Про ГРИП, древних ювелиров и методы мышления

Тема в разделе "Флейм", создана пользователем kMART, 30 июл 2008.

  1. Несколько лет назад побывал в "Золотой комнате" в Эрмитаже и рассматривал великолепные примеры ювелирного мастерства древних ювелиров. Надо сказать что есть там изделия с невероятно мелкой работой, которую невооруженным глазом выполнить невозможно. Предполагается, что в то время оптических систем не существовало. Экскурсовод, женщина довольно самодовольная, гордая и склонная к мистификации, заявила что НАУКЕ НЕИЗВЕСТНО КАК ВСЕ ЭТО СДЕЛАНО - МИСТИКА.

    Естественно я не берусь утверждать, что я первый кто подумал над этим и нашел решение, возможно современным ювелирам и известен этод метод, но учитывая как все было представленно на экскурсии хочу высказать свои умозаключения.

    Ход мыслей был следующий, для того чтобы разглядеть такие мелкие детали, необходимо "изображение" увеличить. Поскольку оптических систем нет, то необходимо рассматривать предмет обработки с максимально близкого расстояния. Но если поднести предмет очень близко, на нем нельзя сфокусироваться. Возможно древние ювелиры были люди с близоруким зрением? Но есть определенные пределы.

    В тот же вечер, как человек знающий азы фотографии, я подумал, что если бы увеличить ГРИП глаза, то даже человек с нормальным зрением, смог бы поднести изделие ближе минимальной дистанции фокусировки и при этом изображение было бы четким. Быстренько сделав при помощи иглы в кусочке фольги маленькое отверстие, я прикрыл глаз фольгой и под ярким освещением стал УСПЕШНО рассматривать белый фон монитора с расстояния в несколько сантиметров - четкость была великолепной, все насечки были видны великолепно. Но я тогда подумал, что если они не знали оптических систем, то о камере-обскуре они не ведали тем более. И забыл эту затею. И стереотипность мышления не позволила предположить, что к подобному решению можно прийдти не только теоретически, но и эмпирически.

    Сегодня наблюдал за племянником - ходит с кусочком фольги, прикладывает к глазу и приближается лицом к различной мелочевке. Понимая, что он делает, спрашиваю "Как догадался?". Говорит, что как-то лежал днем на травке, смотрел на небо, захотелось посмотреть на солнце, стал прикрывать глаза пальцами, делать щелочки. Солнце не рассмотрел, но в итоге пришел к комбинации из двух пальцев. Указательный палец максимально сложен, большой палец помогает придавить его в калачик и при этом если чуть-чуть расслабить давление, то можно добиться чтобы в складках указательного пальца появилось очень маленькое отверстие. Вот мальчишка случайно и заметил, что через это отверстие можно разглядывать травинки и букашек с очень близкого расстояния. После чего и смастерил кружок фольги с маленьким отверстием.

    Ваше мнение? Может кто-то что-то знает о ювелирном дел?
     
  2. Я в детстве тоже пользовал такой способ. Не помню уже, как его нашел.
    Позже, когда мы сами делали фотоаппараты-обскуры из двух спичечных коробков и металлических кассет 35 мм пленки (почти 50 лет назад), это уже было известно и понятно.
    Всегда нравилось, как солнце, пробиваясь сквозь листву, рисует на полу "себя" - кружочки. Та же обскура.
     
  3. Вообще то я считал, что это известно из школьной программы - пока не были изобретены линзы, ювелиры пользовались дощечками с отверстием. :)
     
  4. У меня в школе на уроках труда, ювелирное дело не преподавали :'(

    А если серьезно - то я не помню чтобы в школьном курсе физики упоминалось это. Может просто учился позже, как известно программы по физике сильно менялись. Но я уже писал, что совсем не претендую на открытие Америки. Просто всех этих МИСТИФИКАТОРОВ доморощенных не люблю.
     
  5. Я в детстве долго ходил без очков, хотя зрение было весьма фиговое. Когда хотел что-то рассмотреть, то складывал четыре пальца (большие и указательные) так, чтобы меж ними оставался минимальных зазор. И в эту щелку рассматривал окружающее пространство.

    Размер щели варьировал, таскать, зажимал диафрагму. Выходило вполне резко, удавалось рассмотреть то, что просто так увидеть не мог.

    Вот с тех пор у меня любовь к фотографии и всяким там диафрагмам. :)
     

Поделиться этой страницей