7 ноября 2023 года Sony представила революционный светосильный объектив - FE 300mm F2.8 GM OSS. Это первый светосильный фикс-телевик, с фокусным расстоянием 300 мм, который можно не боясь назвать компактным и лёгким. Вес объектив всего 1470 грамм без штативной лапы. Напомню, что его "старший брат" SEL400F28GM весит 2895 грамм, то есть вдвое больше! Длина новинки так же невелика и составляет всего 26,5 сантиметра, что всего на 6,5 см. больше чем у 70200GM2. Если сравнивать объектив с ближайшими конкурентами, то его превосходство становится ещё очевиднее. Кроме рекордной массы объективу есть, что предложить профессионалам: встроенный оптический стабилизатор, поддержка сверхскоростной фокусировки для съёмки 120к/с на новой a9III, идеальную развесовку для продолжительной работы без штатива и функциональное кольцо, на которое можно назначить управление диафрагмой. Система стандартных задних фильтров, 4 функциональные клавиши и фтористое покрытие передней линзы тоже не будут лишними. О качестве изображения красноречиво свидетельсвуют графики MTF, а о красивом боке позаботится 11-лепестковая скруглённая диафрагма. Общий вид объектива. Оптическая конструкция. Частотно-контрастная характеристика. Полные характеристики модели. Страница объектива на сайте производителя sel300f28gm Цена за этот инженерный шедевр удивительно невелика и составляет в США $5999.99 долларов. Подробный обзор от Марка Гелера:
Появилась страничка на BHPHOTO https://www.bhphotovideo.com/c/product/1746375-REG/sony_fe_300mm_f_2_8_gm.html
Очень наглядное сравнение 300-ки с более мощными собратьями, последовательно слева направо: 600/4 GM, 400/2.8GM, 300/2.8GM.
Сравнение 300ки с 200-600G и 100-400GM. Для своего класса, получился действительно очень компактный объектив.
Работа с конверторами 1.4 и 2.0. Марк Смит говорит что резкий даже с TC2.0. Если сравнивать с 200-600, то: - резче; - легче; - быстрее. На примерах фото с ТС2.0 он зажимал дырку до f7.1, но говорит что ради ГРИП, а не из-за резкости, мол, на открытой тоже все отлично. Поскольку сам нацелен на покупку данного объектива на замену 200-600, то хотелось бы конечно порассматривать оригиналы. Есть уже где-то сэмплы с ТС2.0?
Кстати, интересный факт: довольно близкий аналог на кропе - FUJIFILM XF 200mm f/2 R LM OIS WR - весит уже 2265 г против 1470 г. И у Сони, строго говоря, коэффициент размытия фона повыше - 300/2.8 = 107 единиц против 200/2 = 100. Скорость фокусировки, как мне представляется, у Сони тоже выше. Так что прямых конкурентов у данного объектива нет.
Объектив ощущается как легкое пустотелое изделие. При этом высококачественное и крепко сбитое. Возникают ассоциации с карбоновым корпусом самолета, монококом Формулы-1 и т.п. Короче чем 200-600, с конвертором почти равен по длине. Внешне для окружающих выглядит более впечатляюще чем 200-600 за счет большего диаметра бленды. Думаю заказать для него аналогичную камуфляжную шкуру. Боевой вес вместе с тушкой А1 (плюс бленда, плюс крепления Peak Design - то есть как показан ниже в рюкзаке) - 2422 г. С 2х конвертором 2630 г. Это на 600 г легче чем 200-600. Намного комфортнее снимать с рук, особенно натренированных на 200-600. Чистый видимый диаметр стекла передней линзы 10 см против 9 см у 200-600. Разница в площади переднего элемента - 25 процентов. К сожалению, резьба под фильтр отсутствует. Диаметр под крышку 105 мм, у меня есть крышка 105 мм от Сигмы 105/1.4, но она плохо держится именно потому что нет резьбы. Надо искать подходящую крышку, вижу люди используют Zemlin, но у нас не купить. Может посоветуете вариант. Таскать с собой кожаную штатную нахлобучку - не вариант. Косяки: - дурной Drop-in фильтр. И там не просто пустая рамка, а Clear filter, то есть лишняя стекляшка. Интересно, можно ли его просто вытащить и заклеить дырку изолентой? Ибо торчащая пимпочка может за что-то зацепиться, да и лишнее стекло качества не добавляет в теории. Плюс вопрос герметичности; - крайне мелкие неудобные ползунки. Переключиться между режимами 1 и 2 стаба в поле - практически нереальная задача; - нет функции запоминания положения фокусировки по нажатию кнопки, как на 400/2.8 и 600/4; - упомянутая дурь с крышкой. Качество изображения и скорость феноменальные, продемонстрирую позже. 200-600 буду продавать.
Первые сэмплы на 300 мм в сумерках. Первая шумодавлена в два прохода (ACR AI Denoise 30% + Topaz DeNoise AI - Low Light). Вторая без шумодава. Рекомендую рассмотреть трос по центру на второй.
Разрешение, конечно, дикое. Удивительно видеть муар на 50-мегапиксельнике на открытой дырке. Вот тут, на спине гуся в полный рост вылезло.
Mikfoto, В основном для съёмки летучих мышей и белок в полете. Но с конвертором и просто для ходовой охоты, как более лёгкая замена 200-600.
Несколько сэмплов из Московского зоопарка на 300/2.8 в качестве демонстрации резкости, рисунка и т.п. Спойлер: Еще 5 фото
Если это читает кто-то из фотоохотников, то вот мои первые наблюдения по поводу фотоохоты. В стоке объектив избыточно резкий для этих целей, часто вылазит муар на оперении, поразительно что это происходит на открытой дырке на 50 мп матрице. Светосила 2.8, конечно, крутая штука, удивительное ощущение, когда снимаешь на 1/5000 на минимальных ISO. Очень удобно ловить моменты. Но чуть не хватает ФР, вот здесь, например, TC1.4 был бы вполне уместен, при этом диафрагма f4 все равно позволила бы снимать на средних ISO вплоть до заката при сохранении коротких выдержек: Red squirrel by Andrew Nik, on Flickr Так что, по моим ощущениям, без ТК это инструмент для целенаправленных съемок в сумерках, либо для мегафауны. C TK1.4 - ловля моментов/BIF для животных среднего размера. С TK2.0 - обычная ходовая охота на мелких птиц.