С недавно вставленным в геликоид объективом от увеличителя, Schneider Componon 80 mm/5,6, на снимках в центре светлое пятно. На других увеличительных объективах, в том числе на Компононах, этого нет. Знаю, что такое случается, но не знаю причины и раньше с этим не сталкивался. Бывают виньеты, но тут довольно локализированное пятно, которое можно обработать фотошопом, но было бы лучше не тратить на возню время и иметь нормальные снимки. В чём причина и как с ней бороться?
как вариант - переотраженый свет с матрицы на сайте Пентакса: "Проявление центральной засветки при съемке цифровым зеркальным фотоаппаратом зависит от оптической схемы применяемого объектива. Данное явление будет происходить с теми объективами, у которых поверхность оптического элемента, находящегося перед диафрагмой имеет отрицательную кривизну (вогнутая). В этом случае свет, отраженный от полированной поверхности первичного фильтра матрицы, отбрасывается обратно в объектив и, отражаясь от внутренней поверхности оптического элемента, находящегося перед диафрагмой, в виде узкого пучка фокусируется на матрицу. Т.е. здесь происходит примерно то же самое, что в зеркально-линзовых системах с главным сферическим зеркалом (например, в телескопах с оптической системой Максутова). Очень явно это проявляется с 50/1.4. Радиус кривизны оптического элемента данного объектива, находящегося перед диафрагмой, таков, что отбрасываемый пучок лучей фокусируется прямо на плоскость матрицы точно в центр и проявляется на фотографиях в виде светлого пятна, интенсивность которого зависит от значения диафрагмы. Поэтому производители цифровых зеркальных фотоаппаратов, в том числе и PENTAX, разрабатывают специальные объективы серии DA, оптимизированные для работы с цифровыми фотоаппаратами. При расчете этих объективов учитываются не только размеры матрицы, но и все особенности, связанные с проекцией изображения на матрицу."
Спасибо, Вы очень ясно объяснили этот феномен. Надо посмотреть схему Компонона 80/5,6. Вопрос - если в Компононах одна схема, почему у других (105/5,6 - 150/5,6 -180/5,6) светлого пятна нет?
Разобрал объектив, вычистил стёкла, снова собрал. Заметил, что пятно появляется, когда уменьшается диафрагма. Пятно сжимается, когда она меньше, становясь интенсивней. Попробовал сделать глубокую бленду из чёрной бумаги, пятно заметно уменьшилось, можно сказать, исчезло.
Нечто подобное наблюдалось при использовании объектива Minolta 50/2.8 macro первых версий на цифровых тушках. И тоже с разной интерсивностью на разных диафрагмах. Причем интересно, что на более поздних версиях этот эффект уже был незаметен, хотя конструкция менялась незначительно. Возможно, тут еще и тип просветления играет важную роль.
Уменьшение светлого пятна в центре на примере китайского чуда: https://sony-club.ru/threads/noname-cl-mil5018n-c-50mm-f1-8-aps-c.71323/
Варианта два - переотражение, раз, и проблемы с диафрагмой, два (был как-то лет 15 назад у подруги такой вивитар 28 F1.9 древней - он не успевал прикрыть диафрагму до конца при съемке, оставалась дыра).