Zeiss Ikon

Тема в разделе "Другие фотокамеры", создана пользователем Varsh, 23 сен 2009.

  1. Zeiss Ikon является прямым потомком знаменитого семейства фотокамер Contax, которые в борьбе с камерами Leica и Bessa писали историю 35мм фотографии в первой половине двадцатого века.

    ИСТОРИЯ ZEISS IKON
    [​IMG]

    История Zeiss Ikon начинается в 1926 году со слияния четырех крупных германских фотографических фирм: Contessa-Nettel из Штуттгарта, Ernemann Werke из Дрездена, Goerz из Берлина и Ica из Дрездена. "Мотором" этого слияния был концерн Carl Zeiss, в то время крупнейший производитель линз и объективов, стремившийся таким образом упорядочить сбыт своей продукции, отсюда первая часть названия. Вторая часть "Ikon" образована из названий двух компаний Ica и Contessa-Nettel таким образом, чтобы по звучанию совпадать с греческим словом "eikon" - образ. В течение следующих пятнадцати лет новая компания выпустила на рынок ряд революционных продуктов и навсегда вошла в историю фотографии. Ко времени образования новой компании фоторынок готовился к большим изменениям: камеры с пленкой в виде рулонов стали вытеснять традиционные модели с фотопластинками. А за год до образования Zeiss Ikon произошло другое важное событие, о котором речь пойдет ниже.

    Влияние Leica и Kodak на развитие фотографии.

    В 1925 году компания Leica вывела на рынок камеру в "малом" 35 мм формате. Хотя жизнь обладателей первых леек была трудна - не было дальномера и и фотограф должен был сам нарезать и сворачивать пленку в рулоны в полной темноте перед заправкой в камеру, все же появившаяся возможность отснять 36 кадров за раз оказалась весьма заманчивой. Кроме того, это была первая камера, способная поместиться в кармане пиджака и она имела огромную популярность. Это не осталось незамеченным и в 1932 году Zeiss Ikon выпустил камеру Contax.
    [​IMG]
    Она была достаточно громоздка, не могла работать с длинными выдержками и имела два видоискателя - один для фокусировки и один для композиции. Однако дальномер с длинной базой и набор суперрезких объективов Carl Zeiss Jena впервые позволил конкурировать с Leica. Постепенно появлялись новые версии оригинального Contax с различными усовершенствованиями как, например, расширенный диапазон выдержек. Фотографам еще приходилось вставлять свернутую в рулоны пленку в специальные бронзовые кассеты перед заправкой камеры, и эргономика была не на высоком уровне. Затвор закрывался с силой, гораздо большей, чем это было необходимо и фотографам приходилось крепко держать камеру, чтобы получить резкий снимок. Стандартный объектив Tessar позволял легко засунуть камеру в карман, хотя она была тяжелей и объемней чем Лейка. Таким был первый конкурент Лейки.
    Следующий гигантский шаг в развитии 35 мм фотографии совершила компания Eastman-Kodak в 1934 году. Kodak Retina был первым массовым фотоаппаратом, в котором использовалось изобретение Kodak - картридж для пленки, который широко используется и сейчас и который можно заряжать в камеру при дневном свете. Zeiss Ikon использовал и это изобретение и в 1936 году был анонсирован Contax II - камера, затмившая Лейку. Новый корпус, черты которого явственно прослеживаются в возрожденном Zeiss Ikon наших дней, объединенный дальномер-видоискатель, опередивший Лейку на два десятилетия. Крошечный видоискатель Контакса I был заменен на большой и яркий, полностью переработана эргономика.
    [​IMG]
    Для зарядки пленки фотограф мог по прежнему использовать кассеты Zeiss Ikon и применять в них свои собственные эмульсии или заряжать готовые картриджи Kodak. Перемотка пленки стала рутинной задачей - нужно было нажав и удерживая кнопку внизу камеры, поворачивать рычаг перемотки, а при использовании кассет перемотка вообще не требовалась - при съемке пленка просто перемещалась из одной кассеты в другую. Камера по прежнему была оснащена дальномером с длинной базой, обеспечивавшем точнейшую фокусировку. С объективами 50 f/2.0 Sonnar, 35 f/2.8 Biogon и высокоскоростным 50 f/1.5 Sonnar фотограф мог контролировать любую ситуацию. Развивался набор объективов Carl Zeiss Jena, вершиной которого стал спортивный телеобъектив 180 мм f/2.8 Olympia Sonnar, выпущенный к началу Олимпийских Игр в Берлине 1936 года. Таким образом, Contax II занял свое место как одна из двух лучших фотокамер мира. Вскоре появился и Contax III со встроенным экспонометром. К камерам прилагалась обширная линейка объективов и аксессуаров. Contax II и III составили достойную конкуренцию предволенной Лейке. В 1935 Zeiss Ikon запатентовал просветление линз. К 1939 году благодаря более развернутой системе объективов и аксессуаров система Contax считалась более "профессиональной" чем Лейка. А тем временем мир подошел к поворотному пункту в своей истории - 2й мировой войне. Знаменитый фотограф Роберт Капа снимал Контаксом II высадку союзников в Нормандии в 1944 году. Контаксом сняты и знаменитые фронтовые фотографии Дмитрия Бальтерманца "Горе" и "Чайковский". Ниже будет описано, как в результате этой войны в истории Контакса и Цейсса появился Советский Союз.

    Contax IIa и Киев.

    В последние два года Второй Мировой Войны завод Zeiss Ikon в Дрездене, на котором производились дальномерные Contax II, подвергался ожесточенным бомбардировкам союзников, в результате чего были уничтожены не только производственные линии, но также и комплекты чертежей, новые проекты и прототипы новых камер. Однако часть производства сохранилась, а некоторые элементы производства и копии документации сохранились на предприятии Carl Zeiss Jena. В ноябре 1945 года советские оккупационные власти приняли решение о начале производства Контаксов в Советском Союзе на оборудовании Carl Zeiss, вывезенном в качестве военных репараций. "Новую" камеру предполагалось назвать "Волга". Поскольку действующего производства в разоренной войной Германии не осталось, было решено воссоздать его на предприятии Carl Zeiss в Йене, чтобы после наладки перенести его в СССР. В феврале 1946 года линия в Йене была налажена и после выпуска пробных партий Контаксов до 98% оборудования было перевезено в СССР. В 1947 году название "Волга" было сменено на "Киев" и при участии немецких инженеров начато производство. Маркировка деталей на ранних версиях "Киева" сохранилась немецкая, что означает, что первые партии фотокамер были собраны в СССР из немецких комплектов. Дальномерный "Киев" с незначительными модификациями выпускался в Советском Союзе до 1985 года! Так как "Киев-2" и "Киев-3" являлись почти точной копией довоенных Contax II и Contax III, то можно сказать, что дальномерный Контакс выпускался в течение 50 лет - единственная камера в истории фотографии!
    После вывоза оборудования из Германии, производство дальномерных камер в Дрездене было прекращено. Однако в Западной Зоне оккупации оставался Zeiss Ikon в Штуттгарте, который практически не пострадал. Правда, инженеры в Штуттгарте не имели части технический документации и в их распоряжении не было мощостей Zeiss в Восточной Германии, на которых производилось оборудование для производства камер. До войны Zeiss Ikon Stuttgart производил только среднеформатные камеры Nettar, Ikonta и Super Ikonta. В результате им пришлось заново разрабатывать документацию и с нуля строить производство. Поэтому производство западногерманского Contax IIa запоздало до 1951 года. Отличался он несколько меньшими размерами и усовершенствованным затвором. Через два года последовал Contax IIIa с экспонометром. База дальномера стала несколько меньше, хотя и осталась длинней, чем у Лейки. Однако традиционный соперник не дремал и в 1954 году появилась Leica M3 - следующее поколение дальномерных камер. Конечно, это был огромный шаг вперед по сравнению с Leica III f, g и Contx IIa и IIIа. Однако еще более 6 лет дальномерный Contax успешно соперничал с Leica за счет существенно более широкой линейки аксессуаров и лояльности пользователей. В это время на другом конце земного шара в оккупированной США Японии компания Nippon Kogaku начала производство дальномерной камеры - упрощенной копии Contax. Это и был будущий Nikon.

    Послевоенное развитие. Зеркальные камеры: Contax S, Contaflex и Contarex.

    Основные недостатки дальномерных камер были заметны еще в 30х годах. Предпринимались различные попытки бороться с этими недостатками. Для телеобъективов были разработаны зеркальные адаптеры Flektoskop, крепившиеся на байонет фотокамеры и позволявшие фокусировать изображение как в зеркальных камерах.
    Первая зеркальная камера - Exakta VP была выпущена в Германии в 1933 году, за ней через 3 года последовала первая 35 мм зеркальная камера Kine Exakta. Однако перед войной зеркальные камеры большого распространения не получили.
    После войны производство камер в Дрездене, как говорилось выше, было почти полностью разрушено и город оказался в оккупационной зоне Советского Союза. Уцелевшее оборудование было вывезено в Советский Союз в счет репараций и восточной части концерна пришлось начинать с нуля. Восточная часть Германии была почти полностью разрушена войной и тем более удивительно, что именно в ней, хотя и на основе предвоенных разработок, в 1947 - 1948 годах была разработана революционная зеркальная камера Contax S. В отличие от Exakta с ее замысловатой конструкцией, это была именно та зеркальная камера, как мы знаем ее сейчас - с пентапризмой, затвором в фокальной плоскости и резьбовым креплением объективов.
    [​IMG]
    По размерам Contax S и Contax II почти одинаковы и в конструкции их много общего. Впервые Contax S был показан на выставке в Стокгольме в 1949 году, когда до выпуска дальномерного Contax IIa оставался год. Версия S была довольно ненадежной камерой и вскоре последовали модификации D и F. В середине 50х годов отношения между западной и восточной частями концерна в соответствии с общей политической обстановкой резко ухудшились и в результате нескольких судебных процессов право на торговую марку Zeiss Ikon осталось за западной частью в Штутгарте и Оберкохене. Начиная с поздних выпусков Contax D именовался Pentacon (Pentaprism+Contax). Кстати, марка Pentax тоже ранее принадлежала Дрезденской компании и была в 1954 году продана японской компании Asahi Optical.
    В западной части концерна в 1953 году была разработана зеркальная камера Contaflex. Эта камера не претендовала на верхний сегмент рынка - там царили Contax IIa и IIIa со своей системой объективов. Contaflex изаначально был нацелен на сегмент продвинутых любителей, который к середине 50х годов составил значительную часть покупателей камер. Contaflex - камера с несменной оптикой и центральным затвором (расположенным не в фокальной плоскости, а внутри объектива).
    [​IMG]
    Это была простая и надежная конструкция с TTL видоискателем, 4х-элементным объективом 2.8/45мм Tessar и центральным затвором Synchro-Compur с диапазоном выдержек B - 1/500 с. Камера быстро завоевала любительский рынок по обе стороны Атлантического океана. Привлекала покупателей и цена в 169 долларов, которая составляла меньше половины стоимости Contax IIa. Вскоре появилась модификация Contaflex II со встроенным селеновым экспонометром. В 1956 году появились модели III и IV соответственно, с экспонометром и без него. У них был новый объектив - 50 мм f/2.8 с возможностью замены передних элементов. Это дало возможность использовать сменную оптику и вскоре были выпущены сменные объективы 35 мм f/4, 85 мм f/4 и с 1961 года 115 мм f/4 и стандартный объектив для макросъемки в масштабе 1:1. Эти объективы выпускались в Оберкохене и назывались Pro-Tessar.
     
  2. Очень интересно. Спасибо за материал.
     
  3. Насколько помню, нынешние фотоаппараты под маркой Zeiss Ikon - это всё та же всеядная японская Cosina, она же Vogtlander, она же Vivitar, она же... много кто ещё, в общем.
     
  4. Неа, поэтому ZI и стоит в 2 раза дороже Войтов.
    А вот линзы к нему есть ориджинал и козина.
    Угадайте, какие стоят в 3 раза дороже? ;)
     
  5. На Цейсовском сайте написано:

     
  6. http://www.zeiss.com/C12567A8003B58B9/Contents-Frame/F940253DED5DD769C125711E004AD17D
    ну, типа вот так:

    Вам бы хотелось, чтобы ZI делал никому не известный китайский заводик? )))
     

Поделиться этой страницей