Режимы съемки с меньшим разрешением

Тема в разделе "Фотокамеры", создана пользователем peshkoff-vn, 17 сен 2009.

  1. Какого шума? :))) Вы слышали про стационарные шумы? Например про белый шум? И вообще, кто вам сказал, что шум - это всего лишь ошибка некоторых измерений? Вообще-то шум - это самостоятельноый сигнал(ы) а не погрешность измерения полезного сигнала. И измеряется он помимо сигнала, и везде используется сам по себе, и те или иные системы по шумам характеризуют отношением полезный сигнал/шум, а не сигнал/погрешность измерений.
    Так что разочарую вас - матожидание уровня шума вовсе не нулевое.
     
  2. Rus2000

    Rus2000 Куратор по Ростову
    Команда форума

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Предупреждения:
    0
    #22 21 сен 2009 в 22:58 | Режимы съемки с меньшим разрешением | Страница 2
    Последнее редактирование модератором: 21 сен 2009
    Данные, полученные с матрицы это УЖЕ ИЗМЕРЕННЫЙ сигнал.
    Дальше мы имеем дело с массивом чисел...

    Что-то вы в понятийном аппарате подзапутались...
    Сначала подучите матчасть, потом попробуем продолжить спор.

    Прошу прощения за резкость.
     
  3. в случае закрытой крышки получаете некую положительную величину (для простоты - среднее арифчетическое)

    да просто смысла нет иметь дело с шумом как случайной величиной с ненулевым первым начальным моментом. ибо если он известен - ничто не мешает нам его вычесть (матожидание твоего "шума") из измеренного сигнала, чтобы избавиться от него.

    но даже если этого не делать, то всё равно, дисперсия шума (шума в твоем определении) никак не поменяется, т.к. дисперсия есть второй центральный момент, то есть матожидание в ней уже вычтено.

    а при усреднении пикселей речь идет о том, что поменяется (уменьшится) дисперсия в два раза, и соответственно среднеквадратичное отклонение в корень из двух раз.

    имеется общепринятая терминология, если её придерживаться - будет легче жить.
     
  4. да так можно жить, конечно. но на каждом углу придется объяснять что под "шумом" ты понимаешь не то, что понимают собеседники.

    ты правильно пишешь про темновые кадры и прочее. это как раз (грубо говоря, ибо если говорить точнее, то всё очень усложнится всякими автокорреляциями и станет неинтересным) вычитание из твоего "шума" его матожидания с целью исключения систематической ошибки.

    в твоих рассуждениях ошибка в том, что именно переменная часть шума, а не матожидание, портит впечатление.
     
  5. Данные, полученные с матрицы - это оцифрованный заряд с пиксела, который формируется полезным сигналом за счет фотоэлектрического эффекта и различными шумами (в том числе и тепловыми). Шумы не после "измерений" камерой добавляются, и в том, что намерил АЦП есть шум в виде некоторой величины. Если хотим убрать шум из этих данных, то нам надо определить эту величину и вычесть. А про измерение сигнала в этом случае можно вообще не упоминать не обязательно - оно никакой роли здесь не играет не считая погрешностей оцифровки. Что с цифрой работать, что с аналогом - суть одна, различаются лишь исполнение методов.
     
  6. Rus2000

    Rus2000 Куратор по Ростову
    Команда форума

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Предупреждения:
    0
    #26 21 сен 2009 в 23:32 | Режимы съемки с меньшим разрешением | Страница 2
    Последнее редактирование модератором: 21 сен 2009
    :D
    Я понял, спасибо.


    P.S.
    Забил заряд я в пиксел туго,
    и думал - угощу-ка друга,
    постой же, брат BIONZ!
     
  7. Да нет здесь никаких ошибок. Если шум понимать классически, как "беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры", т.е. некие физические сигнал(ы), отличные от полезного и не поддающиеся полной и точной компенсации теми или иными функциями, то никаких ошибок нет.

    Ну а если под шумом понимать погрешность измерения, что неверно, тогда да -любое усреднение будет уменьшать такой "шум".

    Т.е. уменьшить шум в сигнале можно его вычитая, усреднение не уменьшает шум а размыливает его, усредняет.
     
  8. ещё раз. если матожидание шума ненулевое, то его можно измерять и вычитать. в цифрофото это делается для каждого кадра. и об этом говорить в разрезе этой темы смысла нет.

    для пущей строгости теперь надо определяться что есть "сигнал" (что измеряется).
    заряд, очевидно, не подходит.
    по смыслу подходит количество попавших в "колодец" фотонов (которое и преобразуется в заряд, затем в разность потенциалов и только потом - в число).
     
  9. Все, что можно _точно_ измерить и учесть для последующего вычитания сигнала шумом не является. Так, если у вас есть постоянная составляющая сигнала, которая не является полезным сигналом, она известна, то она просто вычитается.
    Применительно к фотографии:
    - матожидание шумового сигнала (даже если его вычислить бесконечным съемкой дарков или иными способом) не равно величине сигнала шума в каждом конкретном кадре и его вычитание не восстанавливает полезный сигнал из сигнала, полученного с матрицы. Для сигналов, не являющихся шумом, можно точно установить конкретную величину этого сигнала в данный момент и вычесть его. Матожидание таковой величиной не является.
    - матожидание сигнала шума для каждого конкретного пиксела не является величиной постоянной, оно зависит от выдержки, исо, температуры матрицы, состояния элементов питания, электромагнитной обстановки в месте съемки в момент съемки. По этому оно не может быть расчитано заранее и записано в камеру.

    Вычитание дарка используется в нормальных цифровых камерах при съемке с длительными экспозициями, это позволяет хоть как-то погасить шум, уровень которого возрастает с возрастанием выдержки. В альфах данная функция отключаема, когда она включена при длительной выдержке мы видим сообщение "обработка", это идет съемка дарка.

    В астрофотографии считается, что этого недостаточно. По этому как перед самой съемкой, так и сразу после нее производят съемку серий дарков с той выдержкой, и на том исо, на котором будет вестись/велась съемка лайтов.
    Таким образом получают среднее значение уровня шума для отдельно взятых пикселов в условиях, максимально приближенных к съемке.

    Само вычитание такого среднего дарка мало чего даст. Да, общий шумовой фон несколько поутихнет, но что бы прийти к желанным квадратным корням в соотношении сигнал/шум нам нужна серия лайтов, соответствующих даркам.

    Было бы идеально, если бы лайты мы снимали все "пиксел в пиксел", но такое не достижимо. Но даже простое вычитание из каждого отдельного лайта нашего среднего дарка, последующее выравнивание и усреднение "обесшумленных" (в кавычках специально) лайтов дает (довольно близко) как раз те самые заветные квадратные корни от количества лайтов. Обязательное условие - лайты должны выравниваться, т.е. нести один полезный сигнал. Математику этого объяснять не буду, в инете много про это написано. И надеюсь, что разница понятна между простым усреднением и усреднением сигналов с вычтенным шумом. Как говорят - это две большие разницы.



    Этого как раз делать не нужно :) Полезный сигнал - это полезный сигнал, не важно в чем он пришел и в чем зафиксирован. Если его можно так или иначе выделить на любом этапе обработки, то не важно в каком виде он представлен. Для отделения голоса собеседника от уличного шума не важно, в какой среде эти сигналы распространялись и из чего была сделана мембрана в ухе или в микрофоне...

    А вообще...

    Тема была про съемку в низком разрешении, которая появилась тогда, когда матрицы убежали вперед от носителей информации и перед фотографами стоял выбор - кадров 50 в высоком разрешении или 2-3 сотни в разрешении пониже, а если еще и качество подрезать...

    А сейчас снимать в низком разрешении даже для веба - отказывать себе в последующей возможности кадрирования, IMHO

    Потом была высказана мысль, что съемка в низком разрешении уменьшает уровень шумов пропорционально квадратному корню количества усредняемых пикселов. И пошли вопросы о том, можно ли такое сделать в фотошопе. И даже появились советы... Т.е. данное предположение дополненное модным термином было принято за истину. Я же считаю, что таким образом шум не уменьшить (тем более квадратные корни здесь не причем), его можно только усреднить вместе с полезным сигналом, по сути размылить (с эстетической точки зрения это _дает даже очень определенный эффект_, но не более того). Соотношение "полезный сигнал/шум" в таком "суперпикселе" будет равняться среднему соотношению "полезный сигнал/шум" по всем пикселам, участвующим в усреднении, и никакие квадратные корни здесь не появятся, и шумы никуда не денутся. При этом я использую классические понятия как для полезного сигнала, так и для шума, которые используются как в технике вообще, так и производителями матриц. Матожиданием сигнала, СКО и прочими описываются погрешности измерений, но не шум. Тем более, когда речь идет о разных сигналах с разных пикселов.

    Еще уменьшение разрешения значительно устраняет один "шумоподобный" элемент из картинки - неравномерность чувствительности соседних пикселов, из за которой картинка при просмотре в 100% увеличении немного рябит. Но это не шум, эта неравномерность достаточно стабильна и может быть вычислена с высокой точностью. При этом полученный флэт (который при правильном получении учитывает не только неравномерность чувствительности пикселов, но и виньетирование как объектива, так и матрицы) не вычитается из сигнала, а "делит" сигнал. По сути он нормализует полезные сигналы с разных пикселов (именно полезные, по этому деление проводят после вычитания шума). Данный параметр достаточно стабилен по времени (хотя бы в пределах "прийти домой и обработать", хотя меняется со старением пикселов/фильтров, а тем более при любой пачкатне матрицы, по этому его если и держат в камерах каких-то, он устаревает через некоторое время и простого способа обновлять его производители камер не придумали), почти не зависит от выдержки (обычно выдержкой принебрегают при его расчете), но позволяет, в отличии от простого усреднения при ресайзе, учитывать еще и различное виньетирование, причем довольно эффективно.
     
  10. #30 22 сен 2009 в 10:59 | Режимы съемки с меньшим разрешением | Страница 2
    Последнее редактирование модератором: 22 сен 2009
    -=Amn=-
    ну хотя бы выяснилось что ты все, что нужно, понимаешь.

    буквально пару ремарок
    на самом деле, для CMOS (может и для CCD тоже) замеряется уровень черного непосредственно перед экспозицией каждого кадра. далее, на матрице есть область куда свет не попадает, эта область используется для опять же определения уровня черного, а также для компенсации различия коэффициентов усиления в АЦП. ну и плюс может делаться темновой кадр аналогичной выдержки после экспозиции.
    я к тому, что меры для компенсации постоянной составляющей шума принимаются довольно разнообразные, и потому можно более-менее говорить, что всё что можно вычесть, вычитается а то что остается - уже имеет нулевое матожидание. и потому в рассуждениях возникают квадратные корни и проч. практика как раз подтверждает квадратные корни. в том числе, если делать усреднение не соседних пикселей а одного о и того же, делая несколько экспозиций.
     
  11. Тяжелый случай :)
    Что Вы понимаете под уровнем черного вообще и в применении к CMOS, CCD в частности?
    Какое "правильный" уровень черного (напряжение на выходе датчика, соответствующее отсутствию сигнала, которое потом еще сдвигается для попадания в диапазон АЦП) имеет отношение к шуму, возникающему во время экспозиции?
    От куда у Вас информация о считывании перед каждым кадром со всей матрицы уровня черного? Любопытно взглянуть на источник подобной информации.
    Что Вы понимаете под "постоянной составляющей шума" применительно к CMOS и CCD матрицам? В чем постоянство? Разработчикам матриц очень хочется его найти а нам получить бесшумные матрицы :)

    Вам так хочется опустить сигнал шума до разряда погрешности измерения, что бы сделать матожидание положительного сигнала шума равным нулю :) Закройте крышку объектива и поснимайте шумы (хорошо бы еще на высоких ISO). Все сразу встанет на свои места. Полезный сигнал убрать проще, закрыв объектив крышкой, а вот шумы после всех описанный "методов" (часть из которых не имеет место быть вообще) остаются, и не хотят уходить даже частями в отрицательные области что бы усредниться в 0. И это не только теория, это еще и практика.

    Где и как появляются квадратные корни - я писал. Они не появляются ни при ресайзе (с чего собственно и началось все здесь), ни при простом усреднении множества кадров с камеры (сделайте серию темновых кадров и усредните их - вы получите не чистый кадр а master dark, и это то же практика).
     
  12. Rus2000

    Rus2000 Куратор по Ростову
    Команда форума

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Предупреждения:
    0
  13. К кому бы это не относилось, вряд ли кто примет это на свой счет :)
     
  14. #34 22 сен 2009 в 13:37 | Режимы съемки с меньшим разрешением | Страница 2
    Последнее редактирование модератором: 22 сен 2009
    я не помню откуда.

    матожидание. в предположении, естественно, что шум имеет какое-то внятное и удобное распределение. например - равномерное. или - по гауссу.

    я ж говорил что надо определиться с сигналом. нас, в конечном итоге, интересует сколько фотонов упало в колодец. это количество мы хотим измерять. и да, ошибки измерения количества фотонов и есть шум. в эти ошибки вносят вклад разные факторы. например, не все фотоны превращаются в электроны, а с какой-то вероятностью. поэтому количество электронов в колодце после экспонирования есть величина случайная. далее, наверное электроны в колодце образуются не только вследствие поглощения фотонов а ещё по каким-то другим причинам (я этого не знаю но предполагаю). далее происходит преобразование количества электронов (заряда) в напряжение (разность потенциалов) - опять же с какой-то ошибкой, дальше - измерение напряжения, с какой-то ошибкой и так далее и тому подобное. в результате всех этих преобразований, на выходе имеем случайную величину с какими-то характеристиками (нас интересует функция распределения конечно, но если нельзя её узнать, то интересуют характеристические параметры - например моменты). эту случайную величину нам удобно представить как сумму нескольких функций - исходного сигнала и шума (или нескольких шумов).

    зачем нужен постоянный возврат к закрытой крышке? для демонстрации того что шум только добавляет что-то к сигналу и не отнимает?
    понятно что в колодец не может упасть отрицательного количества фотонов, но это ничего не меняет. мы не крышку обычно фотографируем.

    известный сигнал можно подать и при открытой крышке, равномерно осветив матрицу и приняв среднее арифметическое измеренных значений за значение сигнала, а отклонения от среднего - за шум. и так делать удобнее, я не понимаю зачем ты настаиваешь что такой подход неверный.
     
  15. Rus2000

    Rus2000 Куратор по Ростову
    Команда форума

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Предупреждения:
    0
    #35 22 сен 2009 в 14:27 | Режимы съемки с меньшим разрешением | Страница 2
    Последнее редактирование модератором: 22 сен 2009
    Wrest совершенно верно пишет. И такое понимание в теории и практике измерений общепринято.


    Попробую еще разок объяснить на пальцах... ;)

    Берем для простоты "сферического коня в вакууме", т.е. монохромную матрицу 100х100 пикселов.
    Также для упрощения считаем, что АЦП у нас 8-битные. Т.е. на выходе диапазон значений для каждого писела будет составлять 0-255.

    Фотографируем СЕРУЮ однородную мишень с НОРМАЛЬНОЙ экспозицией.
    Получаем МАССИВ из 10000 значений.
    Мы знаем, что результат для каждого пиксела должен быть равен 209.
    Однако по различным причинам (в физику процессов пока вдаваться не будем) значения у всех пикселов различаются.
    При этом матожидание будет равно именно 209.
    А дисперсия получилась (к примеру) равна 16. Ну вот такая у нас жутко шумная получилась связка матрицы и АЦП. ;)

    Если усреднить результат измерений по соседним 4 пикселам, то получим на выходе матрицу 50х50.
    Матожидание остается прежним (можете проверить ;) ).
    Однако дисперсия уменьшается в 4 раза!
    А среднеквадратичное отклонение - в 2 раза.
     
  16. Погрешность измерений не являлась и не будет являться шумом, погрешность измерений - это точность прибора. Шум - это сигнал, как и полезный сигнал - это сигнал а не матожидание среднего измеренного значения сигнал+шум по матрице. Не пытайтесь подменять понятия.
    Съемка темного кадра - частный случай, который просто наглядно подтверждает все это. Отвергать этот пример только потому, что никто не снимает закрытый крышкой объектив - глупо. Потому что люди снимают и ночное небо, да и другие вещи, которые должны быть черными. Т.е. на практике не только при съемке закрытой крышки полезный сигнал должен быть нулевым, т.е. 0 не является бесполезным сигналом так же, как и все остальные полезные сигналы. И вот здесь и появляется погрешность измерения полезного сигнала и шум. И если не про сферического коня в вакууме, а конкретику - рассчитайте мне по дарку SNR и полезный сигнал (как и по любому участку фотографии, который должен быть черным, но таковым не является в виду теплового шума, горящего разноцветными пикселами). Попробуйте усреднить такие кадры и каков будет результат?

    Принимать за полезный сигнал зашумленный сигнал как есть, а за шум - отклонение этого сигнала от среднего зашумленного сигнала... Так далеко можно пойти...
     
  17. Rus2000

    Rus2000 Куратор по Ростову
    Команда форума

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Предупреждения:
    0
    Вы путаете шум на цифровой фотографии с погрешностью измерений
     
  18. Оригинально. И на чем основано такое утверждение? :)
     
  19. я ж призывал определиццо что конкретно есть сигнал, в чем меряется и что есть шум и в чем меряется..

    по твоему пока неясно выходит, кажется что будто бы шум - это какой-то паразитный свет, и он с "правильным" светом ака сигналом попадает на матрицу и мешается.
     
  20. Rus2000

    Rus2000 Куратор по Ростову
    Команда форума

    Регистрация:
    15 мар 2007
    Сообщения:
    3.366
    Симпатии:
    12
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Предупреждения:
    0
    #40 22 сен 2009 в 17:26 | Режимы съемки с меньшим разрешением | Страница 2
    Последнее редактирование модератором: 22 сен 2009
    Так уже вроде определились: "Шум - это сигнал" ;)

    Просто видимо "полезный сигнал" попадает на матрицу спереди, а тот сигнал, который "шум" - сзади (хотя может и сбоку. И весь этот коктейль безошибочно преобразовывается в "Данные, полученные с матрицы - оцифрованный заряд с пиксела". :D
     

Поделиться этой страницей