Уважаемые форумчане, предлагаю вашему вниманию серию небольших рассказов о моих поездках на Чукотку в 2015-2016 годах. Прошу строго не судить описательную часть повествования, мастером эпистолярного жанра я не являюсь. Поэтому слог местами может быть корявым. Ну а по фото-части буду рад конструктивной критике. Стоит сказать, что данные поездки были служебными командировками и конечно поснимать все, что хотелось не получилось. В то время верной спутницей в фото-деле у меня была надежная Sony a900, купленная еще в конце 2008 года. А в качестве комплекта объективов для фото-прогулок уже устоялся набор фиксов: 35/2, 50/1.4 и 85/1.4. Но во все поездки на Чукотку необходимо было везти еще огромный объем оборудования и инструментов, поэтому я решил, по крайней мере в начале, брать в дорогу только легендарного “старикана" 28-135/4-4.5. Цейсса 24-70/2.8 у меня тогда не было. История первая. Эгвекинот. На самом что ни есть северо-востоке России есть поселок Эгвекинот. Находится он уже в западном полушарии и на берегу бухты с говорящим названием Залив Креста. Именно туда мне и предстояло добраться в мае 2015 года из славного города Хабаровска. С помощью регулярных рейсов добраться туда можно только с пересадкой в столице Чукотского автономного округа г. Анадырь. От Хабаровска до Анадыря в плане перелета особых проблем нет, тут все стандартно. А вот для местных авиалиний на Чукотке на замену испытанных советских АН-28 закупили канадские самолетики DHC-6. Вместимость как у автобуса – 13 человек. До сих не понимаю, как нас с моим с коллегой пустили на рейс с большим количеством груза, самолет явно не рассчитан на такой вес багажа. Видимо, просто повезло. Увлекательности перелету также добавляли всякие рассказы, что в первом же рейсе на территории Чукотки у подобного самолета при посадке сломалась стойка шасси. Но, все обошлось, долетели без приключений. Первое же, что прилетающие в Эгвекинот могут увидеть – это горы и… сотрудники пограничной службы. Поселок входит в приграничную зону и всем приезжающим необходимо иметь стойкие основания для посещения данных мест. Тем более, что и Штаты тут не далеко, через пролив. А еще сразу заметно и изменение климатической зоны – в Хабаровске в это время уже цветут сады и сажают картошку, а здесь – зима. Не плохо для крайнего севера. Стоит сказать, что Эгвекинот - один из самых благоустроенных населенных пунктов Чукотки. Хотя, на самом деле, вся Чукотка в период правления Абрамовича была приведена в порядок. Все национальные села застроены модульными цветастыми домиками, грунтовые дороги в населенных пунктах заменены на заливные бетонные, которым не страшны перепады температур. Как я потом узнал из последующих поездок, береговая и континентальная Чукотки - очень разные. Для побережья характерны сильные ветра, холодное лето, относительно теплая (для севера) зима (обычно не ниже -30) и постоянная облачность. Поэтому в приморской зоне растительность скудная (не успевает вырасти за короткое и холодное лето, да еще и ветра прибивают). Но дольше длится осень, за счет того, что океаны отдают тепло. Эгвекинот - типичный представитель прибрежной Чукотки. Первые дни постоянно висела низкая облачность и периодически шел снег. Еще отличительной чертой всего крайнего севера являются контейнеры. Их тут море. Обнаружилась даже вполне официальная автозаправка На фото не видно, но щит с ценами притянут к земле четырьмя оттяжками - чтобы не сдуло ветром. Местные рассказывали историю как в один из ураганов вывернуло наизнанку спутниковую параболическую антенну. 7-й (максимальный) ветровой район как никак. Местная забава - расписывать на выпуск одну из прилегающих к поселку гор. Но ведь все-таки май месяц на дворе! Наконец и солнышко появилось. Что?! В Эгвекиноте есть автошкола! А у нее есть даже небольшой автодром. А еще там даже на роликах катаются. Температура на улице - 6 градусов тепла. Больше нигде как на Чукотке не видел такого обильного размещения на стенах домов различных национальных мотивов и изображений. И еще в Эгвекиноте есть горнолыжная база! На фото ниже по центру как раз видно спуск для горных лыж.
Залив Креста Набережная в Эгвекиноте. На фото виден памятник строителям дороги Эгвекинот-Иультин. О ней - рассказ далее.
История вторая. Дорога Эгвекинот - Иультин и Полярный круг. Когда основная часть работ была выполнена, принимающая сторона нашла время свозить нас с коллегой на линию Полярного круга. В районе Эгвекинота точка пересечения Полярного круга и дороги украшена соответствующей аркой. Дорога эта имеет свою отдельную запоминающуюся историю. Чуть севернее Эгвекинота существовал какое-то время поселок Иультин, построенный для разработки одного из крупнейших в мире месторождения олова и других металлов, найденного там в 30-х годах героического XX века. Для того, чтобы добытое олово можно было как-то доставлять на большую землю его надо довезти до морского порта. Ближайшим оказался Эгвекинот. Соответственно, было принято решение построить автомобильную дорогу Эгвекинот-Иультин. В силу специфики климата на Чукотке, да и просто исходя из здравого смысла, чтобы заключенные работали также как все остальные в стране, а не проедали налоги, трассу эту строили зеки. Вахтовка, на которой довезли нас до Полярного круга. Говорят, что заключенных никто специально не огораживал, бараки для жилья они строили себе сами в чистом поле. Действительно, куда сбежишь посреди тундры. Охрана все-таки конечно же была и жила неподалеку в более-менее капитальных строениях. Как только очередной участок трассы был построен вся эта процессия передвигалась далее по намеченному пути. На фото как раз видна одна из таких площадок. Находилась она аккурат на полярном круге. Справа от дороги - домики, в которых жила охрана. А слева - жили "строители". Опять-таки "говорят", что там до сих пор все усеяно костями. И действительно, куда они (кости) денутся. Сейчас трасса практически не используется, так как поселок Иультин, как водилось в 90-х, закрыли, а кроме него ездить по трассе особо некуда. Есть только еще село Амгуэма не доезжая его. Как видно, зимой дорога чистится только до полярного круга. Дальше - на вездеходах. Карточка на память - я на Полярном круге. Памятник строителям дороги в Эгвекиноте:
Продолжение истории первой про Эгвекинот. Периодически на Эгвекинот опускались настолько низкие облака, что казалось их можно потрогать рукой. А так как поселок находится в ложбине между горами - эти облака долго держались и не уходили. К концу командировки потеплело настолько, что лед в заливе начал подтаивать. Распогодилось и удалось пару раз снять закат: Но пришло время улетать. Узел радиосвязи для посадки самолетов Особенность расположения поселка такова, что посадка самолетов на аэродром производится с моря, а вот вылет в направлении моря не возможен, так как из него (моря) идут нисходящие ветровые потоки, которые не дают набрать скорость и высоту самолетам. Взлетали мы на грузовом большом самолете в направлении гор. Ради интереса я записал GPS-трек взлета. На визуализации трека можно видеть как самолет, набирая высоту, разворачивается на курс совсем рядом с горным массивом. От страха даже телефон на некоторое время сигнал со спутников потерял. В живую это выглядело еще впечатляющей. Продолжение следует.
История третья. Билибино. Не смотря на то, что значительная часть моей трудовой деятельности в 2015-2016 годах была связана с проектами на Чукотке, снова выбраться туда мне удалось только спустя год - в конце марта 2016 года. На этот раз мой путь лежал в город с красивым названием Билибино. В Билибино, как многим известно, находится самая северная и единственная в мире атомная электростанция в районе вечной мерзлоты. В течение ближайших 15-20 лет АЭС собираются постепенно вывести из эксплуатации. На замену ей придет плавучая АЭС в районе Певека - морского порта чуть севернее Билибино. Но АЭС - это не чайник, который можно выключить кнопкой, даже без выдачи электроэнергии, обслуживание реакторов будет продолжаться еще долгие годы. Город находится внутри континентальной Чукотки и климат здесь совершенно иной, чем на побережье. Зимой температура опускается до -50 и ниже. Зато лето довольно жаркое (до 30 градусов) и растительность здесь уже посимпатичней. Лесной фонд в основном представлен лиственницей. А еще, как оказалось, в западной части Чукотки живут совсем не чукчи, а другой народ - эвены. И русских здесь гораздо больше, чем коренного населения. Из Хабаровска добраться до Билибино удобнее всего через Магадан. Однако в самом городе аэропорта нет, видимо из соображений безопасности АЭС, он был вынесен в близлежащий поселок - Кепервеем (в переводе с местных наречий - росомашья река). Аэропорт Кепервеем. Фото с телефона. В начале марта здесь еще полноценная зима. Временами морозы были до -30 и с ветерком. А вот и сам Билибино. Церковь, отделанная сайдингом - это сильно, конечно. Погода здесь в основном ясная, с закатами получше, чем в Эгвекиноте. А вообще город такой же цветастый, как и другие на Чукотке (фото с телефона): Вид на город с сопок, рядом с ним: Собственно, вот он весь Билибино: Есть в городе даже полноценный бассейн А еще в Билибино замечательный краеведческий музей, с очень деятельным и понимающим директором Вообще, я не ожидал от музея чего-то этакого. Я бывал в краеведческих музеях во многих местах, с античными экспонатами и с экспозициями ГУЛАГа, в грандиозных всеохватывающих и маленьких, почти камерных. Но здесь я наткнулся на совершенно уникальный экспонат, который безусловно был бы интересен всем увлекающимся фотографией. Это вот я рядом для понимания размеров аппарата. Ошибочка у них тут в названии, по идее - не Jera, а Jena Это какой формат? Вот вроде по Билибино и все. По итогам командировки еще сделал для себя вывод, что заметной ошибкой было не взять в поездку солнцезащитные очки. На крайнем севере озоновый слой значительно тоньше, чем на южных широтах, а солнце бьет отвесно на вертикальные поверхности. Мы-то привыкли, что солнце светит сверху вниз, но тут все наоборот - свет направлен горизонтально! Через пару дней у меня начали сильно болеть глаза от ультрафиолета, который без стеснений летел в них со всех сторон - от солнца, отраженный от снега. Поездка в Билибино получилась не такой насыщенной, как в Эгвекинот, но все равно очень познавательной. Жизнь на северах конечно кардинально отличается от привычной для жителей остальной России. Продолжение следует.
История четвертая. Анадырь. В столицу Чукотской земли, город Анадырь, мне довелось выбраться осенью. Ночами уже подбивали заморозки, но днем пока еще комфортно было, можно гулять. К тому же в это время года здесь достаточно солнечно, а значит можно найти сюжеты для фото-этюдов. С перелетом в Анадырь кроется одна существенная засада. Прилетая туда ты оказываешься на самом деле не в самом городе, а на другой стороне залива - в поселке Угольные Копи. Все из-за того, что сам Анадырь стоит на чрезвычайно твердом скальном грунте, фактически на скале. Любая масштабная стройка там затруднена. А чуть дальше за городом начинаются тундра и болота. В общем строительство полноценного аэропорта очень затратное дело, поэтому вертолетная площадка есть, а воздушной гавани - нет. До нее надо добираться через лиман. Аэропорт Анадырь (с телефона) Способов добраться от аэропорта до города несколько - все так хороши, что аж прям не знаешь какой выбрать. Можно на небольшом судне, но говорят могут внезапно волны подняться большие. Были случаи когда переворачивались. Можно вертолетом - но это дорого весьма и расписание прямо скажем не удобное. А можно на трэколе - автомобиле, специально созданном для севера. Машина конечно уникальная, но ехать в ней то еще удовольствие. При долгой поездке по снежным ухабам отбивается спина. А зимой еще бывает как сильным течением размывает лед и многие уходили под воду на переправе. А вот и заждавшиеся морские волки - ждут отчаянных для переправки на тот берег, в цивилизацию. А это - очередь из желающих добраться до Анадыря. На маленький баркас, на котором мы переправлялись влезли две машины впритык. Судно настолько узкое, что даже двери открыть и выйти из автомобиля невозможно практически. Если что случись - даже выпрыгнуть не успеешь. А там за бортом уже касатки ждут твое бренное тело... Ну да ладно, добрались - и хорошо. А тут действительно неплохо Есть, что поснимать
Прогулка по городу Музейный центр "Наследие Чукотки". Внутри не снимал, но там все круто. Хороший музей. Памятник самому известному чукотскому писателю Ю.С. Рытхэу. Собственно он создал всю известную современному человеку чукотскую литературу.
Снимки с телефона Ничего необычного, просто человек загорает в Анадыре. На улице - 10 градусов тепла. Всем известна особенность севера - то, что сюда попадает, уже никогда не будет вывезено. Просто невыгодно. Все остается гнить здесь же. Но зато все чистенько и аккуратно. Идеальный порядок. Внезапно - космический пейзаж. Ах, как я жалел, что не взял в тот вечер с собой камеру Местное народное творчество А еще я попробовал сало кита! На самом деле, лакомство на любителя. Примерно как резину жуешь.
Пейзажи на полтинник напоследок Ну вот и все. До свидания, Анадырь На этом мое повествование о Чукотке закончено. Это были запоминающиеся поездки, полезный опыт, встречи с интересными людьми. Крайний север пленяет своей суровой и лаконичной красотой. Люди, живущие там поражают тем, что понимаешь насколько безграничны возможности человека. Но все-таки для жизни место тяжелое. Спасибо всем прочитавшим этот скромный опус до конца.
Alan, спасибо! Познавательно и... жутко. И очень красиво. На севере своя, особенная красота, особенно осенью. Но - как там люди живут? Особенно зимой, в жуткие морозы и с ветром? При отсутствии лета и за 10 000 км от тепла... Я всегда считал, что у нас на севере, в Мурманске, люди не должны жить, так нет, они и в аду, на Чукотке как-то живут...
nauticus, да, специфика там конечно не всегда приятная. Например, цены на продукты там заоблачные. К тому же жизнь подчинена северному завозу. Основная часть продуктов завозится в летний период кораблями. В Эгвекиноте я был в мае - из овощей уже почти ничего не было, только всякие крупы да консервы. Молочка, которая возится самолетом - безумно дорогая. Зато есть оленина - недалеко, в Амгуэме, содержат оленей. Мясо вкусное очень. К тому же от природы олени не подвержены паразитам, теоретически его можно есть даже сырым. но я не рискнул ) В Анадыре со снабжением получше, есть даже местное молочное производство (из сухого молока). Иногда возникает общее ощущение какой-то безнадеги. Но на самом деле, в плане оптимизма и готовности работать, Чукотка еще не самое худшее место, что я видел. Есть в России гораздо более депрессивные районы и города. Некоторые туда едут специально за длинным рублем. В Эгвекиноте в местной горнодобывающей компании вахтовиками трудится очень много западно-украинцев и молдован. Разговаривал с ними, многие в то время как раз бежали от мобилизации (шла активная фаза АТО на Украине). Для многих же те деньги, что они могли получить за вахту, в любом случае больше того, что они смогли бы заработать на Родине.
Жутко плюсую. Отличные карточки передающие атмосферу малой родины. В какой то момент даже показалось, что чувствую тот особый аромат Заполярья. Спасибо.
Alan, Здорово, в смысле немного щемит сердце. Да простит меня автор, как мне кажется, несколько "пестровато" здорово цвет зареверсирован , нет?
Борис Петрович, да, краски намеренно немного добавлено... При обработке хотелось передать те ощущения, которые чувствовал, когда в живую все это видел.
Терпеть не могу холод, но почему-то всегда нравились и тянет в места, где холодно. Вот и мерзну периодически... Alan, большое спасибо за рассказ и фото места, которое мне как раз по душе!