Ricoh 1,7/35 семи линзовый, четырёх компонентный объектив от полукадровой мыльницы типа RICOH AUTO HALF. Схема видимо типа Зоннар. Линзовые блоки вставил в корпус лизоблока И-26М, с 10-ти лепестками. Пока поставил в корпус И-61 ЛЗ. Первая проба на 1,8-1,9. Резкость (надо смотреть на яндексфотках, здесь резкости нет) только в центре. Края сильно мылит. Цвета яркие.
KNA, у объектива передний блок ( как половинка планара 3 линзы, 2 компонента) подвижный, им штатно осуществлялась фокусировка. В положении бесконечность с резкостью нормально, для близких расстояний резкость заметно ухудшается, решил не пользоваться штатной наводкой на резкость. Последний воздушный промежуток я пока выставил на 0,15 мм меньше. Для штатного размера нужно выточить прокладку 0.5мм. Подобрал пластинки 0.11, 0.42, 0,56 мм, сделаю из них прокладки, буду экспериментировать, может удастся уменьшить кому.
nitar1, ох, не люблю я объективы с такой фокусировкой. По хорошему, нужно использовать штатную фокусировку, но при этом очень-очень точно выставить задний фокальный отрезок. Для таких систем это важно. У Рико были хорошие оптики. Не думаю, что они настолько накосячили. А где там кома? Там, скорее, кривизна поля должна вылезать.
KNA, попробую выставить точно последний воздушный, межлинзовый промежуток, посмотрю, что получится. KNA, посмотрите полноразмер на яндексфотках, в бликах явная кома, может ещё и кривизна есть, пока не определял.
nitar1, а, понятно, о чём Вы. Там, скорее, целый букет аберраций так проявился. И кривизна поля, думаю, там тоже отметилась. А есть ли какой-нибудь симметричный кадр, чтобы можно было сравнить, одинаковым ли образом переколбашивает блики справа и слева? Но межлинзовое расстояние и ЗФО выставлять надо точно. Однако, мне пока не попадались столь светосильные объективы с подобной фокусировкой. Только всякие Тессары и Триплеты, а они светлее 2.8 не бывают.
Когда делал корпус линзоблока, предусмотрел регулировку последнего компонента поперёк оси и его вращение. Когда собирал, выставлял по дифракционной картине, так, что симметрия этой волосатости полная. Выставил все заводские промежутки и зазоры, вот, что получилось. После выставления зазоров, центр стал хуже, но появились края кадра, правда не очень резкие. Волосатость в зоне нерезкости осталась на 1,7 и до 4. Вот два примера на 1,7 (против света) и 5,6 (солнце сбоку). NEX-5N, автоуровни.
Для портрета он подойдет начиная с открытой, если глаза в центре, если прикрыть до 4 и дальше, весьма резкий кроме самых краёв, но кривизна поля заметная, для пейзажа не лучший вариант. На кадре с ёлками видно, что центр резкий, а дальше резкость из-за кривизны появляется гораздо ближе, на снегу. По цвету и общему контрасту очень не плохо.
Схема Rikinon 1,7/35 Что-то похожее нашел в интернете. Первые три линзы перемещаются при фокусировке.
nitar1, похоже на вариации на тему Зонара. Собственно, на конечный результат влияет не сколько тип схемы, сколько конкретная реализация. Кстати, если фокусировка передним блоком линз, то такой объектив будет весьма чувствителен к тому, насколько точно соблюли все расстояния, в том числе и задний фокальный отрезок.
KNA, Я старался его выставить точно, но при разнице в 0,2 мм никакого влияния на конечный результат не заметил, а вот от положение фокусирующего элемента влияние заметнее (он перемещается на 0,8 мм при перефокусировке от бесконечности до 0,8 метра).
nitar1, 0.2 мм... Ого! Там, боюсь, чуть ли не микроны ловить надо. Впрочем, не исключено, что объектив сам по себе не очень.
nitar1, так оптика - наука точная. Во всяком случае, перекос на 0.1 мм вылезает очень даже. И по симптомам похоже на несоблюдение межлинзовых расстояний. Другое дело, что я, например, не имею ни малейшего понятия, как этот объектив должен снимать на самом деле. А для этого его надо в родной оправе прикручивать к камере, точно отлавливая бесконечность.
KNA, перекос заднего фокального отрезка, это перекос всего объектива в целом, это можно увидеть по картинке. Параллельное изменение заднего фокального отрезка в этом объективе приведёт к перемещению фокусирующего компонента с коэффициентом приблизительно 0,5. Штатное перемещение фокусирующего компонента 0,8 мм, если допустить, что изменение этого диапазона на 10% не будет существенно сказываться на качестве, то допуск на задний фокальный отрезок получается 0,16 мм. Я старался выставить 0,05 мм, но с учетом ошибок измерений, думаю реальная точность 0,1 мм. Сам объектив был смонтирован на этажерке с четырьмя ножками. Линзоблоки крепились винтами к штампованным пластинам, не о каких единицах микрометров, при такой конструкции речи быть не может. Подобная волосатость на открытой в зоне нерезкости и кривизна поля такого уровня часто встречается у старых планаров. Мне этот Ricoh из 60-х напомнил картинку от кгбэшного А4, а кривизна поля у РО4-1 или РО4-1м не меньше.
Тест на волосатость (здесь видно плохо, поэтому ссылка на альбом в Яндксфотках). https://fotki.yandex.ru/users/nik31058/album/596176/ В тесте принимали участие: Rikenon 1,7/35, Гелиос-33, Sony 1,8/35 OSS, Biotar 2/35 (41 год)