25 февраля 2025 года, после 6 летней паузы, Zeiss представил пару новых объективов из премиальной линейки Otus. Один из них - Otus ML 1.4/50, где ML означает Mirrorless, то есть беззеркальный. Для того, чтобы понять, почему премиальный объектив не имеет автофокуса, не нужно иметь семи пядей во лбу. Причины просты и лежат на поверхности. Начну с того, что Zeiss это не просто производитель фотографической оптики, это культовая компания, не только создавшая фотообъективы, в их современном виде, но и продолжающая задавать индустриальные стандарты. Если вы хотите приобрести самый совершенный, с оптической точки зрения, фотообъектив - это будет Zeiss. Поэтому они и не могут позволить себе создавать плохую оптику. Я не идеализирую ситуацию, в истории компании из Оберкохена были не только взлёты, но и падения, но это никак не меняет тот факт, что они делают лучшую оптику для фотокамер. Конечно с поправкой на то, что у бренда с 200 летней историей, есть свои представления о том, каким должен быть хороший объектив. Вы не найдёте у них рекордной экзотики и да, это они создали "лунный" Planar, но при этом не участвовали в гонке за светосилой. Просто примем за данность тот факт, что Цейс знает как сделать лучше всех и уже поэтому не может создать премиальный автофокусный объектив для всех современных систем. Это ситуация не нова, возникла она не сегодня и связана с тем, что у Zeiss, несмотря на его особые отношения с Sony, давно нет собственных системных камер, следовательно и своей системы автофокуса. "Замечательная" позиция Кэнон, не допускавшая лицензирование автофокусных объективов от сторонних производителей на байонет EF, (кто пользовался оптикой Sigma для кэноновских зеркалок прекрасно поймёт о чём я), получила не менее блестящее продолжение и на новом байонете RF. Следовательно, если ты хочешь создать премиальный объектив для всех ведущих производителей беззеркальных камер - у тебя нет выбора, ему придётся быть мануальным. Потому, что не может быть премиальной оптика, имеющая постоянные проблемы с фокусировкой, из-за того, что оная создана методом реверс-инжиниринга. Так что, скажем Кэнон спасибо, но самые совершенные узкоформатные объективы будут мануальными и на беззеркалках.Как вы уже поняли, новинка доступна для трёх систем: Sony, Canon и Nikon, что и определило её конструкцию. Но не будем посыпать голову пеплом или валить всё на Кэнон. Посмотрим на ручную фокусировку немного шире. Начиная с премьер самых первых беззеркалок, стала очевидной тенденция, что автофокусные системы не похоронили мануальную оптику. Наоборот, появление беззеркалок, с их коротким задним отрезком, породило настоящий ренессанс неавтофокусной оптики. И можно, как угодно, относится к студентам, которые используют старые Гелиосы на беззеркалках из-за дефицита средств. Но совершенно невозможно игнорировать факт появления целого ряда производителей, которые выпускаю совершенно не бюджетные новые объективы с ручной фокусировкой. Так что своя, вполне определённая ниша у любителей ручной фокусировки есть и она довольно стабильна, а быстрый прогресс беззеркалок сделал ручную фокусировку достаточно комфортной и оперативной, чтобы изжить её ключевые недостатки: медлительность и постоянные промахи. Конечно, отсутствие автофокуса остаётся сдерживающим фактором, но учитывая насколько хорош современный Zeiss, уже не таким весомым. А теперь я напомню, что новый Otus ML 1.4/50 - это самый совершенный полтинник для беззеркалок на рынке. С самым высоким разрешением, самый устойчивый к засветке, с потрясающим цветом и невероятным боке. Он изрядно "похудел", по сравнению с зеркальным Otus 1.4/55 и весит всего 677 грамм. Возможно такой вес вызывает, у кого-то, приступы хохота, но премиальная оптика Zeiss изготовлена из металла и стекла, а не из продвинутых "нанаполимеров" и не может весить как пластиковые массовые объективы. Для сравнения, Otus 1.4/55 весит 970 грамм, так что прогресс налицо. Новинка имеет фирменный механизм переключения ступенчатого/бесступенчатого хода кольца управления диафрагмой. Диаметр фильтра 67 мм. Сам производитель выделяет три ключевых преимущества своих новых объективов: - высочайшее качество изображения, - прецизионный механизм фокусировки, - премиальное качество сборки. Конечно, новые Otus будут невероятно надёжны и долговечны, в сравнении даже с премиальными автофокусными объективами. Насколько этого достаточно, чтобы оправдать их высокую стоимость? Для поклонников Zeiss более чем достаточно, а для людей только приценивающихся к оптике из Оберкохена, вероятно сыграет в плюс то, что новые Otus ощутимо дешевле зеркальных. В любом случае, Zeiss вернулся и вернулся на нужный нам байонет, с чем я всех нас торжественно и поздравляю! Общий вид объектива: Оптическая конструкция. Частотно-контрастная характеристика. Полные характеристики модели. Страница объектива на сайте производителя: www.zeiss.com Цена объектива в США - 2499 долларов.
В интервью petapixel сотрудник Цейс обозначил одну любопытную особенность объективов - прекрасную физическую коррекцию оптических искажений. Так что исчезает необходимости использовать программные улучшения. Перевод фрагмента интервью: Есть существенная разница между подходом к конструированию у Zeiss с его объективами Otus ML, в сравнении с Sony 85mm f/1.4 GM II или любым другим аналогичным светосильными фиксом от Canon или Nikon. Эти компании в той или иной степени используют цифровую коррекцию искажений у объективов, чтобы добиться наилучших оптических характеристик, снижая при этом их размеры и вес до минимума. Существует множество споров о том, хорошо это или нет. Тем не менее, в эпоху беззеркалок это вполне стандартная практика, которая помогает компаниям обеспечивать сочетание высоких характеристик и малых габаритов оптики. В свою очередь, компания Zeiss отказывается от цифровых исправлений в своих объективах. “Благодаря совершенной конструкции Otus мы не полагаемся ни на что из этого. Это одна из целей поставленных при его разработке”, - с гордостью рассказывает Визури PetaPixel. “Конечно, современные камеры в настоящее время выполняют коррекцию искажений и цвета в камере. Иногда они делают объектив более резким, чем он есть на самом деле”. “С одной стороны, это справедливо. Если это облегчает работу фотографа, прекрасно. Но цель, которую мы хотим достичь с помощью Otus и нового семейства Otus ML, заключается в том, что вам не нужно полагаться на эти исправления”. Так что фотографы старой школы и, как ни странно, репортажники, получают прекрасный результат, не требующий правок, "из коробки". С другой стороны, платой за это, является большой вес и габариты оптики. Не вдаваясь в споры о том, хорошо это или плохо, можно только констатировать, что теперь у беззеркальных систем есть эталонные объективы, на которые можно будет ориентироваться, подбирая оптику себе.
Дожили. Сделали новые объективы по-нормальному, как все когда-то в 90-х делали и теперь это выглядит достижением. К чести Цейса, конечно.