1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Композиция - язык фотографии

Тема в разделе "Учимся фотографии с Sony NEX", создана пользователем Донки-Хот, 17 янв 2016.

  1. #1 17 янв 2016 в 12:24 | Композиция - язык фотографии
    Последнее редактирование модератором: 17 янв 2016
    КОМПОЗИЦИЯ КАК ЯЗЫК ФОТОГРАФИИ: ИНТЕРВЬЮ С ЭМИЛЕМ ГАТАУЛЛИНЫМ



     



    О влиянии композиции на восприятие зрителя или его отсутствии столько споров, что больше, наверное, только споров о том, что лучше, Canon или Nikon. Любому фотографу так или иначе приходится сталкиваться с определением для себя этого вопроса.


    Если вы все еще на пути определения, то как нельзя лучше может вам помочь мнение того, кто добился хороших результатов и прошел большой путь. Именно поэтому я обратилась с вопросами о композиции к известному российскому фотографу, Эмилю Гатауллину.


    [​IMG]


    Когда и как к вам пришло понимание того, что композиция — немаловажный элемент в хорошей фотографии? Что кроме фотографий помогало вам развивать чувство композиции?


    Не знаю, когда это случилось, но точно не в один прекрасный момент. Скорее всего, понимание приходило постепенно и еще задолго до увлечения фотографией. Я ведь по профессии художник. Много лет посвятил  живописи, истории искусства и уже тогда понимал, как важна композиция. А когда начал фотографировать, то художественный опыт и какой-никакой уровень визуальной культуры не могли не повлиять на отношение к фотографии.


    Но особая привлекательность фотографии для меня оказалась как раз в ее отличии от живописи. Ведь художник создает произведение в течение  длительного отрезка времени, а кадр делается за доли секунды. И вот эта ценность момента оказывается очень важной. Я говорю сейчас о том самом «решающем моменте», о котором в свое время писал Картье-Брессон. Еще в фотографии велика роль случайности. На результат влияет множество случайных вещей, которые нельзя проконтролировать, и невозможно заранее предугадать, что у тебя получится на снимке. В этом есть некая интрига.


    [​IMG]


    С чего вы начинали учиться языку изображения?


    Мне с самого начала было интересно, почему одни фотографии вызывают чувства и эмоции, а другие оставляют равнодушным, проще говоря, почему одни нравятся, а другие нет. Со временем я понял, что меня больше цепляют те фотографии, в которых есть не только интересный сюжет, но и выразительная форма. Т.е. важно не только то, ЧТО изображено, но и то КАК это изображено. Вот тут композиция и выходит на первый план.


    В 2003 году я пришел учиться к Александру Лапину. За годы преподавания им был разработан курс лекций, в котором основное внимание уделялось композиции. Эти занятия и само общение с Лапиным, а оно продолжалось все последующие годы, оказало большое влияние на меня.


    [​IMG]


    Есть ли такие сюжеты, на которых проще и эффективнее учиться композиции начинающему фотографу? Если да, то что это за сюжеты?


    Мне кажется, каких-то специальных сюжетов нет. Возможно, проще снимать что-нибудь статичное, что от вас не убежит. Помню, Лапин просил своих учеников в качестве учебных заданий снимать несложные натюрморты из двух-трех предметов.


    [​IMG]


    Какое место в вашем творчестве занимает композиционный этюд, и считаете ли вы его важным для своего развития как фотографа?


    Целенаправленно этюды я не снимаю. Но иногда, во время поиска ситуаций связанных с людьми, такие сюжеты возникают. Просто сложно пройти мимо. Так понемногу пополняется моя серия «Sketches». Конечно, это тоже важно, ведь хорошая фотография может случиться в любой момент, независимо от того, что мы снимаем.


    [​IMG]


    В книгах и статьях пишут, что композиция — это соотношение форм и линий. А где искать эти формы и линии?


    Ну, композиция ведь не только формы и линии. В композиции принимает участие буквально все: и общая тональность снимка, и соотношение различных тональных масс, или цветовых, если фотография цветная, и те акценты, которые в первую очередь обращают на себя внимание. И даже то, присутствуют в кадре люди или нет, потому что человек всегда наиболее значимый элемент композиции.


    Понятное дело, искать нужно в самом изображении, в уже снятом кадре, а не во время съемки. Хотя обычно я специально ничего не ищу и воспринимаю изображение скорее эмоционально. Начинаю анализировать только если в этом есть необходимость, когда с кем-то обсуждаю снимок, или кто-то спрашивает мое мнение.


    Не нужно понимать композицию как некий свод правил, которыми фотограф якобы руководствуется во время съемки. Во-первых, когда снимаешь, то полагаешься на свои ощущения от происходящего, на интуицию, стараешься уследить за изменениями в ситуации, в поведении персонажей. Просто нет времени думать о каких-то правилах. А во-вторых, следование правилам обычно приводит к скучным, стандартным карточкам.


    Лапин не раз говорил: «Любое творчество – это нарушение всяческих правил». Помню как он смеялся и иронизировал, наткнувшись в интернете на какой-нибудь очередной «анализ» фотографии, в котором автор использовал разного рода s-образные кривые, правила третей или золотого сечения. А Лапину важно было научить видеть, доверять своим глазам и чувствам, не пользоваться шаблонами и стереотипами.


    [​IMG]


    Что вы делали, чтобы научиться чувствовать, гармонично ли взаимодействуют формы и линии на фотографии?


    Нет никаких рецептов, формул или инструментов. Это нельзя измерить линейкой, чтобы, так сказать, поверить гармонию алгеброй. Можно только видеть и ощущать. И, по возможности, развивать в себе эти ощущения.


    Иногда помогает обобщенное, абстрактное виденье. Полезно бывает уменьшить фотографию или посмотреть на нее издалека, перевернуть вверх тормашками или зеркально отобразить, размыть в фотошопе, чтобы избавиться от мелких деталей.


    [​IMG]


    Чем вы руководствуетесь при выборе конкретного кадра из серии?


    Отбор отснятого материала имеет большое значение. Лапин в свое время говорил: «Я думаю, что даже гениальный Брессон не мог все учитывать в момент съемки. Все происходило потом, когда он из десятков отснятых кадров мог выбрать один, а мог и не выбрать ни одного. Творчество фотографа не заканчивается в момент нажатия на кнопку, а только начинается. Самый трудный творческий процесс – осмысление того что снято. Здесь вот важна культура, вкус, понимание и талант».


    [​IMG]


    При отборе и оценке своих снимков нужно стараться освободиться от личного отношения к снятому и от впечатлений связанных с процессом съемки. Смотреть не как автор, а как зритель, как будто это не твой снимок. Это сложно, но это позволяет увидеть содержание в самом изображении. Помогает этому и время, прошедшее с момента съемки, не нужно торопиться смотреть, а что же ты там наснимал.


    Ну а хороший кадр сам дает о себе знать. Цепляет или не цепляет. Ведь первая реакция всегда чувственная. Глаз считывает изображение за доли секунды, чувство опережает рассудок. Нужно прислушиваться к этому ощущению. И если определенное ощущение от фотографии возникает у зрителя, то зачастую этого достаточно, и он сам может додумать некий смысл.


    Не могли бы вы на примере 2-3 фотографий показать, как вы их выбрали и почему? 


    [​IMG]


    Эта фотография была сделана в селе Ферапонтово Вологодской области. На фоне монастыря мальчишки качались на качелях, делая полные обороты по кругу, так называемое «солнышко». Я старался нажимать на спуск именно в те моменты, когда они оказывались вверх тормашками. Вот серия дублей:


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    Мой выбор пал на третий по счету кадр. Композиционно все дубли сходны, но в том, который я выбрал, важен один момент – это положение скамьи качелей. Здесь оно наиболее уравновешено, не параллельно рамке кадра и образует встречную диагональ с верхней перекладиной качелей. Мальчишки в этом положении наиболее статичны и не заваливаются в ту или другую сторону. И в этом, мне кажется, есть определенный смысл – они как бы застыли, перевернутые вниз головой. Причем, в первом кадре похожее положение, но там я неправильно выбрал точку съемки, и качели неудачно перекрывают монастырь.


    [​IMG]


    Следующая фотография была сделана в Серпухове. Меня сразу привлекло место, которое должно было стать мизансценой для кадра. Я заранее занял позицию, поставил нужный объектив, сфокусировался и накрутил желтый фильтр, чтобы немного притемнить небо. И стал ждать прохожих. Проходили разные люди, кого-то снимал, кого-то нет, пока не появилась эта бабушка. Она шла довольно медленно, что позволило сделать несколько дублей, несмотря на ручной взвод затвора в моей камере.


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    [​IMG]


    Я выбрал четвертый кадр. Почему именно его? Наверное, потому что сам кадр достаточно лаконичный, нет лишних деталей, которые могли бы мешать или отвлекать от главного персонажа. Кроме того, в нем удачно сошлись сразу несколько вещей.


    Во-первых, бабушка хорошо вписана в темную фигуру, образованную диагоналями двух сходящихся тропинок, и эти тропинки сходятся как раз над головой бабушки.


    Во-вторых, на мой взгляд, наиболее удачно поймана фаза движения, по сравнению с соседними дублями – вертикальная трость, наклоненная фигура и обращенное вперед лицо.


    Ну и, в-третьих, конечно же падающая тень. Мало того, что она интересна сама по себе, так еще и удачно рифмуется с тропинкой, которая параллельна тени и сходна с ней по форме.


    Может ли регулярный просмотр неграмотных фотографий испортить чувство композиции?


    Не знаю. Я на себе таких экспериментов не ставил. Это все равно, что спросить у музыканта может ли плохая музыка испортить музыкальный слух. Мы же не можем жить с закрытыми глазами, а визуального мусора вокруг очень много, и плохих фотографий тоже, особенно в интернете. От этого никуда не деться.


    [​IMG]


    Каких авторов вы бы посоветовали к просмотру, чтобы развить это чувство?


    Смотреть хороших фотографов: Картье-БрессонаКуделкуСальгадоВебба, Бодрова,Семина. Смотреть хорошую живопись и кино. В общем, все то, в чем есть пища для глаза.


    [​IMG]


    3 СПОСОБА РАЗВИТЬ КОМПОЗИЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ



     



    [​IMG]


    Фотография Эллиотта Эрвитта


    Вероятно, вы не раз сталкивались с отрицанием термина «композиция». Вам не раз говорили, что все правила условны, а абсолютной истины в этом вопросе нет. Именно поэтому многие решают, что композицию проще отрицать, чем понять. И это действительно так – однозначного в ней меньше, чем сложного.


    Но если попытаться все-таки понять и развить в себе композиционное видение, то как это делать? Предлагаю вам ознакомиться с тремя способами развития этого чувства, которые рекомендовал А.И. Лапин в своей книге «Фотография как».


    Способ №1. Сравнение двух вариантов



    Что делать?


    Сравнивать два варианта одной фотографии или картинки с разными компоновками элементов.

    • Например, это может быть фотография-оригинал и обработанная фотография, на которой стерт или прикрыт нейтральной маской* один из элементов.
    • Фотография-оригинал и вариант кадрирования этой фотографии.
    • Картинки из одинаковых геометрических фигур, отличающихся только своим расположением.

    Как это делать?

    • Лучший вариант – распечатать и повесить на стену два сравниваемых рисунка.
    • Смотреть на картинки нужно не один раз, а долгое время, постоянно к ним возвращаться.
    • * Для перекрытия деталей на снимке можно использовать бумажную маску – фрагмент бумаги, вырезанный по форме детали, который по тону и цвету должен обязательно сливаться с фоном фотографии, чтобы не создавать лишнего акцента:[​IMG]Иллюстрация из книги «Фотография как»
    • При работе в Photoshop удобно вместо этого использовать инструмент «Штамп» (Clone Stamp) [​IMG].
    • Смотреть нужно не на сами предметы, изображенные на фотографии, а на их формы. Все предметы имеют какую-то форму – они круглые, квадратные или неправильные – именно это важно для понимания композиции, а не то, что это за предметы – люди, деревья или камни. Восприятие самих предметов, а не их форм, по мнению А.И. Лапина, мешает нам оценить композицию.

    О чем идет речь? Например, на этой фотографии Стива МакКарри изображены три мужчины. Тем не менее, для понимания композиции нам это совершенно не нужно. Если фотографию размыть, то можно увидеть за фигурами этих мужчин три белых пятна и три красных пятна, которые имеют особую форму и по-особому расположены между желтым и синим многоугольниками.


    [​IMG]


    Если вы не можете воспринимать фотографию настолько образно, для понимания композиции можно первое время пользоваться фильтром «Размытие по Гауссу» (Gaussian Blur) в Photoshop:


    [​IMG]


    Выбирать радиус фильтра нужно так, чтобы предметы не узнавались, но узнавались их формы.


    [​IMG]
    А как еще можно отвлечься от предметов и смотреть на формы? Как отвлечься от второстепенных деталей и увидеть взаимодействие главных?


    А) повесить снимок вверх ногами, он будет выглядеть непривычно, и предметы будут распознаваться не сразу – нужно повысить концентрацию и попытаться увидеть то, что было не заметно при обычном рассмотрении.
    Б) смотреть на фотографию в другом освещении, например, при слабом освещении;
    В) смотреть на отражение картинки в зеркале, а не на саму картинку;
    Г) смотреть на картинку, сильно прищурившись;
    Д) чтобы увидеть самые важные элементы на снимке, нужно поставить перед собой отпечаток фотографии, не смотря на него, закрыть глаза, затем открыть их на мгновение и снова закрыть. В глазах останутся очертания фотографии – основа ее композиции.


    Способ №2. Передвижение элементов



    Этот способ использовали известные художники, прежде чем писать картины. В частности, по совету профессора Академии художеств, И. Репин, прежде чем взяться за кисть, вырезал из черной бумаги фигуры героев и двигал их по холсту, составляя различные сочетания, пока не находил наиболее удачную компоновку.


    Что делать?

    • Для упражнений вам понадобятся лист белой бумаги, два и больше наборов фигур из черной бумаги – кругов, квадратов, треугольников разных размеров и форм – которые вы будете передвигать по листу бумаги в поисках гармоничного сочетания.
    • Благодаря тому, что фигуры черные и не напоминают никаких предметов, на них легче всего ощутить взаимодействия в композиции.

    Как делать?

    • Начинать А.И. Лапин рекомендует с компоновок из двух фигур, а затем переходить к трем и гораздо позже – к четырем фигурам.
    • Чем больше количество фигур, тем больше вариантов их сочетаний.
    • При компоновке нужно смотреть:

    а) подходят ли фигуры друг другу по размеру:


    [​IMG]
    б) достаточен ли интервал между ними:


    [​IMG]
    в) гармонично ли их сочетание, стремится ли оно к единству:


    [​IMG]


    Это только некоторые из критериев, на которые нужно обращать внимание.

    • В компоновке важны изменения даже на миллиметр. Не бойтесь двигать фигуры понемногу. Как говорил А-К. Брессон, «отличие хорошей фотографии от посредственной – вопрос миллиметров»
    • Компоновка из фигур должна долго висеть на стене. Однажды вы обязательно увидите в ней ошибки и переделаете рисунок заново.

    Как вы сможете определить, гармонична композиция или нет? Ответ на этот вопрос прост и одновременно сложен: гармоничной будет та композиция, на которую лично вам будет приятнее смотреть. Чем больше вы упражняетесь, тем сильнее будут меняться критерии «приятного» со временем. Возможно, «приятным» через месяц вам покажется совершенно другое сочетание деталей.


    Способ №3. Анализ известных фотографий, а также своих собственных фотографий



    Что делать?

    • Не просто смотреть на известные фотографии, а попытаться понять, почему элементы на них скомпонованы так, а не иначе. Иными словами, проверить на прочность композицию и важность ее элементов.
    • Для упражнений можно использовать компьютер, а можно использовать отпечатки картин или фотографий и уже упомянутые выше нейтральные к фону маски.

    Как делать?

    • Закрывать на фотографии те или иные элементы, проверяя, как будет без них выглядеть композиция. Если элемент важен – композиция распадется, если не очень важен – особого вреда такое маскирование не нанесет. Помните, что маска должна быть обязательно нейтральной к фону: если фон белый, значит и маска должна быть белой, если фон черный, значит и маска должна быть черной.
    • Если вы работаете в Photoshop, элементы можно не убрать из композиции (инструмент «Штамп» — «Clone Stamp» [​IMG]), а притемнить (инструмент «Burn» [​IMG]) или осветлить (инструмент «Dodge» [​IMG]), и посмотреть, что в итоге получится.
    • Поскольку фотографию известного автора мы можем считать эталоном, убрав какую-то деталь из ее композиции и обнаружив большую разницу, мы найдем важный элемент или связующую деталь, которая соединяет все остальные детали воедино. Элементы можно не только убирать, но и двигать:

    Пример из открытого урока №6 Александра Лапина. Фотография Эллиотта Эрвитта.


    [​IMG]


    Варианты ее улучшения:


    [​IMG]

    • Таким же образом можно «тестировать» свои фотографии. В отличие от известных фотографов мы допускаем ошибки при съемке, и чаще всего у рядового фотографа складывается не вся композиция, а только несколько деталей. Поэтому при анализе собственных фотографий главная задача – определить, какие элементы мешают восприятию этих удачных деталей и устранить их.

    В заключение хотелось бы сказать, что таких упражнений должно быть очень много. По наблюдениям А.И. Лапина, тот, у кого композиционное видение развито лучше, начнет понимать взаимодействия между фигурами быстрее. Тому, у кого оно развито плохо, придется проделать гораздо больше таких упражнений, чтобы уловить эти взаимодействия.


    Более подробно об основных принципах взаимодействия элементов в композиции вы можете прочитать в книге «Фотография как», которую можно скачать в другой статье. В продаже ее найти сейчас крайне сложно, поэтому электронная версия, к сожалению, — единственный вариант.
     
    8 пользователям это понравилось.

Поделиться этой страницей