Давайте попробуем для себя выяснить, как должна вести себя идеально стабилизированная платформа с матрицей, при условии, что ее перемещение возможно только в фокальной плоскости. Мой вариант ответа: она должна, во-первых, сохранять свою среднюю линейную скорость в фокальной плоскости такой, какой она была (именно в среднем!) в течение некоторого времени до начала экспонирования. Это нужно для обеспечения возможности съемки с проводкой. Пока оставим в стороне вопрос о том, как ей вначале сообщить именно эту СРЕДНЮЮ скорость (поскольку мгновенное значение скорости может заметно колебаться). А вот неизменности скорости можно добиться, сведя к нулю линейное ускорение платформы. Но этого мало. Камера испытывает также вращательные движения по трем осям. Вращение вокруг оптической оси объектива компенсировать невозможно. Вращение же вокруг осей, параллельных сторонам кадра, должны компенсироваться поступательным движением матрицы в противоположном направлении с определенным коэффициентом, зависящим от фокусного расстояния объектива. Опять же, постоянную составляющую угловой скорости компенсировать не нужно, так как она может быть результатом той же съемки с проводкой. Надо лишь компенсировать влияние на кадр угловых ускорений, придав платформе рассчитанные в зависимости от ФР пропорциональные обратные линейные ускорения. Управлять, кстати, ускорениями легче, чем скоростями: ускорение пропорционально силе, а сила в первом приближении пропорциональна току в обмотке линейного электромагнитного привода. Похожие по принципу движители с успехом используются в приводах головок винчестеров.
Здесь возникает ряд вопросов. Во-первых мы не знаем, какие датчики применяются в системе стабилизации. На самом ли деле в камере есть только акселерометры или в добавок к ним еще и гироскопы (датчики угловой скорости)? Во-вторых. А действительно ли система стабилизации отрабатывает ускорения? Ведь поидее она должна отрабатывать смещения камеры (тремор рук), а для этого нужен второй интеграл от ускорений - именно перемещение. Тут как раз при интегрировании и могут вводиться произвольные постоянные - начальное положение и начальная скорость. Я, честно говоря, не думаю, что в камере постоянно рассчитываются ее угловые и пространственные координаты, а также линейные скорости, чтобы вводить эти постоянные при интегрировании. Иначе это уже будет полноценная инерциальная система
Никаких ГИРОСКОПОВ в камере нет и быть не может. Есть набор акселлерометров. Среднее значение с них - линейное ускорение. А по разности показаний замеряется угловое ускорение. Абсолютную скорость камера не может использовать хотя-бы потому, что она ее не знает. На самолетах устанавливают примерно такую-же систему (INS). И чтобы избежать неточностей при определении начальной скорости она калибруется минут 10. В камере такая точность не нужна, но тем не менее без калибровки не обойтись. Из-за ошибок интегрирования даже идеально откалиброванный АШ не способен удерживать объект достаточно долго, поэтому и установлено ограничение на калибровку 1 сек, что позволяет снимать с выдержками порядка 1/5 - 1/10. На больших выдержках АШ бесполезен и может даже мешать из-за неточной калибровки и погрешностей интеграции. В целом я согласен с bigmaxx, только добавлю, что как раз линейные отклонения вторичны, а первичны - угловые.
В такие маленькие и дешевые гироскопы вериться с бо-ольшим трудом. Разве что на базе новомодных нанотехнологий ))) Ну и кроме того, на базе гироскопа логичнее строить датчик положения, а не скорости... Рельно существуют и продаются акселерометры в микроэлектронном исполнении: http://www.compitech.ru/html.cgi/arhiv/02_01/stat_66.htm У нас они стоят в районе 10-20 уе. Думаю, что-то подобное там и использовано.
Вообще-то в этой статье написано про микромеханические акселерометры, в частности фирмы Analog Devices. Она же (и не только она) делает и микромеханические гироскопы. Вес их полграмма. Подобные датчики делают даже в России, правда у нас они побольше из-за электронной обвязки, хотя сам датчик тоже крохотный. В чем проблема запихнуть их в камеру? Еще раз повторю: ничего не утверждаю, так как не имею для этого фактов (ни Сони ни Минолта мне устройства стаба не сообщали), просто рассуждаю о возможных путях реализации стабилизатора
Почему не может? Выше уже написал, что может. А про самолетные инерциалки (кстати, есть еще навигационные системы для подлодок - там требования гораздо выше, чем у самолета). Ведь есть разница: часами обеспечивать самолет навигационной информацией или застабилизировать матрицу на доли секунды. Ошибки интегрирования так быстро накопиться не успеют
Согласен с bigmaxx, на базе гироскопа логичнее строить систему определения положения. А пьезодатчики ускорения действительно достаточно дешевы на данный момент. Еще советую обратить внимание на пункт Adjusting of the camera shaking compensation сервис-мануала. Судя по картинке, описывающей крепление камеры к вибростенду, при калибровке антишейка настраивается компенсация смещения, а не поворота камеры. Хотя может быть это учтено программно...
Ну без калибровки и там не обходится, только проводится она заранее. Другое дело, что на таких системах стабильность параметров такова, что калибровка, проведенная на Земле, дает результаты, которые устраивают пользователей в течение всего цикла жизни аппарата
Не нашел штангенциркуля в кладовке. Линейкой: ~5мм в обе стороны. Дабы не повторяться: про дрыгалку говорил здесь. Маркировку датчика холла нашел при прошлой разборке, маркировку гироскопов нет - лень потрошить дальше. Ребята, к А700 есть отличный сервис-мануал с блок-схемами и деталями. Поглядите на досуге...
boot Если не ошибаюсь, при инициализации дрыгалки, рамка с матрицей загоняется в левый верхний угол...
не... мне так видилось(по ролику), что при инициализации (включении камеры) матрица пробегает по всем углам и затем в центр, и тогда камера считает, что с АШ все ок.
У Гензеля ролик был, там, видно было, как она дрыг-дрыг_и_жмется_в_угол. Хотя, если честно, проверить не могу - затвор на убитой не работает.
Пересмотрел еще раз, Гензель(?) там контакты на включение отверткой перемыкал. У отвертки такой тремор, ну и дребезг контактов соответствующий... Надо бы КМинольтовский ролик найти...
boot, не поверите, я их тоже отверткой перемыкал - никакого тремора. Отвертка железная - она всего лишь включает камеру. Вместо отвертки может быть что угодно, что может перемкнуть контакты. Там было 2 ролика: один с замедленной скоростью воспроизведения. Жаль, на убитой затвор не открывается - можно было бы посмотреть.
почему не поверю, "я тоже не ангел, я тоже частенько..". Просто ролик тот не понравился, т.к рука и матрица дергались вместе, и ролик короткий. Мне в память КМ-ский врезался. Там была показана работа дрыгателя на демостенде. Матрица по всем углам стучалась... А что с затвором?58? add: КМ-й ролик про А2, 2.2 Mb
Нет. Дрыгалка померла. Затвор с кнопкой блокируются. Пересмотрел ролик. Кажется я не прав. Левое верхнее положение - место, в котором матрица блокируется при выключении камеры. При включении она центрируется относительно кадрового окна. Тогда величина сдвига по вертикали-горизонтали ~2,5мм в каждую сторону от центрального положения.
Честно говоря, для меня слишком много сложных слов, и смысл ускользает. Но предположим, что так. При резких поворотах камеры калибровка сбрасывается и начинается с начала. Шкала АШ это, грубо говоря, таймер. Шкала показывает, сколько времени АШ калибруется. После резких поворотов шкала сбрасывается, при сильной вибрации просто не доходит до конца, показывая, что камера не уверена в калибровке. Чтобы обмануть камеру в своем тесте мне пришлось ОЧЕНЬ плавно менять скорость движения, на пределе уже. И то камера часто сбрасывала калибровку и не включала АШ. Так что неосторожность и поспешность (обычно) может ухудшить результат, но не сделает хуже, чем без стаба. Совершенно согласен. Однако благодаря такому алгоритму АШ становится возможной съемка с проводкой в любом направлении, а не только по горизонтали, как у Кенона. АШ имеет смысл отключать при съемках на выдержках порядка 1/ЭФР при резкой и дерганной съемке, в репортажах. В таких условиях он может навредить. При меньших выдержках или если есть время на калибровку - выключать АШ не нужно.
Для меня принципиальный недостаток всех систем стабилизации в том, что они никак не помогают при съемке динамичных сцен. То есть они могут частично заменить штатив, но не являются эквивалентной заменой высоким ISO и светосильной оптике. Именно поэтому Кэнон и Никон не стали париться с внутрикамерным АШ: это решение для любителей, а профи, снимающий статичные сцены - пейзажи, архитектуру, интерьер - может и штатив, если нужно, припереть!