1. Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie. Узнать больше.

Бленда. Зачем и какая?

Тема в разделе "Адаптеры, конвертеры, фильтры, насадки", создана пользователем Донки-Хот, 8 окт 2015.

  1. #1 8 окт 2015 в 21:32 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 9 окт 2015
    В разных темах посвящённых обсуждению разных объективов, например ЗДЕСЬ, возникают вопросы о блендах. Что такое бленда? Для чего нужна бленда? Какая бленда самая лучшая? Начну потихонечку рассказывать в этой теме, чтобы любой поисковик мог найти её даже по названию. :)

    Один из аксессуаров, которым очень часто пользуются профессиональные фотографы, но крайне редко любители — бленда для объектива. Это устройство, несмотря на незатейливость конструкции и относительно невысокую цену, может избавить от ряда проблем во время съёмки и при определённых условиях существенно улучшить качество изображения. Рассмотрим, зачем нужна бленда на объектив, как её выбрать и в каких случаях полезно использовать.

    [​IMG]

    Функции

    • Основная задача, с которой должна справиться бленда — исключить появление в кадре бликов и засветки, возникающих в результате попадания на линзу прямого солнечного или света ярких точечных ламп. Большинство фотолюбителей сталкивались с тем, что кадр, снятый против солнца, получается невыразительным, белёсым и неконтрастным.[​IMG]Нередко в кадре, помимо общей засветки, возникают непрошенные солнечные «зайцы».

      [​IMG]Такие изъяны даже не исправить даже тщательной постобработкой.

      По сути, бленда — это солнечный козырёк и она отсекает ненужные фотографу направленные лучи света. Причём не только в том случае, когда солнце светит «прямо в глаз», но и при боковом его расположении.

      [​IMG]На снимке верхний кадр снят с блендой, нижний — без неё.

      Репортажная, спортивная, свадебная и семейная съёмка в дневное время на улице — тот случай, когда следует использовать бленду. Фотографу приходится «ловить момент», работать быстро и некогда разбираться, как и откуда падает на объектив свет, приходится подстраиваться к сюжету. Пейзажная съёмка, особенно на закате, также часто происходит в сложных условиях освещения. Иногда и студийная съёмка может сопровождаться передне-боковым освещением. 
    • Более эффективной является бленда не с круглым, а прямоугольным отверстием.
    • Бленда может защитить нежное просветление на поверхности линз объектива от царапин: раздвинет ветки деревьев или кустарника во время грибной фотосессии или лесного турпохода. Это дополнительная функция, но оттого не менее полезная.
    • При съёмке на неспокойном море, в дождь, бленда, как зонтик, предотвратит попадание водяных капель на стекло.
    • Страховка объектива на случай падения. Если нечаянно фотограф уронит довольно тяжёлую зеркальную, дальномерную или продвинутую компакт-камеру объективом вниз, оптика в пластиковом корпусе гарантированно разобьётся, в стальном — может повредиться, а при наличии бленды ей ничего не станется. Чтобы максимально самортизировать удар, пластиковые бленды зачастую делают намеренно хрупкими, на манер автомобильного бампера. Практичны резиновые, они не ломаются.
    Форма

    • Цилиндрическая
      [​IMG]
    • Коническая
      [​IMG]
    • Лепестковая (крестоцветная)
      [​IMG]
    • Пирамидальная
      [​IMG]
    • По-разному работают лепестковые с пирамидальными по отношению к цилиндрическим и коническим. Первые в большей степени перекрывают свет с одного из направлений, сверху. Некоторые модели можно устанавливать с поворотом в 90º, тогда большой лепесток окажется сбоку, что полезно при съёмке на закате.Помимо формы, имеет значение длина. Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем короче будет бленда.
    • Короткофокусная оптика охватывает широкий угол зрения, чтобы не заслонять обзор, бленда должна иметь расширяющийся раструб и быть короткой.
      [​IMG]
    • Стандартный фокус 50 мм — средняя длина и конус умеренного расширения.
      [​IMG]
    • Длиннофокусный объектив «смотрит» вдаль, бленда для него имеет форму цилиндра и значительную длину, встречаются складные модели.
      [​IMG]
    Крепление

    Система крепления зависит от конструкции объектива:

    • Байонетное. Как правило, таким креплением оснащена качественная оптика зеркальных камер. Байонет позволяет использовать бленду, не снимая светофильтра, оперативно её устанавливать, точно позиционировать. Ещё одно преимущество, причём немаловажное: в «транспортном» положении многие виды байонетных бленд можно устанавливать на объектив «задом наперёд», это экономит место в фотосумке.
      [​IMG]
    • Резьбовое. Бленда вворачивается в гнездо, предназначенное для светофильтра. Как правило, в таких моделях есть вторая резьба, внутренняя. Это позволяет совмещать её со светофильтром, но приходится его сначала выворачивать, потом опять вворачивать и так далее. Не самое удобное решение.
              [​IMG]

    Съёмная крышечка, в некоторых блендах, предназначена для вращения фильтров.

    Как выбрать

    К сожалению, бленды не универсальны. Каждый объектив имеет свои особенности, поэтому бленды для них проектируют индивидуально, с учётом угла обзора и конструкции оптики. Для съёмки на улице, короткофокусной оптикой, предпочтительнее лепестковая форма. К каждому объективу можно найти варианты, помимо «фирменных», немало предложений от сторонних производителей.

    Собственно расчёт бленды

    [​IMG]

    Графическая схема.

    Где

    R - Передний радиус бленды, мм;

    Q - Диаметр передней линзы объектива, мм;

    L - Длина бленды, мм;

    f - Фокусное расстояние объектива, мм;

    D - Половина диагонали матрицы камеры, мм.

    Из графической схемы вытекает следующая формула:

    [​IMG]

    Этим методом рассчитывается максимальный передний радиус бленды, то есть с запасом - виньетирование исключено.

    Источник: упрощённый вариант статьи из "250 советов фотографу" 1991 г. (Библиотека журнала «Советское фото») 
    Редактировал для публикации в интернете Казаков И.М. (2010 г.)
     
    10 пользователям это понравилось.
  2. #2 8 окт 2015 в 21:51 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 8 ноя 2015
    [​IMG]

    Бленда в дизайне "Лейка" для дальномерных камер. Отверстия для того, чтобы не перекрывать обзор дальномеру.

    [​IMG]

    бленда объектива для Cokin серии P.

    [​IMG]

    Резиновая, складывающаяся бленда "вантуз"

    Как изготовить простейшую бленду
    или Воспоминание о пирамидах

    ___________________________________________________________

    Краткое вступление

    Перед тем как приступить к сути мне хочется прояснить два довольно важных момента:

    Во-первых, я ни в коем случае не призываю отказаться от промышленных бленд. Не такие уж это дорогостоящие изделия, чтобы непременно стремиться к их замене на примитивные самоделки. Использовать самодельную бленду следует, на мой взгляд, в исключительных случаях, например:


    1. Во время путешествия вы потеряли или сломали фирменную бленду и не имеете возможности купить новую в ближайшем фотомагазине.

    2. Вы решили поснимать с помощью старого уникального объектива, для которого купить штатную бленду весьма сложно или попросту невозможно.

    3. Вы снимаете самодельным нестандартным объективом (монокль, камера-обскура и т.п.)

    Во-вторых, речь ниже пойдет не об оптимальной (идеальной) бленде, а о некотором простом суррогатном ее заменителе. Предлагаемое изделие, безусловно, поможет отсечь значительную часть боковых лучей, но некоторое количество ненужного света все же в объектив проникнет. Особо переживать по этому поводу не следует: многие фирменные бленды также неоптимальны.
       

    Так как же ее изготовить?

    В качестве простейшего заменителя фирменной бленды я предлагаю использовать квадратную бленду, изготовленную из плотной черной бумаги или картона (например, из черной матовой бумаги для акварельных рисунков). Она проста в изготовлении и весьма эффективна. Кроме того, готовую склеенную бленду такого типа можно компактно сложить и положить, например, в бумажник.

    [​IMG]

    [​IMG]

    f — фокусное расстояние объектива
    d — приведенная диагональ кадра

    d = 51 мм для кадра 24 х 36 мм *
    d = 85 мм для кадра 60 х 60 мм

    ___________________________________
    * именно 51 мм, а не 43 мм!

    Рис. 1​

    На рис. 1 показана развертка такой бленды. Чертеж весьма прост и говорит сам за себя. Необходимые параметры развертки можно вычислить по приведенным формулам. (Избежать тригонометрических вычислений вам помогут некоторые типовые величины a/r, упомянутые в Приложении 1.) Полезно помнить, что фокусное расстояние объективов указывается фирмами-производителями с некоторой погрешностью. Поэтому вычисленное значение угла бета следует уменьшить на несколько градусов: пусть ваша бленда будет чуть-чуть пошире. (При необходимости используйте пошаговую процедуру, приведённую в Приложении 2.)

    Длина отрезка а должна быть равна диаметру оправы, на которую предполагается надевать бленду. Если бленда изготавливается из не очень толстого картона, то рекомендуется отрезок а сделать немного меньше. В этом случае при надевании бленды надо будет придать ей небольшую бочкообразную деформацию, за счет которой бленда будет прочней держаться на оправе объектива.

    Что касается глубины бленды (разность между радиусами двух окружностей на рис. 1), то тут правило простое: чем бленда глубже, тем она эффективнее. Однако очень глубокие бленды громоздки и могут препятствовать использованию других фотопринадлежностей, например, вспышки. В качестве неплохого начального приближения можно выбрать глубину равную диаметру передней линзы объектива.
       

    [​IMG]

    На рис. 2 показано, как выглядит бленда, изготовленная в полном соответствии с рекомендациями этой статьи.

    В данном случае бленда установлена на объектив обскуры, детально описанной в публикации «Зеркальная обскура на основе камеры Pentax MZ»

    Рис. 2​


    А при чем здесь пирамиды?

    Та же самая развертка может быть использована для изготовления бумажной модели пирамиды (а = 0). Так, например, для изготовления уменьшенной копии Большой Пирамиды Хеопса надо принять угол альфа равным 63,4 градуса. Сравнив высоту вашей пирамидки с высотой истинной пирамиды Хеопса (146,5 м), вы легко можете оценить масштаб модели.

    * * *

    Как известно, пирамиды часто связывают со многими мистическими явлениями. Как внутри, так и снаружи пирамид образуются особые энергетические поля. Поэтому при использовании предлагаемой бленды следует обращать внимание на любые необычные события. Как знать? Может вам удастся внести свою лепту в разгадку тайн пирамид?

    * * *





    Приложение 1



    Типовые величины отношения a/r
    [​IMG]



    Приложение 2



    Пошаговая процедура изготовления развёртки бленды
    1. Если фокусное расстояние вашего объектива приведено в таблице из Приложения 1, то возьмите из неё нужное значение отношения a/r и переходите к пункту 5. Если нужное фокусное расстояние отсутствует в таблице, переходите к пункту 2.
    2. Вычислите тангенс угла бета по первой формуле (см. рис. 1 выше).
    3. Найдите угол бета (арктангенс найденной в п. 2 величины). 
    4. Определите величину отношения a/r по второй формуле (см. рис. 1 выше): это удвоенный косинус угла бета.
    5. Измерьте диаметр оправы, на которую будет надета бленда: это величина а. Зная a/r и а, вы можете без труда найти радиус r. Округлите найденную величину в меньшую сторону с небольшим запасом (1…2 миллиметра).
    6. Нарисуйте окружность радиуса r
    7. Отметьте на окружности пять точек, разнесённых друг от друга на линейное расстояние а.
    8. Начертите пять лучей из центра окружности через отмеченные точки.
    9. Радиусом r+a начертите вторую (большую) окружность. Пересечение лучей (п. 8) с этой окружностью дадут последние пять точек, необходимых для построения развертки.
    10. С одной из боковых сторон дорисуйте произвольный лепесток для нанесения клея.
     
    12 пользователям это понравилось.
  3. #3 8 окт 2015 в 22:06 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 8 ноя 2015
    http://www.sonynex.ru/index.php?showtopic=5107&p=364147

    "Раз пошла тема бленд и бликов. Вот:

    [​IMG]

    (сразу предупрежу, пока не начались разговоры о резкости и камерном джейпеге - тут галимая обработка, HDR из 3 кадров с рук (иначе такой дикий контраст не вытянуть), шарп и ресайз и прочие вмешательства)

    В общем, кадр оказался основательно подпорчен бликами. Радужные полосы бросающиеся в глаза по углам справа - не артефакты обработки, а следствие съемки в контровом свете. Как можно было этого избежать? Просто убрав солнце за кадр? Или убрать солнце + бленда (какая именно?). Был бы хоть малейшей толк от бленды при таком кадрировании?  Как то раньше не возникало такой проблемы на сабже. Вообще, стоило бы хотя бы попробовать рукой прикрыть, но при съемке не заметил этого косяка."
     
  4. #4 8 окт 2015 в 22:10 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 8 окт 2015
    Еще один вариант (чаще встречается на объективах-"блинчиках"):

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    4 пользователям это понравилось.
  5. У меня есть несколько реальных "роялей в кустах"  я выкачу на просмотр .

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    2 пользователям это понравилось.
  6. #6 8 окт 2015 в 22:27 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 8 окт 2015
    [​IMG]

    Бленда ставшая для меня культурным шоком. Предельно простая и эффективная. Рекомендую для широкоугольных объективов. Легко самоделается.
     
    7 пользователям это понравилось.
  7. Тыц. Тыц. В сообщении 145, даны рекомендации по проверке бленд на виньетирование.
     
  8. #8 23 окт 2015 в 17:53 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 23 окт 2015
    2 пользователям это понравилось.
  9. #9 13 ноя 2015 в 18:50 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2015
    Теоретически, для фр 60мм такая бленда подойдет? С sigma 60 она идёт в комплекте. 

    [​IMG]
     
  10. #10 13 ноя 2015 в 19:22 | Бленда. Зачем и какая?
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2015
    Для теории фоточки маловато будет. Нужен угол обзора, диаметр передней линзы, диаметры и глубина бленды. Непонятно, о чём речь, если эта бленда штатная с завода. Выше приведены все необходимые для расчётов формулы. Осталось только подставить измеренные (прочитанные в паспорте объектива) размеры и прикинуть на калькуляторе.
     
  11. Бленда LH520-03 (в комплекте) это бленда от 19mm F2,8 DN | Art

    А размеры и форму просто взяли с прежней версии Sigma 19mm F2.8 EX DN ( LH520-02)

    [​IMG]

    Ни о какой теории тут речи вести нет смысла.

    Можно там уже цилиндр поставить в резьбу под фильтры 46 мм высотой 18-20 мм с внутренним диаметром под диаметр объектива.

    Толку будет не больше чем от заводской, будет выглядеть примерно как на снимке четыре в пятом сообщении.

    Sigma 30mm F2.8 EX DN не чувствительна к боковой засветке на море брал без бленды.

    Думаю и ваш объектив не особо нуждается в бленде, но раз есть заводская  будет предохранять от случайных касаний пальцами стекла..  
     
  12. При хорошем просветлении и объективе,особенно широкоугольном она практически ничего не дает.Я снимаю восновном без бленды.Иногда,прикрываю рукой падающий свет.
     
  13. Товарищи фотографы, подскажите если кто знает..

    Бленды от каких аппаратов совместимы с этим? Sony DSC-R1. Внешний посадочный диаметр (без "ушей") 70.2 мм, два "уха" по окружности напротив друг-друга с фиксирующим пазом за "ушами".
    Внутр. диаметр с резьбой, если это важно 67 мм.

    Ищу взамен утерянной.


    [​IMG]

    [​IMG]
     
  14. Romulus.U, т.к. объектив - зум, возьмите складную резиновую бленду с резьбой 67 мм, она будет работать и на широком и в теле положении объектива. Была у меня R1, пробовал, подходит.
     
    Romulus.U нравится это.

Поделиться этой страницей