрицу.

    При этом надо не забывать о некоторых архиважных вещах.

    1) чем дольше выдержка, тем больше вероятность смазать снимок. Опытные фотографы с твердой проверенной рукой могут уверенно держать фотоаппарат в одном положении вплоть до 1.5-2 секунд. Начинающие же этого делать еще не умеют. Желательно для повседневной съемки днем не выходить за значения длиннее 1/40-1/50.

    2) Чем быстрее движется объект в кадре, тем короче должна быть эта выдержка во избежание того же смаза. Если хочется сфотографировать едущий автомобиль или бегающих детей, летящую птицу или несущийся поезд - выдержку придется делать короче: 1/200, 1/320, а порой и 1/500 секунды.

    3) В ночной съемке, особенно в ночной съемке пейзажей, практически во всех случаях надо делать длинную выдержку, так как света ночью слишком мало. Как же поступить начинающему фотографу, рука которого еще не окрепла? Наш ответ всем несчастьям - штатив.

    Вот пример фотографии, сделанной со штатива - выдержка 25 секунд (это за пределами всех мыслимых и немыслимых возможностей даже самой твердой руки)

    [​IMG]

    4. часто игры с выдержкой применяются для художественных приемов, таких, как "придать воде эффект движения". Застывшая, "замерзшая налету" вода не выглядит натурально. Вода - это непрерывный поток, что и требуется передать:

    фотография сделана на выдержке 2 секунды:

    [​IMG]

    И вот тут у вас наверняка возникнет вопрос: а что же делать тогда, когда и диафрагму надо прикрыть, но и выдержка нужна быстрая...представим себе ситуацию, в которой нам надо сфотографировать жука, бродящего по листику...и в фокусе всего жучка удержать, и не размыть его быстро передвигающиеся лапки. И вот тут пункт третий:

    Светочувствительность.

    Светочувствительность - сила, с которой матрица воспринимает свет. В фотоаппаратах светочувствительность измеряется числом, расположенным после буквосочетания ISO

    Sony Nex позволяет использовать такие значения как: 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800

    С каждым шагом вверх по этой ступени светочувствительность возрастает в 2 раза. И вот тут спросите вы: "А почему бы не выставить значение 12800 и не быть в достатке света постоянно?".

    Ответ на этот вопрос весьма простой: с увеличением светосилы увеличивается и количество шумов на фотографии, что эту фотографию никак не украшает

    пример:

    ISO200

    [​IMG]

    ISO400

    [​IMG]

    ISO800

    [​IMG]

    ISO1600

    [​IMG]

    ISO3200

    [​IMG]

    ISO6400

    [​IMG]

    ISO12800

    [​IMG]

    В ситуации с Sony Nex (ИМХО):

    - светочувствительность ISO200-800 вполне приемлима.

    - светочувствительность ISO1600 - приемлима в том случае, если вам знаком фотошоп, лайтрум или другие фоторедакторы. Фотографии начинают шуметь, но это легким движением руки исправляется на компьютере

    - светочувствительность ISO3200 - крайний порог качества. Эти фотографии шумят достаточно отчетливо, но их еще можно улучшить посредством компьютера, но это уже не так легко, как кажется.

    - светочувствительность ISO6400-12800 - два этих параметра использовать только в том случае, когда вам абсолютно не важно качество снимка, главное - запечатлеть момент, невзирая ни на что.

    by waswaswas

    спасибо за коррективы, vinograddik

    (я не мастер, я всего лишь фломастер :D Если о чем-то я недоупомянул или написал неточно, давайте вместе сделаем это руководство для новичков лучше)
     
    54 пользователям это понравилось.
  2. куда угодно :D я критику держать умею, а тем более если она направлена на благое дело
     
  3. мне кажется лучше сюда, что бы совместно скорректировать данный пост и закрепить его в FAQ :D
     
    2 пользователям это понравилось.
  4. "Разница между этими двумя фото - достаточное количество света на фотографии справа, что как нельзя лучше красит снимок:"

    Разница в этих фото в том что одно недоэкспонированно, а с другим все в порядке. К светописи это не имеет отношения. Можно б было подобрать прекрасные примеры классиков, где именно световой игрой нарисован портрет.

    2) Функция резкая.

    как минимум странно звучит :D

    Средние значения диафрагмы, используемые фотографами-макрушниками колеблются от 5.6 до 11.

    Средние значения диафрагмы, используемые фотографами-макрушниками колеблются от 9 до 16. Это я про настоящее макро, с масштабом 1:1 , и где объект съемки занимает хотя бы половину кадра. Посмотрите галлерею макроклуба , если вдруг не верите.

    п.с. Паучок на приведенном примере не в ГРИП все же.

    Значения 8 и выше (вплоть до 32 - это максимум на родном объективе 18-55)

    Диафрагму выше 13 лучше не прикрывать. Проявляется эффект дифракции и значительно снижается детализация (резкость если хотите). У НЕКСа она валится уже начиная с дырки 11-13.

    [​IMG]

    Пример с ИСО некорректный и вводящий в заблуждение: ГРИП на снимках разная и ИСО 1600 выглядит детализированне и резче, чем меньшие значения ИСО. А детализация на высоких ИСО как раз должна падать :D

    п.с. А так конечно дело хорошее - такой пост, ибо многим новичкам он пригодится. И побольше картинок постите: визуально информация воспринимается лучше скучного текста.

    п.п.с. На фото ру бы Вас порвали за такой пост. Там умников хоть отбавляй. :D
     
    2 пользователям это понравилось.
  5. vinograddik, спасибо, сейчас некоторые коррективы внесу в первый пост :D

    насчет первых двух фото...а кто говорил про светопись? О___о я просто о достаточном количестве света

    а насчет фото.ру - пускай идут лесом и меряют свои основные мужские достоинства - объективы, в другом месте :D

    Я почему задумался над этим псотом - на свою голову подруге после ее вопроса "а какой фотоаппаратик четенький купить?" посоветовал базовые альфы типа 230 и 280....потом ей подобным образом весь вечер разжевывал азы :D
     
  6. Ну Вы написали про - главное свет. Я так и подумал. Потому что свет и есть главное (фото-графия - рисунок светом) . Только он может красиво лечь, а может и не очень.

    А фотки бывают намеренно "темные" и "светлые". Например high key или low key в студии. Вот это и смутило.
     
  7. вот в этом собственно и состоит смысл такого FAQ для новичков, избегать выделенные жирным сверху слова. Так сказать, обсасываем азы :D Я сам в первый день пользования нексом почитал парочку по-настоящему профессиональных мануалов и чуть от горя и непонимания не забил на мечту развить фотографию как увлечение...
     
    4 пользователям это понравилось.
  8. Спасибо большое за создание такой темы!!! Именно то, что надо! Сейчас нахожусь именно в такой ситуации:

    "Я сам в первый день пользования нексом почитал(а) парочку по-настоящему профессиональных мануалов и чуть от горя и непонимания не забил(а) на мечту развить фотографию как увлечение"...
     
  9. Васвасвас

    А тебе не кажется, что тут еще надо объяснить про ББ? Слишком у многих он вызывает вопрос... Не знаю, это мое ИМХО...

    И еще маленькое предложение, может быть припоять все написанные тобой функции именно к Nex? В смысле дать людям понять какие кнопачки нужно жать, что бы получить тот или иной эффект, хотя бы в общих чертах?
     
  10. 2 пользователям это понравилось.
  11. Выскажу свое мнение. Чтобы постичь азы управления фотоаппаратом - не обязательно к чему-то привязываться. Вы когда учитесь управлять автомобилем, не говорите в автошколе инструктору, что у вас будет мини купер и только на нем учите меня. Нексы у людей тоже не вечны, а полученные знания они смогут применить к любому аппарату, так как у всех у них управление унифицировано еще с пленочных времен.
     
    4 пользователям это понравилось.
  12. Это понятно, тут я солидарен, только форум то по нексам, следовательно, по всем законом логики, надо привязывать... Тем более это для новичков)Для многих сдесь это вообще первый фотоаппарат... Но это мое сугубо личное мнение, не кому не навязываю)
     
  13. нууууу... некс - это фотоаппарат... думаю, такой привязки вполне достаточно.

    Просто как по мне, ни каких прям особых особенностей ни у некса, ни у кенона 5Д марк2, ни у фуджи файнпикс 5600 - нет. Урпавление у всех одинаковое. Дизайн разный, характеристики разные, но применяемые к ним базовые понятия одни и теже. Управление одно и то же: колесо PSAM и кнопка спуска с полунажанием для фокусировки. Остальное - нюансы. Если понять как пользоваться этим - можно потом пользоваться любым аппаратом хоть некс, хоть что.

    Привязывать конкретно к нексу стоит в нюансах. А это уже следующие этапы познания фотомастерства. Потом уже советовать снимать в ро формате и обрабатывать снимки на компе (как это делать новичку не знающему азы фотодела и подавно не известно и не понятно). И уже следующим этапом ругать и советовать сменить пресловутый кит 18-55 (на который можно и нужно уметь хорошо снимать).
     
    2 пользователям это понравилось.
  14. Ладно признаю, это уже будут мелочи, но все равно в этой ветке нам не избежать вопросов: "а как это делается, а как то, куда нажать?". Вот по этому и высказался за такое введение)
     
    2 пользователям это понравилось.
  15. Я может жестковато пишу, но не хочется, чтобы люди у нас на форуме такие вопросы задавали: http://www.drive2.ru/communities/photoart/forum/288230376152087975 Поэтому если уж осознано выбрали некс (аппарат посложнее мыльницы и с гораздо большим функционалом), то не постесняйтесь узнать азы фотографии.
     
  16. А не подскажите, есть ли документальное видео на это тему, если есть, дайте ссылку. а если нет, кто-нибудь создайте пожалуйста
     
  17. Еще предложение в первые абзацы. Может быть акцент сделать на том, что все эти прелести управления (Д, В, ИСО) нужны для того, чтобы фоторгаф мог управлять тем, сколько света подать на матрицу для воплощения его замысла и избежания технического брака от недосвета или пересвета.
     
  18. васвасвас,большое спасибо!

    Особенно хорошо,что постигать азы учимся на конкретном примере(NEX)!

    Я думаю,никто бы не стал возражать,если бы его учили вождению на собственном авто,а не на абстрактной "шестерке"... ;)
     
  19. -"Светочувствительность - сила, с которой матрица воспринимает свет."

    Ну, и, чтобы совсем быть точными: в случае цифрового фотоаппарата, ИСО -есть величина усиления сигнала с матрицы (выполняется электронникой). И с увеличением этой "силы" больше шумов окажется на картинке. Для примера - усиление звука с микрофона: чем выше громкость, тем слышнее шумы.

    Спасибо ;) !
     

Поделиться этой страницей