Я не понимаю, зачем в некоторых камерах ставят много датчиков автофокуса. Например, Nikon D300 - 51 точка. Зачем!? На А700 по центру стоит чувствительный датчик, я только им и пользуюсь. Уберите остальные десять - не замечу. А тут 51, причем это как достоинство выставляется. А в чем оно? Все равно ведь удобнее по центральному датчику форкусироваться, а потом компоповать кадр. В ином случае фокус зацепиться за любой датчик может и промазать. А указывать его дополнительно джойстиком - морока еще та, проще чуть наклонить камеру в руках в "центральном" случае. Наверное, я где-то не прав. Зачем делают много датчиков?
RED что бы не мучаться с компоновкой кадра, когда тебе надо что бы фокус был не в центре, классический пример на сайте Сони в фотошколе... при наличии только центральной надо было бы: 1. фокусироваться на объекте, 2. блокировать фокусировку 3. перекадрировать (на этом этапе на светлой линзе моожем легко вылететь из ГРИП) 4. сделать кадр. в случае если есть нужная точка фокусировки просто выбрать её и сделать кадр, положившись на автоматику. кроме того куча точек возможно помогает камере в авторежиме или в случее широкой оне фокусировки, в случае следящего фокуса, если там (у никона) есть такое конечно.
1. - ну это понятно - надо в любом случае 2. она сама заблокируется полунажатием спуска 3. - да может ГРИп вылететь, а при использовании боковых малочувствительных датчиков - в особенности со светлыми линзами - может фокус вообще не навеститсь или навестись но не туда... на счет следящего - не знаю как там на никоне д300, а на а100 - довольно лажево получается - и это при том что объект не выпускать из центрального датчика... когда снимал китом и 35-70/4 - часто пользовался боковыми датчиками. Как купил тамрон - ими пользоваться практически перестал. Уж лучше/проще - навестись центральным датчиком, а потом перекадрировать...
1. Камера может сама решать куда навестись (анализируя расстояния до предметов в зонах датчиков и соотношения яркостей от зон экспозамера) 2. Для слежения за объектом при следящем предиктивном автофокусе. 3. Для исключения необходимости перекадрирования и как следствие возможной потери фокуса.
получается, что удобней каждый раз выбирать точку фокусировки вручную. странно. статью прочитал - не убедило. все равно удобней компоновать кадр после фокусировки.
boot ну да, Вы правы. но промахов фокусировку из-за перекомпоновки я не вижу. все это теория какая-то
RED Ну не знаю. У мнея на лицевых портретах и более менее открытых диафрагмах, где ГРИП достаточно мала, это очень даже чувствуется. Иным словами просто не в фокусе выходит, если кадр перекомпоновывать.
Оу Вы пробовали относительно широкими светосильными фиксами снимать на диафрагмах, близких к открытой, с небольшого расстояния, когда сфокусироваться надо на один из углов? Там после перекомпоновки никакого фокуса не останется там, где он нужен. В принципе, даже на полтиннике на диафрагме 2 если снимать подобным образом (мне, например, нравятся крупные лицевые портреты, снятые полтинником), получается нерезко там, где резкость нужна как раз. Я если полагаюсь на автофокус, всегда выбираю точку фокусировки вручную. Ну какое-то время тратится, конечно, но на семёрке, например, это удобно реализовано. На А200-350 ещё удобнее в том плане, что кнопки получше сделаны, более чётко нажимаются. Пробовал на Canon 20D -- вот там жесть, нужно сначала нажать кнопку выбора зоны фокусировки, потом уже выбирать -- это действительно медленно, но в принципе, поработав так немножко, я и там привык, намана.
Хорошо, убедили - на открытых диафрагмах фиксов (50/1.4, 85/1.4) перекомпоновка приводит к сильному промаху фокусировки. согласен. но уже на 28-70 все равно проще камеру наклонить.
Ну это смотря, что у вас за сюжеты. При съемке концертов, например, если стоите близко к сцене, то удобнее переключить фокус в верхний сенсор, а при съемке из последних рядов - наоборот лучше переключиться на нижний сенсор, убрав тем самым из кадра зрительный зал. Да и при съемке на 70 мм и F 2,8 на свадьбе той же невесты, при наведении центральным датчиком на букет в руках, наверняка получите лицо вне фокуса. А при перекомпановке можно и вообще потерять фокусировку, так как та может вполне сместиться - особенно при позировании в движении. Кстати, никонисты единственным недостатком своих полнокадровых D3 и D 700 считают малый разнос переферийных датчиков, что серьездно осложняет съемку со светосильной оптикой. Даже где-то прочитал, что на этих камерах нельзя снять портрет на 200мм и F2,0.
Пробовал полтосом. Я не сказал бы, что после перекомпоновки не остается никакого фокуса. Скорее его очень трудно (но возможно) удержать там, где он должен быть. В общем, при использовании АФ, предпочтительнее использовать датчик ближайший к точке на кадре, в которой должен попасть фокус. Так при перекомпоновке меньше шансов на уход из фокуса.
Например при съемке тех же портретов на /2,8 (про перекомпановку уже написали), когда лицо располагается в верхней половине кадра, а "жертва" ведет себя довольно активно - вертит головой, меняет мимику и т.п. (получается своего рода репортажное портретирование) я элементарно не успевал перекомпоновать кадр, наводясь по центральной точке... Это стоило массы промахов и непойманных моментов (выражений лица)... А как выбирать датчик я никак не мог вспомнить в тот момент Было очень обломно. Вот тут и нужен был не центральный, а крайние угловые датчики...
Если говорить про конкретику - она сидела напротив за праздничным столом Естетсвенно не замерши, а следя за дискуссией вокруг. Датчик я должен был выбрать (если бы вспомнил как) один - который при вертикальном положении кадра был бы вверху справа (либо - при ее повороте в другую сторону - слева). Выбор можно было сделать единожды, а потом пользоваться выбранным до смены обстановки (сделав, возможно, десяток-полтора кадров). Хотя датчик выбирать совсем не долго, в некоторых случаях, конечно, модель может уйти не только из фокуса, а и вовсе Но в описываемом случае это мне не грозило. Ну и по формулировке вопроса: формально, если я еще не выбрал датчик, по которому хочу фокусироваться, то и АФу некуда уходить, поскольку он еще не наведен (или наведен на предыдущий объект). Так что как уйдет из фокуса, так и будет им настигнута при нажатии соответствующих кнопок Я соглашусь, во многих (если не в большинстве) случаев хватает центрального датчика (во всяком случае мне), особенно, когда наводишься на достаточно статичный объект (цветы, например) и еще думаешь - так скомпоновать или иначе... Но вот в такой (описанной выше) ситуации возможности выбрать другой датчик не хватало просто страшно (при этом вдвойне убивало, что я раньше пользовался именно выбором датчиков, но в тот момент просто НАПРОЧЬ забыл как это делать ).
Когда снимаешь людей в динамике (например, показы моды), то перекомпоновывать кадр нет времени - ведешь модель камерой с непрерывным автофокусом, еще и зум на ходу подкручиваешь, чтобы кадрирование было по возможности оптимальным. Я обычно переключаюсь в таких случаях на верхний датчик, чтобы резкость наводилась по голове или плечам, а не по области причинного места... При съемке светосильной оптикой, однако, на камерах типа семисотки и пленочной семерки центральный датчик по идее должен наводиться точнее.
Хм, а еще вы забыли про съемку со штатива. Там с перекомпоновкой вообще беда Плохо лишь то, что центральный датчик по качеству/точности на порядок превосходит боковые. Вот в Д300 - там из 51 датчика 15 крестовых. Помню, когда снимал на А1 там было 350 точек фокусировки - поставил на штатив, выбрал любое место - и наводись!
На А2/А200 вообще был крестовый курсор, двигая которым по кадру в режиме LiveView можно было выбрать ЛЮБУЮ точку фокусировки. Красота. Если бы еще А2/А200 умела быстро фокусироваться Когда снимал на 5D что-нить репортажное (свадьбу, например) там как-то само-собой получалось в движении камеры к лицу выбрать точку фокусировки (обычно центр или левый/правый верхний из диагональных для крупных портретов). А с джойстиком 700-ки как-то подтормаживаю, вроде и удобно все, но давить качающийся навипад 5-ки лично мне было удобнее.