TRAVEL Архангельск северный ворота России.

Тема в разделе "Путешествия", создана пользователем Fazer22, 11 ноя 2017.

  1. #1 11 ноя 2017 в 08:59 | TRAVEL Архангельск северный ворота России.
    Последнее редактирование: 11 ноя 2017

    Архангельск основан по указу Ивана Грозного в 1584 году вблизи Михайло-Архангельского монастыря
    Михаило-Архангельский монастырь на мысе Пур-Наволок впервые упоминается в летописи в 1419 году, когда он был опустошён норвежцами (мурманами). Возможно, что в основании монастыря принимали участие новгородские наместники в Заволочье. Около обители располагались поморские селения Низовской волости Двинского уезда: Лисостров, Княжостров, Уйма, Лявля и другие. Название мыса, на котором располагался монастырь, представляет собой полукальку, где -наволок - древнерусский и севернорусский географический термин со значением «мыс, полуостров», «заливной луг», а Пур- - нередкая в топонимии Русского Севера основа, вероятно, связанная с саамским purrn(a), прибалтийско-финским purn(u) «яма-хранилище для мяса, рыбы или других продуктов».
    В 1553 году английский мореплаватель Ричард Ченслер приплыл по Белому морю к селу Нёнокса на Летнем берегу, а затем к Николо-Корельскому монастырю на острове Ягры (ныне территория Северодвинска). С этого времени бурно развивается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Центром торговли, ещё до прибытия англичанина, было село Холмогоры, но из-за мелководья Северной Двины для морских судов, оно стало терять своё значение для международной торговли. Вскоре после этого вокруг Михаило-Архангельского монастыря были сооружены многочисленные иностранные фактории, склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века стало единственным морским портом России. В связи с угрозой нападения Швеции Иван IV Грозный принимает решение об экстренных мерах по обороне Поморья. 4 (14) марта 1583 года он подписывает указ, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…»[2].

    В 1584 году, который считается годом основания города, воеводы спешно, «одним годом …поставили город круг Архангельского монастыря»[3]: острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань, укрепив берег бревенчатым обрубом. Помимо резиденции воеводы и Михайло-Архангельского монастыря, в крепости находились холмогорские и московские стрельцы. Под её стены были переведены на пристань торговые фактории англичан и голландцев . В 1587 г. сюда же были принудительно переселены 130 семей «из Двинских посадов и волостей», образовавших Новохолмогорский посад. 26 марта (5 апреля) 1596 года новый город на Северной Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нём монастырю), а с 1 (11) августа 1613 г. это название было утверждено в связи с официальным решением об административной самостоятельности города Архангельска от Холмогор.


    В XVII веке Архангельск вступил в эпоху своего расцвета благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. Эти торговые связи осуществлялись тогда путём захода морских судов в Белое море. В 20-х годах XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония. В 1667 году случился сильный пожар, от которого город так пострадал, что его пришлось отстраивать заново. В застройке преобладали деревянные здания. К наиболее заметным строениям того времени относились дом воеводы и коменданта, приказные палаты, жилые усадьбы, посадские церкви, комплекс Михайло-Архангельского монастыря. В монастыре хранилась древняя Владимирская икона Божией Матери (поступила от преосвященного Игнатия, епископа Воронежского) и золотой крест с частицей древа креста Господня (был получен от Герасима, патриарха Иерусалимского, в 1894 г.).

    С конца 80-х XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался развитием города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров.
    Из ранее упоминавшегося описания путешествий Императора: «В 1637 году случился пожар, монастырь перенесён выше по реке, в Нячеры, и очистили таким образом место для быстро возникавшаго города; говорят, будто план гостинаго двора был сделан самим Царем Алексеем Михайловичем». «В 1693 году в городке было уже 29 торговых домов иностранного купечества и приходило до 40 кораблей. Когда Петр I посетил его впервые, 29 июля 1693 года, у одной из городских пристаней стояла яхта „Св. Петр“, построенная для поездки Царя в Соловки, вероятно братьями Бажениными, имевшими свою Верфь в Вавчуге», «три раза посетил Петр I Архангельск; в 1693, в 1694, и в 1702 годах», в 1694 году прибыло 50 кораблей, в 1700 — 64, 1702—149, 1708—208, 1716—233. В 1711 году ценность привоза и вывоза дошла до полутора миллионов рублей.
    В 1667 году был введён новый торговый устав, по которому иностранцам запрещалось заходить в другие порты, кроме Архангельска[4].
    Тем не менее, город быстро отстраивался заново. В 1684 году был построен обширный каменный Гостиный двор, значительная часть которого хорошо сохранилась до настоящего времени. Здание Гостиного двора, помимо торгового, имело важное оборонное значение ввиду назревавшей войны со Швецией.
    Плоские верхи угловых и центральной башен являлись площадками для пушек (раскатами). Благодаря такой выгодной позиции можно было держать под обстрелом главное направление вражеского приступа — реку.
    Новодвинская крепость.1711
    Активная деятельность международного торгового порта способствовала во второй половине XVII века изменению традиционной структуры того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования.
    Его центром стал порт. Прежний центр — деревянный острог потерял часть своих административных функций, так как приказная изба была переведена из него в «каменный город».
    Первооснова города — восстановленный Михайло-Архангельский монастырь ещё ранее был перемещен на его южную периферию. Иностранная слобода потеснила русский посад. В городе появились здания лютеранской и реформатской церквей. К концу XVII века и в последующем столетии город рос вдоль Двины.
    Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота.
    Он впервые прибыл в Архангельск 28 июля (7 августа) 1693 года[5]. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми».
    Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, знакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей, отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи[6].
    С конца XVII века верфь, имевшая к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством.
    После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов.
    18 (28) сентября 1693 года Пётр I собственноручно заложил здесь торговый морской корабль «Св. Павел», а в свой следующий приезд, 20 (30) мая 1694 года, подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду.
    Тогда же царь совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.
    В третий раз Пётр I приехал в Архангельск 30 мая (10 июня) 1702 года, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. Он поселился в специально срубленном для него домике на острове Маркове, напротив строившейся Новодвинской крепости, чтобы лично руководить её строительством. 6 (17) августа царь во главе эскадры отбыл к Соловецким островам, а затем к пристани села Нюхча на Белом море. Отсюда гвардейцы, вместе с Петром I, начали легендарный переход к Онежскому озеру. Вырубленная в лесах и вымощенная в болотах дорога, по которой волоком были протащены два построенных в Архангельске фрегата, получила название «Государевой». Поход окончился взятием Нотебурга, (Орешка). Домик Петра I в 1877 году был перевезен с Маркова острова в Архангельск, а в 1934 году — в село Коломенское, где находится и поныне.

    В 1700—1702 годах в Соломбале построили 6 больших трехмачтовых торговых судов типа флейт («Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус») с 3 дробовыми пушками-басами каждое.
    В мае 1702 года подготовили спуск фрегаты «Курьер», «Святой Дух» и «Святой Илья».
    1708 году на Соломбальской судоверфи началось строительство военных кораблей для пополнения Балтийского флота. В 1710 году были спущены со стапелей два фрегата «Св. Пётр» и «Св. Павел».
    В 1713 году на верфи была закончена постройка линейного корабля «Архангел Гавриил», а 20 июня (1 июля) 1713 года были заложены ещё два таких же 52-пушечных линейных корабля — «Архангел Варахаил» и «Архангел Селафаил».
    До 1725 года на Соломбальской верфи было построено 126 судов 12 типов.
    А к 1729 году Архангельск стал одним из главных кораблестроительных центров России.
    После окончания Северной войны верфь была закрыта, но в 1733 году строительство судов на ней возобновилось. За полтора века здесь было построено около 700 больших и малых судов.
    В 1708 году в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором был назначен двинской воевода П. А. Голицын. Начиная с 1713 года, царь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта — Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 1718 году Пётр I издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск. Число кораблей, приходивших в Архангельск, резко сократилось. Если в 1715 году в архангельский порт пришло 230 судов, то в 1724 году всего 19 судов.

    1725—1917
    В 1762 году Екатерина II сняла ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск (таким образом Архангельск в своих торговых правах был уравнен с Санкт-Петербургом), все же сохранив более высокую торговую пошлину. В 1780 году Архангелогородская губерния была преобразована в Архангельскую область в составе Вологодского наместничества, но такое положение сохранялось всего четыре года, и уже в 1784 году Архангельск стал административным центром самостоятельного Архангельского наместничества. С 1794 года застройка города стала вестись по регулярному плану, согласно которому были сформированы параллельные набережной широкие улицы. По указу Павла I от 12 декабря 1796 года была образована Архангельская губерния, просуществовавшая как самостоятельная административная единица до 1929 года.

    Вид города Архангельска в 1826 году. Часть набережной с церковью Святой Троицы. Картина русского художника В. Галямина
    Город уже не вернул себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 годах Архангельск испытал новый экономический подъём, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. На верфях города под контролем М. П. Лазарева, его будущего капитана, в 1826 году был построен 74-пушечный линейный корабль«Азов», первым в российском флоте получивший Георгиевский флаг и вымпел за героическое участие в Наваринском сражении. В начале XIX века около 220 промышленных заведений (лесопильные, парусные, канатные, цепные и другие).
    С 1838 года в городе издавалась газета «Архангельские губернские ведомости». В 1846 году в городе открылся театр. В городе открылись музеи — Городской публичный (основан в 1859 году), Палаты государственных имуществ (1852), рыбопромышленный Крайнего Севера.
    В мае 1869 года указом императора Александра Николаевича архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Но прежде чем отправиться к месту нового назначений Н. А. Качалов сопровождал, по желанию Наследника Цесаревича, Его Высочество в поездке Его с Цесаревною и с Великим Князем Алексеем Александровичем, через Москву, Нижний Новгород, Царицын и Донскую область в Крым. Царь дал ему поручение — обратить особенное внимание на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму посвятил объездам и изучению своей губернии; в феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил Государю доклад, удостоившийся полного одобрения. Н. А. Качалов до смерти состоял членом совета министра финансов и в 1885 году был назначен председателем комиссии для выработки плана развития Архангельской губернии. К заслугам Качалова можно отнести формирование первого морского пароходства.
    В 1898 году Архангельск связан с Москвой железнодорожной веткой (через Вологду). К этому времени население города составило 20 тысяч человек.
    Архангельск в начале ХХ века
    Вид на Архангельск с Северной Двины в 1900 г. Открытие трамвайного сообщения, 1903 г. Набережная Архангельска. 1912 г.
    До начала советского периода самым неблагополучным районом Архангельска считалась Кузнечиха. На рубеже XIX—XX веков её описал В. И. Немирович-Данченко: «Центр местной нищеты и убожества — представляет тесную кучу деревянных домишек, самой жалкой и беспомощной наружности… Ценность недвижимой собственности здесь до того упала в последнее время, что самым выгодным оказывается не отдавать дома под постой — а продавать их на слом, на дрова!»
    В конце XIX — начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. В 1914 году в городе 26 лесопильных заводов, на которых работало 11 тысяч рабочих.
    Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. От причалов архангельского порта отправились свыше 200 полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова. В 1908 году основано общество изучения Русского Севера (издавало «Известия…»). В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.
    В годы Первой мировой войны через Архангельск шли поставки военного снаряжения из Западной Европы и США. Грузооборот порта вырос в 20 раз. В 1915-1916 годы для продления навигации в зимнее время в городе построен аванпорт «Экономия» с 18 причалами (грузооборот около 2 миллионов тонн в год).
    С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия, Архангельск потерял своё уникальное значение главного северного порта.
    Во время интервенции в 1918-19 гг. город был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. В это время Архангельск стал столицей Северной области. Освобождён в 1920 году частями Красной Армии.
    К началу 1930-х годов численность жителей Архангельска значительно увеличилась, и не только за счет возросшего населения города. В 1928 году Президиум ВЦИК решил включить в городскую черту деревни на Юросе, соломбальские Первую, Вторую и Третью, Варавино, Факторию, территории маймаксанских лесозаводов и аванпорт Экономия, Цигломень, Бакарицу, Исакогорку и др. Существующая городская граница, определенная ещё в XIX веке, претерпела существенные изменения.
    15 июля 1929 года он стал административным центром вновь образованного Северного края, в состав которого вошли Архангельская, Вологодская, Северодвинская губернии, автономная область Коми и Ненецкий национальный округ.
    28 декабря 1930 года в Архангельске были образованы Архангельский и Маймаксанский районы.
    В городе высокими темпами было развернуто жилищное строительство. В 1931 году сдали более 106 тыс. кв. м. жилья, в период с 1935 по 1939 годы — 188 многоквартирных домов и 1810 индивидуальных, а на капитальный ремонт зданий уже израсходовали 5390 тыс. рублей. К фундаментальным строениям среди вновь построенных зданий можно отнести только дома на набережной и редкие кирпичные постройки в центре.
    После революции Архангельск продолжал оставаться важнейшим центром изучения Арктики. Вышедший из Архангельска ледокольный пароход «А. Сибиряков» в 1932 году впервые сумел преодолеть Северный морской путь в течение одной навигации.
    В апреле 1932 года число районов в Архангельске было увеличено до шести: Верхне-Двинский, Исакогорский, Маймаксанский, Соломбальский, Центральный, Цигломенский. Уже в конце года Верхне-Двинский район был присоединён к Центральному, а Центральный переименован в Октябрьский.
    В 1933 году Цигломенский район был переименован в Пролетарский.
    5 декабря 1936 года Северный край был упразднён, и на его территории образованы автономная область коми (зырян) и Северная область, административным центром которой сделан Архангельск.
    В 1936 году из состава Октябрьского района был выделен Ежовский район (занимал территорию от ул. Урицкого до Уймы).
    Ныне существующая Архангельская область была создана 23 сентября 1937 года в результате разделения Северной области на Архангельскую и Вологодскую области.
    В 1939 году из состава Октябрьского района был выделен Ломоносовский район. В том же году Ежовский район был переименован в Первомайский.
    Великая Отечественная война
    В военные годы Архангельск совместно с Мурманском и Молотовском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Архангельска
     
  2. [​IMG]
    DSC04316.jpg
    Одна из центральных улиц лодка долбленка
    [​IMG]
    DSC04318.jpg
    [​IMG]
    DSC04317.jpg
    [​IMG]
    DSC04319.jpg
    [​IMG]
    DSC04322.jpg
    Интересный фонарь
    [​IMG]
    DSC04323.jpg
    Герой мультфильмов
    [​IMG]
    DSC04326.jpg
    [​IMG]
    DSC04329.jpg
    Архангельские девушки
    [​IMG]
    DSC04335.jpg
    [​IMG]
    DSC04339.jpg
    [​IMG]
    DSC04342.jpg
    [​IMG]
    DSC04344.jpg
     
  3. Архангельский порт
    [​IMG]
    DSC04347.jpg
    [​IMG]
    DSC04349.jpg
    Вид на Северную Двину
    [​IMG]
    DSC04350.jpg
    Причал
    [​IMG]
    DSC04358.jpg
    [​IMG]
    DSC04364.jpg
     
  4. Набережная Северной Двины
    Место прогулок и встреч летом и весной
    [​IMG]
    DSC04372.jpg
    [​IMG]
    DSC04373.jpg
    [​IMG]
    DSC04375.jpg
    Вечер близко к закату
    [​IMG]
    DSC04376.jpg
    [​IMG]
    DSC04379.jpg
    [​IMG]
    DSC04377.jpg
    Очень красивые Архангельские девушки
    [​IMG]
    DSC04382.jpg
    [​IMG]
    DSC04384.jpg
    [​IMG]
    DSC04386.jpg
    [​IMG]
    DSC04388.jpg
    Памятник Тюленю. Во время войны мясо тюленей спасло людей от голода.
    [​IMG]
    DSC04389.jpg
    Полуночный волейбол при закате
     
  5. #5 11 ноя 2017 в 09:49 | TRAVEL Архангельск северный ворота России.
    Последнее редактирование: 11 ноя 2017
    Ма́лые Коре́лы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России.
    [​IMG]
    DSC04392.jpg
    [​IMG]
    DSC04393.jpg
    [​IMG]
    DSC04395.jpg
    Деревянная церковь
    [​IMG]
    DSC04396.jpg
    Жилой дом
    [​IMG]
    DSC04397.jpg
    [​IMG]
    DSC04398.jpg
    Колокольня
    [​IMG]
    DSC04402.jpg
    Качели
    [​IMG]
    DSC04404.jpg
    [​IMG]
    DSC04408.jpg
    [​IMG]
    DSC04412.jpg
    [​IMG]
    DSC04414.jpg
    [​IMG]
    DSC04418.jpg
    [​IMG]
    DSC04421.jpg
    [​IMG]
    DSC04422.jpg
    Колодец
    [​IMG]
    DSC04423.jpg
    Архангельские девушки
    [​IMG]
    DSC04425.jpg
    [​IMG]
    DSC04426.jpg
    [​IMG]
    DSC04427.jpg
    [​IMG]
    DSC04428.jpg
    [​IMG]
    DSC04431.jpg
    [​IMG]
    DSC04434.jpg
    [​IMG]
    DSC04439.jpg
    [​IMG]
    DSC04441.jpg
    [​IMG]
    DSC04442.jpg
    Мельница
    [​IMG]
    DSC04443.jpg
    [​IMG]
    DSC04444.jpg
    [​IMG]
    DSC04445.jpg
    [​IMG]
    DSC04447.jpg
    [​IMG]
    DSC04452.jpg
    [​IMG]
    DSC04453.jpg
    [​IMG]
    DSC04454.jpg
    [​IMG]
    DSC04455.jpg
    [​IMG]
    DSC04456.jpg
    [​IMG]
    DSC04457.jpg
    [​IMG]
    DSC04459.jpg
    [​IMG]
    DSC04462.jpg
    [​IMG]
    DSC04463.jpg
    [​IMG]
    DSC04464.jpg
    [​IMG]
    DSC04465.jpg
    [​IMG]
    DSC04466.jpg
    [​IMG]
    DSC04470.jpg
    [​IMG]
    DSC04472.jpg
    Всем спасибо
    https://www.korely.ru/visitors/
     
    Alexandrrr и eokolov нравится это.
  6. Белые ночи
    [​IMG]
    DSC04473.jpg
    герб города Архангельск
    [​IMG]
    DSC04476.jpg
    [​IMG]
    DSC04486.jpg
    [​IMG]
    DSC04488.jpg
    Чайка
    [​IMG]
    DSC04490.jpg
    Лабиринт
    [​IMG]
    DSC04499.jpg
    Заплыв
    [​IMG]
    DSC04500.jpg
    [​IMG]
    DSC04502.jpg
    [​IMG]
    DSC04505.jpg
    Прекрасное северное небо
    [​IMG]
    DSC04508.jpg
    [​IMG]
    DSC04509.jpg
    [​IMG]
    DSC04523.jpg
    [​IMG]
    DSC04532.jpg
     
    eokolov нравится это.
  7. Если текст из Вики вставить не просто вставкой, а "как текст", а потом еще немного подчистить, то он будет немножко более смотрибельным)
     
  8. Ягры
    Ягры это остров в устье Северной Двины
    [​IMG]
    DSC04535.jpg
    [​IMG]
    DSC04536.jpg
    [​IMG]
    DSC04537.jpg
    Водные процедуры
    [​IMG]
    DSC04543.jpg
    греемся
    [​IMG]
    DSC04544.jpg
    [​IMG]
    DSC04549.jpg
    Отлив
    [​IMG]
    DSC04562.jpg
    [​IMG]
    DSC04563.jpg
    [​IMG]
    DSC04564.jpg
    [​IMG]
    DSC04568.jpg
    [​IMG]
    DSC04569.jpg
    [​IMG]
    DSC04572.jpg
    [​IMG]
    DSC04576.jpg
    [​IMG]
    DSC04585.jpg
    [​IMG]
    DSC04588.jpg
    [​IMG]
    DSC04599.jpg
    Памятник Соловецким Юнгам
     
    Alexandrrr, eokolov, liks177 и ещё 1-му нравится это.
  9. Посмотрел с интересом. Правда, не люблю портреты. Спасибо за отчёт.
     

Поделиться этой страницей