1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Кадрирование - художественный приём.

Тема в разделе "Учимся фотографии с Sony NEX", создана пользователем Донки-Хот, 29 сен 2014.

  1. #1 29 сен 2014 в 22:03 | Кадрирование - художественный приём.
    Последнее редактирование модератором: 1 окт 2014
                                              Руководство по созданию квадратных кадров

    Благодаря среднеформатным камерам, игрушечным камерам типа Holga и Diana и приложениям для смартфонов, таким как «Instagr.am», кадры квадратного формата стали популярнее, чем когда-либо.  В наш цифровой век квадратный формат, как и пленочная фотография, совершенно точно не мертв.​
    [​IMG]

     
    Немного историиКамеры для съемки квадратных кадров существуют давным-давно. Первая была представлена компанией Rollei в 1929 году. Причина состояла в том, что квадратный формат, пожалуй, подходил лучше всего для работы с двухобъективной камерой – для того, чтобы сделать снимок, вы смотрите через увеличительное стекло на фокусировочный экран сверху камеры.

    Поворачивать камеру на бок, очевидно, было неудобно, так что она действительно могла использоваться только в прямом положении. Камеры Rollei использовались такими фотографами как Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвин Пенн (Irving Penn) и Робер Дуано (Robert Doisneau). Диана Арбюс (Diane Arbus) работала с двухобъективной зеркальной камерой Mamiya. Все эти фотографы снимали в квадратном формате.

    [​IMG]

     
    Камера Rolleiflex с объективом Carl Zeiss Jena Tessar f/3.8 75mm. Автор фотографии Eugene Ilchenko.

    [​IMG]

    Hasselblad создали 1600F – среднеформатную камеру с квадратным кадром – в 1948, и продолжали работу с квадратным форматом в своих пленочных камерах вплоть до релиза цифровых камер H-System в 2002. Пленочные камеры Hasselblad считаются очень качественными, эту систему выбирали многие профессиональные студийные фотографы вплоть до последнего десятилетия.

    [​IMG]

    Одна из причин их популярности, кроме качества, это удобство среднего формата. Вы можете сделать снимок, например, портрет, оставив пустое пространство вокруг объекта, а потом уже определиться с выкадровкой в соответствии с местом, для которого этот снимок предназначен.

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Получить максимум от объектива

    Вот еще одна причина, по которой квадратный формат так привлекателен. Объектив направляет круг света – называемый кругом изображения – на сенсор или пленку. Прямоугольный сенсор или негатив не позволяет полностью использовать круг изображения, всегда остается какое-то упущенное пространство. Квадратный же формат, с другой стороны, гораздо более эффективно использует круг изображения. Странно, этот круг будет использован наилучшим образом на круглом сенсоре или пленке, но, насколько я знаю, такого никогда не производили.

    [​IMG]

     
    Переход к квадратуНиже представлены 4 основных способа для начала работы с квадратным форматом:

    1. Используйте среднеформатную пленочную камеру типа Rolleiflex, Mamiya или Hasselblad. Вы можете как печатать с негативов в темной комнате, так и сканировать их на высококачественном планшетном сканере, что позволит вам в дальнейшем обработать кадры в Photoshop. Многие фотографы проявляют и/или печатают свои снимки, работая с черно-белой пленкой, т.к. это гораздо проще, чем проявлять цветную пленку в домашних условиях.
    2. Используйте «игрушечную пленочную камеру» типа Holga или Diana. Опять же, вы можете печатать или сканировать изображения. Также существуют некоторые необычные старые камеры, которые позволяют делать квадратные снимки – такие как камеры Robot Star, которые создают кадр 24x24 мм на 35мм пленке.
    3. Используйте камеру на телефоне и конвертируйте снимки в квадратный формат при помощи таких приложений как «Hipstamatic» и «Instagr.am».
    4. Сделайте снимок при помощи цифровой компактной, SLR или среднеформатной камеры и обрежьте его до квадратного формата в Photoshop. Некоторые цифровые камеры позволят вам получать квадратные изображения в режиме Live View.
    [​IMG]

     
    Если ваша камера позволяет делать только прямоугольные снимки, вы можете поэкспериментировать с квадратным форматом при помощи инструмента для выкадровки в Photoshop. Есть пара подходов, которые вы можете применить в данном случае. Один состоит в том, чтобы снимать, изначально намереваясь в дальнейшем перевести это кадр в квадратный формат. Другой – в том, чтобы просмотреть ваши старые фотографии и решить, могут ли какие-то из них быть улучшены путем обрезки до квадрата. Я так делал, и, поразительно, сколько снимков я смог улучшить.

    Я рассматриваю это как часть процесса упрощения. Когда вы обрезаете кадр 35мм до квадрата, вы отсекаете треть изображения. Остаются лучшие две трети, и изображение порой в результате выглядит сильнее.

    Фотография выше – пример этого процесса. Преимущество от использования 35мм цифровой камеры состоит в том, что вы можете обрезать кадр, когда захотите, но, в то же время, не упускаете возможность использовать полный 35мм кадр. Так, я могу работать как с прямоугольным, так и с квадратным форматом фотографии, в зависимости от того, какой из них лучше подходит для моих целей в том, или ином случае.

    КомпозицияСегодня, когда существует практически бесконечный выбор в вопросе соотношения сторон кадра (в конце концов, если вы используете цифровую камеру, очень просто обрезать кадр до любой размерности по вашему желанию), зачем кому-то работать с квадратным форматом?

    [​IMG]

     
    Один из наиболее привлекательных аспектов квадратного формата – это композиция. Квадрат в чем-то совсем другой – в квадратных фотографиях есть определенная красота рисунка, которой не хватает прямоугольным. Взгляд зрителя движется по изображению скорее по кругу, чем из стороны в сторону (или сверху вниз). Тут остается меньше свободного пространства вокруг объекта. Вы можете расположить объект по центру кадра, и это будет выглядеть правильно.

    Квадратный формат, кажется, подходит лучше всего для  портретов, ню, пейзажей, натюрмортов, архитектуры, съемки деталей и абстракций. Всё это творческие объекты – может, поэтому квадратный формат так популярен среди фотографов, специализирующихся на художественной съемке.

    Что до остальных, я уверен, экспериментировать с квадратным форматом интересно. Вы можете создать несколько действительно хороших изображений, и уроки, которые вы получите в процессе относительно композиции, помогут вам во время работы и с прямоугольными форматами.

    Проблема 35ммОдна из проблем, связанных с соотношением сторон 3:2 на 35мм цифровых зеркальных фотокамерах, это длина прямоугольника. Поверните камеру набок, чтобы получить вертикальное изображение, и вы поймете, что я имею в виду, особенно если вы снимаете пейзаж. Может быть довольно сложно заполнить кадр, не оставляя пустого пространства сверху или снизу.

    Это одна из причин, по которой фотографы снимают на средний или крупный формат, и именно поэтому формат микро 4:3 импонирует некоторым из них. Более «короткий» прямоугольник проще заполнить. Квадратный формат – это то, что вы получаете, когда укорачиваете прямоугольник до предела.

    [​IMG]

     
    Это хороший пример снимка, который выглядит более сильно, будучи урезанным до квадратного формата. Композиционная проблема, с которой я столкнулся при съемке, состояла в том, что я не знал, что делать со всем этим пустым пространством вокруг статуи? Моей первой мыслью было, что оно может быть довольно эффективно в качестве обрамления.

    Но теперь мне кажется, что все же пустого пространства слишком много, так что кадр выигрывает, будучи урезанным до квадрата. Статуя в кадре выглядит крупнее, и глаз способен распознать детали на статуе вместо того, чтобы начинать блуждать по краям кадра (там смотреть-то не на что).

    Я уверен, что найдутся люди, которым больше понравится изначальная версия кадра. И это самое веселое в фотографии. Здесь нет жестких правил, здесь обычно более, чем один путь решения задачи, и у нас у всех разные мнения касательно эффективности определенных техник и идей.

    Формы[​IMG]

     
    Как много форм вы видите на этих изображениях? Будь то круги, квадраты, прямоугольники или треугольники, техника компоновки квадратного кадра с использованием геометрических форм дает возможность получить очень мощный эффект.  Квадратный формат подходит для этого типа композиции лучше, чем любой прямоугольник. Формы проявляются отчетливее в черно-белых фотографиях, поскольку зритель не отвлекается на цвета. Формы простые – обратите внимание на простоту композиции в этих изображениях.

    Композиция и балансВ отличие от прямоугольника, в квадратных изображениях присутствует естественное ощущение баланса. Квадрат – очень устойчивая фигура, особенно по сравнению с вертикально ориентированным прямоугольником – квадрат не может «упасть».

    [​IMG]

     
    Вы можете заинтересоваться, должны ли вы по-прежнему выстраивать композицию в соответствии с правилом третей в случае с квадратным форматом. Мой совет – нет. Вы можете выкинуть правило третей в окошко (вероятно, это лучшее место для него). Правило третей лишь рекомендация, и на самом деле оно представляет собой не более чем упрощение принципа золотого сечения (также известного как золотая пропорция), который применим лишь в случае с прямоугольником с соотношением сторон 1.618:1 (что близко к соотношению 3:2 в 35мм кадре).

    Другими словами, это правило разработано для кадра 35мм. Не нужно пытаться применять его в других форматах – в итоге вы получите лишь результат, который будет выглядеть натянуто и шаблонно. Вместо этого сконцентрируйтесь на балансе внутри изображения. Как все элементы взаимодействуют друг с другом и с негативным пространством вокруг них? Как на фотографии выше, так и на некоторых других, представленных здесь, центральная композиция в квадратном формате приводит к получению хорошего результата.

    Одна из сильных сторон квадратного формата – это то, что довольно просто использовать пространство в кадре. Он открыт для эксперимента – вы можете поместить объект в разные позиции в кадре, чтобы найти наиболее эффективный вариант. Особенно если вы производите выкадровку из 35мм кадра в Lightroom или Photoshop, у вас есть некоторый запас места, чтобы поиграть с положениями объекта в различных частях кадра, и посмотреть, что работает лучше всего.

    ЗаключениеДо эры цифровой фотографии, если вы были заинтересованы в черно-белой фотографии, вам нужно было серьезно подойти к вопросу вложений в собственную «темную комнату» и оборудование, необходимое для получения качественных отпечатков.  Цифровая фотография принесла черно-белую фотографию в массы, теперь она доступна почти каждому, у кого есть цифровая камера.

    Та же история и с квадратным форматом. Так просто произвести выкадровку изображения в Photoshop, что вам нет нужды приобретать среднеформатную камеру, чтобы поэкспериментировать с квадратным форматом кадра. Каждый может попробовать – остается лишь наслаждаться процессом и создавать красивые изображения, чтобы мы могли ими насладиться тоже.

    ГалереяЕсли вам нужно немного вдохновения – ниже представлены некоторые из моих любимых квадратных кадров. Каждый из них изначально был прямоугольной фотографией, которую я обрезал до квадрата в Photoshop:

    [​IMG]

     
    [​IMG]

     
    [​IMG]

     
    Мне также нравится компоновать изображения вместе для создания диптихов и триптихов:

    [​IMG]

     
    [​IMG]

     

    ПОРТРЕТ В КВАДРАТЕ  кликабельно
     
    23 пользователям это понравилось.
  2. #3 29 сен 2014 в 22:12 | Кадрирование - художественный приём.
    Последнее редактирование модератором: 1 окт 2014
                                                Выбор границ кадра. Горизонтальный или вертикальный кадр?

    Известно, что большинство фотоснимков кадрируются в виде прямоугольника или квадрата. Наибольшее распространение получил формат с соотношением сторон 3:4. Такое соотношение, как было уже давно замечено, делает картину легко воспринимаемой и поэтому более выразительной. Эта особенность нашего восприятия, по видимому, связана с углом зрения нашего глаза.

    Прямоугольник может иметь как горизонтальное, так и вертикальное расположение. Выбор геометрии кадра не должен быть случайным, он определяется общим творческим замыслом автора.

    Существует правило, с помощью которого несложно определить, какой кадр, горизонтальный или вертикальный, будет наилучшим в каждом конкретном случае.

    Горизонтальный кадр зрительно как бы подчеркивает ширину объекта съемки, его протяженность в длину. Такой формат наиболее целесообразен, когда автор стремится передать на снимке широкое пространство, простор.

    [​IMG]

    Вертикальный кадр более выразительно передает высоту предметов, вытянутость их вверх.

    Например, в пейзаже горизонтальный кадр подчеркивает безграничность лесного массива, тогда как вертикальный - высоту деревьев.

    Индивидуальные портреты чаще всего выполняются в вертикальном формате, а групповые - либо в вертикальном, либо в горизонтальном, в зависимости от крупности изображаемых фигур.

    Таким образом, выбор геометрии кадра помогает автору подчеркнуть свою трактовку сюжета, сделать акцент на том, что он считает в данном случае наиболее важным.

    Одной из наиболее часто встречающихся ошибок является съемка преимущественно общими планами, стремление включить в кадр большие пространства. При этом автор полагает, что только так можно наиболее полно передать на снимке впечатление от той картины, которая побудила его нажать на спусковую кнопку аппарата.

    Желание объять необъятное обычно приводит к обратному результату: вместо выразительной картины получается весьма схематичное изображение, изобилующее множеством деталей, по которому можно лишь определить расположение предметов, но которое ничего не говорит душе зрителя, не пробуждает у него никаких чувств.

    PS: Любителям шириков пламенный привет.  :)  
     
    5 пользователям это понравилось.
  3. ФОРМАТ КАДРА

    Форматом кадра называют соотношение его сторон, кроме того различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий вам формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.

    Некоторые из распространенных форматов кадра:

    
1:1 Квадрат или “один к одному”

    [​IMG]

    3:2 Классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”

    [​IMG]

    2:3 Вертикальная ориентация того же формата

    [​IMG]

    4:5 Классический, более основательный формат “четыре к пяти” - в таком формате делали стеклянные фото-пластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры

    [​IMG]

    16:9 Молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь встречающийся и в фотографии

    [​IMG]

    Это далеко не все существующие форматы, но основные из них. Кстати, зачастую разумно кадрировать работы не в произвольном формате, а в одном из выше описанных - людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров не скачут от фото к фото.


    КАКОЙ ФОРМАТ ВЫБРАТЬ ДЛЯ КОНКРЕТНОГО КАДРА ИЛИ ВСЕЙ СЪЕМКИ?

    Квадрат хорош для спокойных, завершенных, гармоничных сюжетов. В том числе для натюрмортов или портретов людей в соответствующем настроении:

    [​IMG]Lumia 1020, ISO 160, F2.2, 1/45 s, 2.0 МБ

    А вот для сравнения исходный, полный кадр из которого квадрат был кадрирован:

    [​IMG]Lumia 1020, ISO 160, F2.2, 1/45 s, 3.0 МБ

    Вертикальные кадры хорошо передают неустойчивое равновесие, некое намеренье или возможность падения, движения, перемен:

    [​IMG]Lumia 1020, ISO 100, F2.2, 1/110 s, 3.0 МБ

    Если вам надо снять высокое здание или канатаходца, который балансирует на веревке - вертикальный кадр лучшее решение. А вот пример, когда опасная и истерическая личность образа так и просит вертикального, неустойчивого кадра.

    [​IMG]

    Более традиционный и винтажный формат 4:5 отлично подходит для классического портрета, намекая на исторические аналоговые корни фотографии. Приведу в пример кадры с камерофона Nokia Lumia 1020, стилизованные под аналоговую съемку и печать в программе Snapseed:


    [​IMG]

    [​IMG]


    Горизонтальные форматы хороши для пейзажей, сцен с большим числом героев. Когда есть что показать на фоне - будь то интерьер, виды города или природы.

    [​IMG]Lumia 1020, ISO 800, F2.2, 1/9 s, 3.0 МБ

    [​IMG]

    Отлично подходят они и для явного движения, динамики в портрете. Даже широкоэкранный формат 16:9 смотрится оправданно в такой ситуации.

    [​IMG]1.0 МБ

    Не бойтесь экспериментировать с форматами и ориентацией кадра - перемена окна может сделать мир за ним новее и интереснее :)
     
    15 пользователям это понравилось.
  4. Отлично, хотелось бы еще добавить, посоветовать при "кадрировании-обрезке лишнего" придерживаться этих основных видов пропорций, причем, желательно быть точным в соблюдении этих пропорций, наш глаз видит малейшее отклонение, что сказывается на восприятии. И если уж идти на намеренное несоблюдение, то должно быть очень серьезное композиционное решение. А то иной раз попадаются неплохие работы, но из-за бездумной обрезки они оказываются просто уничтожены самим автором.
     
    2 пользователям это понравилось.
  5. очень интересная информация - только что в соседней ветке спор завязался случайно - как раз в тему )
     
    2 пользователям это понравилось.
  6. Квадрат - сложная штука. Тяжело добиться равновесия в кадре, если конечно, это не один объект по центру на однородном фоне. :D
    Поэтому сейчас практически забросил инстаграм. Вот 16:9 - милое дело. И на мониторе и на мобиле смотрится отлично :)
     
    Вот из старенького - инстаграм

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    12 пользователям это понравилось.
  7. ghbdtn, "Квадрат - сложная штука." Но очень интересная.
     
    2 пользователям это понравилось.
  8. Именно Ваша тема и сподвигла меня открыть эту. Вам спасибо за инициацию такого, на мой взгляд, важного разговора.  :)
     
  9. Шляпа этот ваш квадрат :)

    Постоянно приходится полоски добавлять, чтобы не обрезать кадр для постинга в Инстаграм
     
  10. Вот основные общепринятые приемы кадрирования:


    [​IMG]


    Но не забываем при этом о правиле третей. И еще...: обрезая верх головы не стоит резать по линии корней волос, обрезая по шею не стоит резать по линии перехода шея-туловище. И еще если сюжет позволяет оставить обрезку "лежащий пряпоугольник" то это то к чему надо стремитья, а 2/3 3/4 шеснадцатая - не принципиально, просто надо помнить что глаза у человека расположены по горизонтали, а следовательно лежащий прямоугольник для мозга человека самая благоприятная пропорция.

    Взято здесь 

    http://www.sonynex.ru/index.php?showtopic=10411&p=311834
     
  11. раз уж заговорили про квадраты то вот интересный чувак снимающий квадратные панорамы 

    его жжечка http://serg-degtyarev.livejournal.com/
     
    4 пользователям это понравилось.
  12. #14 1 окт 2014 в 09:54 | Кадрирование - художественный приём.
    Последнее редактирование модератором: 1 окт 2014
    Я воспринимаю квадрат как бутерброд из фастфуда - бысро но не полезно, это дань затерявшемуся в мобильниках поколению. Не то что бы я отрицал ценности поколения сникерсонов. Просто всегда были среднестатистические ценности отражающие интересы конкретного достаточно узкого временного промежутка и ценности более высокой материи пережившие века. Допускаю, что отдельные квадраты станут шедеврами и даже переживут века, но только отдельные. Но это не означает, что от квадратов надо отказаться. Думаю все проще - здесь нужно руководствоваться целесообразностью. А универсальность это только лишний плюс хорошему фотографу.
     
    4 пользователям это понравилось.
  13. Собственно, у меня возник вопрос: почему все сконцентрировались именно на квадрате? Потому, что я с него начал?
     
  14. #16 1 окт 2014 в 11:45 | Кадрирование - художественный приём.
    Последнее редактирование модератором: 1 окт 2014
    Нет, просто как вы верно отметили, он набирает силу и ранно или поздно приходит вопрос, а стоит ли следовать новомодному течению?
     
  15. Мода не при чем. Если квадратное кадрирование "в тему" - применяем, если нет, то нет :)
     
     
    2 пользователям это понравилось.
  16. #18 1 окт 2014 в 12:51 | Кадрирование - художественный приём.
    Последнее редактирование модератором: 1 окт 2014
    [​IMG]
     
    13 пользователям это понравилось.
  17. ютуб или жж? у меня вроде работает. в любом случае повторяю текстом: youtu.be/gDiRlsYZjaY
     
  18. наверное потому что пока материалы про квадрат самые сильные в этой теме
     

Поделиться этой страницей