Многие прощают "Гелиосам" "44" и "40" плохой контраст, неустойчивость к контровому свету и унылые цвета за "прикольненькую такую кручёную бокешечку с лимончиками". Мол, это "уникальное художественное свойство объектива". Хотя при разработке "биотаров", с которых "Гелиосы" "творчески скопипиздили", "художественность" была на последнем месте: геометрическое виньетирование(грубо говоря, переднюю линзу меньше, чем нужно) ввели для уменьшения сферической аберрации("софта"), иначе не получалось - имеющиеся стекло и методы расчёта не позволяли. Ровно то же самое виньетирование с сопутствующими кручением и лимончиками в боке можно получить практически на любом нормальном(т.е. по оптической схеме схеме не теле и не широкоугольном) объективе в домашних условиях. Для этого достаточно сделать диафрагму с диаметром отверстия меньше входного зрачка(например, для объектива 50/1.8 - 20-25мм) и закрепить перед передней линзой, например, в оправе от светофильтра. Вариант для совсем ленивых: сделать чёрным спиртовым маркером ободок по краю линзы. И вот вам, пожалуйста, "уникальный художественный инструмент с неповторимым цейсовским боке".
Хыыыы вмимориз адназначна! ;o)) Примеры самому наделать можно. ;o) haramu, можно взять рублёвый(дешевый) УФ кенко фильтр и с помощью циркуля вырезать колечки из картонки, экспериментируя c диаметрами... ;o) ЗЫ Внутреннюю дырку(охх, убьёт меня когда нибудь мастер) отверстие можно и не круглым делать. ;o)
ZillahGiovanni, Можно ещё на фильтре маркером всякой хрени нарисовать и посмотреть, как она в боке отразится. Если поставить точку по центру - будет софт-эффект, чем больше, тем свирепее(в объектив попадут какие угодно лучи, кроме как от того, на чём он сфокусирован).
Напишите инструкцию, как сделать из темной линзы - СВЕТЛУЮ! И еще как сделать резкую, про мягкую мы уже знаем
Nukemall, можно вопрос не совсем по теме?) Навеяло размышление о намордной диафрагме и маркере.. Имеется бездиафрагменная сотка с 1.6. Резкость впечатляет даже на открытой, ха минимальны, боке обалденное, но избыточное, контраст на открытой маловат, но достаточен кроме контры.. все бы ничего, но главная (и для меня единственная) проблема открытой - purple fringing. Надеваю намордную диафрагму ~f/2 и все пакости пропадают, контраст и резкость дикие (избыточные), purple fringing пропадает.. Вопрос.. как действует (насколько) чернение кромок (т.е диаметров или как многие неправильно выражаются "торцев") линз на эту пакость, которая меня беспокоит? Ну и еще задумываюсь о вмонтировании фисированной диафрагмы внутрь ~1.8
Оптика... чудная наука, еще более чудная практика... достал из одной японской 200-ки один из линзеблоков, их там 2, этот был неподвижный, плюс входная линза... по сути этот линзеблок работает как 100мм, но что удивительно в схеме не стало еще одного линзеблока и линзы, а он остался темноватым где то как и оригинал на 4-ку
Если именно торцов - то никак. Данное мероприятие способствует повышению контраста и устойчивости к контровому свету и то не всегда: видел я объективы без чернения, которым, тем не менее, всякие засветки были глубоко безразличны, случается и обратное - как ни черни, толку нуль. Если зачернить переднюю линзу ободком по кромке(уменьшить световой диаметр) - сработает как диафрагма + "лимончики" и кручение боке. Зум был? Они часто(особенно те, что с постоянной светосилой) делались по схеме "сфокусированный на бесконечности объектив + афокальная насадка переменной кратности". Насадка на светосилу не влияет - просто выдаёт параллельный("из бесконечности") пучок лучей нужного диаметра.
Так какой же он компактненький... все равно что сыча какого в ругу взял, с виду большой, а внутри воробей
Кстати, насколько я помню из курса фурье-оптики, фильтр - это в прямом смысле фильтр, пространственный фильтр. Т.е. если нарисовать окружность/окружности, то будет режекторный фильтр. Если закрасить все, и оставить прозрачное кольцо, то будет полосовой фильтр. Кольцо по краю - НЧ фильтр, т.е. как раз софтить должен. Непрозрачный круг по центру - ВЧ фильтр, должен повлиять на ровные заливки, а именно пригасить их. Пространственные частоты возрастают от оптической оси объектива к краям. Но не факт. По-моему пространственная фильтрация должна делаться между линзами. Должна быть линза, которая сделает преобразование Фурье в пространственные частоты, и их можно отфильтровать таким фильтром как я написал. А потом сделать обратное преобразование Фурье второй линзой. Надо будет поэксперементировать
brainless, Помните правильно, понимаете неправильно. Уменьшение светового диаметра передней линзы снижает общий контраст(потому "Гелиос-44" на открытой уныл), точка посередине снижает микроконтраст(детализацию).
Вот тут я с автором не согласен, можете вырезать и ставить любые диафрагмы, но ни когда вы не получите того боке, рисунка и цветопередачи, как на добрых стариканах, их зря со счетов многие списывают, они еще послужат! Конечно хорошие старые портретники не годятся для скоростной съемки, но этого по большому счету и не надо, они от рождения созданы для творческой, неспешной съемки, вот там их и используйте и замену им искать без полезно!!!!
orphan, Чаго? "Гелиос-44" - штатный "полтиник", созданный для того, чтобы фотографировать что придётся, по возможности в любых условиях и при этом недорогой. При его разработке цветопередача никого не интересовала(цветной плёнки считай что и не было), а слово "боке" ещё не придумали, кружок рассеяния интересовал только как показатель совершенства оптической системы. "Гелиос-40" "от рождения" был "блином комом", сверхсветосильный недотелевик с очень хреновой MTF, как портретник он совершенно никому не был интересен. И вообще, бокедрочерство от творчества гораздо дальше, чем футбольные фанаты от футбола.
Кстати... попробовал я такое копчение на Ханимаре, собственно только на одной линзе, на второй, у первой и остальных только торцы затемнил, ну собственно линза стала интереснее для меня, резче на открытой, ну и бокеха изменилась...