На эту тему есть хорошая подробная публикация. https://www.kommersant.ru/doc/506604 Плюс добавляю фото советских фотопленок выпуска 1937-1940 г. Одну из этих пленок выпустила известная фабрика в Переяславле - Залесском, которая и сегодня производит небольшие партии фотопленки по специальному госзаказу.
История Тасма (Татарские Светоматериалы). Статья 2014 года. https://dzen.ru/a/YqA2O8XgUEgwFXgq Кстати, интересное объяснение способности некоторых партий фотопленки к длительному хранению без существенной вуали. https://pikabu.ru/story/kak_delali_fotoplyonku_v_sssr_7995523
Вынужден Вас поправить, название ТАСМА это игра слов, расшифровывается оно как ТАтарские Светочувствительные МАтериалы, а в переводе с татарского это слово, буквально, означает - лента, полоска. Полное название предприятия несложно найти в Словаре сокращений и аббревиатур. Подробные материалы по истории входившего в данное производственного объединение завода "Полимерфото", до середины 70-х это было единственное в стране предприятие выпускавшее желатин для всех видов плёнок: Часть 1 Часть 2
Поднятая Вами тема крайне интересная, но исследовать её необходимо на базе исторических документов и материалов. Использованная Вами в первом сообщении статья из Коммерсанта имеет откровенно манипулятивный характер, что уже отмечали на отечественных форумах. По сути своей, это пропагандистский материал, а не историческое исследование. Давайте сравним приведённую в ней, ключевую, для понимания причин отставания нашей промышленности историю контракта с французами. Вот как она описана в Коммерсанте: В итоге всем стало очевидно, что и к 1 января 1930 года производство пленок не заработает. Советские управленцы стали грозить штрафом в 100 тыс. рублей. И только после этого французы догадались, что же, собственно, происходит — их выживают с почти достроенного и оборудованного завода! Формальный повод для расторжения сделки они дали сами. По своим внутренним соображениям учредители СИМП решили сменить юридическое лицо: один из учредителей решил покинуть фирму. Новый партнер Советов на заводе в Переславле назывался "Профпла". Но по начальному договору 1926 года права и обязанности по нему могли перейти только к фирме с тем же составом учредителей. Французам пришлось согласиться на досрочный выкуп советской стороной построенного предприятия. В Москве сделку сочли очень выгодной: французы поставляли все оборудование, необходимое для производства, и сами расплачивались за все патенты, а советская сторона могла еще три года требовать от них консультаций по любому вопросу. Французы тоже не могли считать себя совершенно обиженными: они получили $1,26 млн — сумма по тем временам настолько огромная, что банки провели ее девятью траншами. Французы, выполнив все обязательства по поставкам оборудования, от участия в лечении этих "детских болезней" уклонились. Естественно, после получения всех выплат они забыли и о договоренности, которая сопровождала дополнительное соглашение 1928 года: "Качество кинопленок должно быть к 1933 году доведено до качества, аналогичного пленке АГФА. Желательно дальнейшее улучшение после 1933 г. с доведением этого качества до сортов 'Истмен-Кодак'". И качество, остававшееся на неизменно низком уровне, каждый советский человек видел на фотоснимках и киноэкранах. Из приведённого отрывка можно сделать совершенно однозначный вывод, что советская сторона попыталась "кинуть" французов, но из-за недальновидности, сделала только хуже себе, в результате чего, мы получили отсталую технологию производства киноплёнки, а французы немалую денежную компенсацию. А вот как эту же историю описывали с советской стороны: 1 сентября 1928 г. был заключен договор с французской фирмой "Люмьер" о строительстве советской кинопленочной фабрики мощностью 50 млн. погонных метров в год. Согласно договору фирма обязалась предоставить Советскому Союзу техническую помощь в организации производства всех видов кинофотопленок (кинопленки, авиапленки, рентгенпленки и др.). Фирма должна была разработать проект фабрики, дать спецификацию всего необходимого нестандартного оборудования, а также, по особому соглашению, поставить необходимое оборудование. Кроме того, фирма должна была обучить кадры советских специалистов по производству кинофотопленки. А поскольку в то время основа пленки изготавливалась из нитроцеллюлозы, производство которой имеет много общего с бездымным порохом – и сырье, и ряд технологических процессов, – то местом сооружения кинопленочной фабрики была выбрана Шостка, город в котором около двух столетий работал казенный пороховой завод... В марте 1929 г. в Шостку прибыло французское оборудование и два консультанта, которые руководили его монтажом на "Малой кинопленке". Все работы проводились местными монтажниками. Уже в сентябре 1929 года оборудование было полностью смонтировано и опытное производство подготовлено к пуску. Однако введение его в эксплуатацию откладывалось из-за низкого качества коллоксилина, необходимого для производства основы кинопленки, поскольку коллоксилин, выпускавшийся пороховым заводом, не имел необходимой вязкости. Проблему получения коллоксилина соответствующего качества решил профессор Александр Николаевич Машкин, который лично руководил этой работой. В результате напряженного труда на протяжении двух месяцев было получено необходимое сырье. Но, нарушая условия договора, фирма "Люмьер" не предоставила техническую документацию на технологию производства кинопленок. Французские консультанты все работы по составлению композиций проводили сами, не допуская местных специалистов. И поэтому шосткинские химики вынуждены были экспериментировать и самостоятельно разрабатывать технологию изготовления кинопленки. Большую роль в освоении процесса изготовления кинопленки сыграла производственная лаборатория, которой руководил выпускник Шосткинского химико-технологического института Павел Васильевич Козлов. Источник Как модно сейчас говорить - оказывается не всё так однозначно. С плёнкой повторилась история многих технологий, которые мы закупали за рубежом в годы Индустриализации. Иностранные фирмы отчаянно нуждались в деньгах, из-за бушующего мирового экономического кризиса, и шли из-за этого на сотрудничество с Советской Россией, но реально передавать свои технологии никто не собирался. Приведу известный пример из другой области, американский промышленный архитектор Альберт Кан, создатель методикой скоростного поточно-конвейерного производства архитектурно-строительной проектной документации, никогда не планировал делиться своими наработками с советскими коллегами. Он считал, что ему перепал выгодный контракт на проектирования предприятий. За его участие в проектировании заводов для советской промышленности советское правительство платит Альберту Кану огромную, немыслимую по тем временам сумму – около 200 миллионов долларов. Фактически, наших специалистов интересовал не столько проекты Кана, сколько его передовой метод, позволивший создать титаническое количество промышленных предприятий в небывало короткий срок. Всего за 3 года наши инженеры и архитекторы освоили методику работы Кана и смогли выполнять её самостоятельно, без участия американцев. Кан счёл, что его облапошили и даже заказал разгромную статью в журнале «Architectural Forum». Мы заплатили Кану огромные деньги, но получили за них не просто чертежи - а передовую школу проектирования промышленных зданий. Несмотря на ложность любых аналогий, здесь они очевидны. В каких-то начинаниях мы успешно копировали достижения иностранных учителей, невзирая на их нежелание ими делится, и быстро превосходили их, в каких-то - нет. Важно то, что у нас было создана собственная индустрия кино и фотоматериалов. В противном случае, нам нечего было бы сейчас разбирать. Надеюсь, что в дальнейшем, Вы будете использовать материалы соответствующие принципам историзма и объективности, очень интересно узнавать что-то новое из истории отечественной фототехники, но совершенно не хочется читать агитки.