Приветствую форумчан ! Некоторое время назад я сделал сравнение А700 и D7D, но из-за загруженности по работе не могу полноценно выделить время на обработку материалов. Предлагаю вниманию некоторую часть этого теста. Целью было исследовать эффективность матричного стабилизатора на А700 и D7D с использованием очень популярного при съемке в условиях недостаточной освещенности стекла Минолта 50/1.4. Сам я нередко на 7-ке использую стаб именно с этим стеклом. Для этого я сделал по 80 снимков каждой камерой тестового сюжета (коробка из-под клавиуатуры) с четко различимым текстом с расстояния в пределах 1 метра. Внутри серий это по 10 кадров с 1\80, 1\40, 1\20, 1\10 с включенным стабилизатором и по 10 с выключеннным. Каждый кадр имитировал реальную съемку, то есть я опускал камеру после каждого кадра, снова поднимал ее к глазам, фокусировался и нажимал на спуск. Это важно, ибо это не съемка серией подряд, которая ессно покажет клевую эффективность стаба, только далека от реальных условий получения ОДНОГО нужного кадра. По 10 повторов делал для накопления статистического материала. Увы, при обработке результатов оказалось, что несмотря на отъюстированный фокус, в таких условиях D7D промахнулась в 5 кадрах из 10 при выключенном стабе и в 8 ! кадрах из 10 при включенном на дырке f2.2 (при 1\80). Ессно при закрытии дырки заметность промахов уменьшалась, но это сводит все результаты такого теста на нет. С А700 таких проблем не было. Поэтому представляю вашему вниманию ее часть теста. 7-шую попробую переделать, могу только сказать, что сама 7-ка лежит в руках все же лучше, она тяжелее, а сказки про влияющий на шевеленку резкий затвор - не более чем сказки, кроме того большой пиксел более благоприятен для незаметности шевеленки, и если откинуть промахи AF, то у 7-ки было больше несмазанных кадров как без стаба так и со стабом, чем у А700. Но конечно ошибки AF сделали это все бессмысленным. Итак по А700. Нарезки 100% кропов с каждых 10 кадров лежат тут: Исходники В корне папки С Тестом SSS лежит png файл со сведенной в одно гистограммой результатов. Я оценивал визуальную резкость по 5-бальной шкале: 5 - резко 4 - резко, но несколько меньше лучших результатов 3 - заметная нерезкость изображения, смаз не выражен 2 - выраженный смаз 1 - изображения фактически нет, один смаз. Мои выводы (ессно они напрямую связаны с моей манерой съемки, и у другого человека могут иметь другие абсолютные значения, однако относительные вероятно будут схожими): 1) В моих руках на А700 с 50 мм ФР за пределами 1\ЭФР с выключеным стабом вероятность получения резких снимков есть, но не более 50% при 1-2 стопах запаса, и совсем случайно при 3 стопах (10%). Это совпадает с общепринятыми представлениями и статистикой, что позволяет экстраполировать результаты тесты за пределы только моей схъемки. 2) Включение SSS на А700 почти вдвое уменьшает количество идеально резких кадров на 1\ЭФР при 50 мм ФР, при этом могут появляться и нерезкие кадры. 3) При включенном SSS на 50 мм ФР выраженного смаза практически не наблюдается вплоть до 3 стопов запаса, то есть до 1\10. 4) Вероятность получения резких кадров при влюченном SSS на 50 мм ФР за пределами 1\ЭФР возрастает, и стабильно держится более 50% для 1-2 стопов запаса. 5) При 3 стопах запаса разница между включенным и выключенном стабом наиболее заметна - 10% вероятности получения резкого кадра при выключенном, и 40% при включенном. 6) Сложно точно оценить эффективность стаба А700 в стопах. В целом он позволяет довольно уверенно получать приемлимые кадры и при 3 стопах запаса от 1\ЭФР для 50 мм ФР, хотя за пределами 2 стопов запаса эта уверенность все же заметно меньше. С другой стороны речь практически не идет об идеальной резкости, которой можно достичь выключив стаб и использовав выдержки 1\ЭФР и короче.
Может не по теме... То есть если стаб выключен, то резкость будет лучше? Правда у меня Д5Д, но я еще зеленый новичек, поэтому не смейтесь над вопросами.
То есть пользуясь вспышкой, стаб надо вообще выключать. Да и вообще стаб включать надо только в условиях недостаточной освещенности (при съемке с руки). А на штативе стаб не нужен вовсе. Я все правильно понял? Или есть нюансы?
Ну нюансы всегда есть. 1) В тесте намеренно использовался AF, что ессно дает увеличение количества неидеально резких кадров, ведь тестовый сюжет плоский, промах даже на 1 мм дас изменение его резкости, в то время как в жизни вы вряд ли это на портрете даже заметите.. Ессно если поставить MF и не дергаться , то количество идеально резких кадров возрстет. Но я хотел приблизить тестирование к реальной практике. 2) При обычной съемке со вспышкой (не проводка там и пр.) стаб конечно надо отключать, Это ясно даже из просто принципов работы стаба и вспышки. Ведь импульс вспышки заведомо намного короче времени открытия затвора, и при этом вкупе ессно с диафрагменным числом является определяющим для регистрации изображения объекта (выдержка как таковая влияет только на освешенность фона). Стабилизатор же пытается компенсировать шевеленку на всем протяжении открытия затвора, что может привести только к дополнительному смазу в данном случае, и ни к чему больше. 3) А вот насчет "выключать вообще" не все так просто. Если у вас твердые руки и отработанная техника удержания камеры при спонтанной съемке - отключайте. А так ведь я в тесте не тряс специально руками, не снимал из заведомо неудобного положения и т.д. А в жизни все это возможно в той или иной степени, и стаб банально может спасти кадр, пусть и не сделав его идеально резким. Все зависит от ситуации и целей съемки.
Нет, АШ как раз держит объект только во время экспозиции, ведь до открытия затвора он и не может его держать. А с полунажатия до открытия затвора он собирает статистические данные - анализирует вибрации камеры и вычисляет среднюю скорость поворота. Именно поэтому ему не нужны дополнительные режимы для съемки с проводкой, и именно поэтому ему нужно время для калибровки.
Алгоритм точно такой же, как и при опущенном зеркале. Там стоит датчик ускорения (акселерометр), который измеряет колебания аппарата в целом и привод, который эти колебания компенсирует, сдвигая матрицу в противоположном направлении.
А что именно вы вкладываете в понятие "стабилизация"? Что начинается после полунажатия? Механическая работа АШ? А куда им еще падать? АШ никак не привязан к лучам. Пока открыт затвор - АШ двигает матрицу так, чтобы компенсировать повороты камеры. Пока затвор закрыт - он вычисляет скорость поворота камеры (точку отсчета). Вот и вся хитрость. И чем больше времени мы даем ему на это вычисление - тем выше точность.
На сколько я понял по совокупности прочитанной информации про стаб, что кроме собственно гироскопов акселометров на камере в рассчетах еще участвует и возвращаемая объективом дистанция фокуса. Соответственно, если объектив данную информацию не отдает - эффективность стабилизации снижается. "Так говорит Sony" (с) Тестового объектив ее отдает в тушку?
Скорость поворота камеры - есть величина не только переменная (как по амплитуде, так и по знаку), но еще и случайная. Поэтому говорить о точке отсчета в данном случае некорректно. Более того, точность НИКАК не будет зависеть от времени вычисления. В противном случае можно было бы получить великолепную точность, просто подержав полунажатую кнопку полчаса . АЧХ колебаний имеет явный горб в районе единиц-десятка герц. А шкала в видоискателе действительно показывает лишь вероятность получения смаза.
Мне кажется, точнее было бы так: "Шкала Anti-Shake отображает степень готовности системы к стабилизации изображения. Чем больше индикаторов горит, тем более нестабильно будет изображение." стабилизация включается только во время экспозиции, что несложно определить по звуку. Я почти уверен, что используются датчики ускорения. Как раз аналогия не получается - АШ работает с проводкой, стаб в линзах - нет. У меня абсолютно аналогично. Да, тестировать надо. Но с Д5Д мой навык был прост - вести объект (держать кадр) как можно дольше, и результат будет лучше. Так это так и есть. По крайней мере на Д5Д чем меньше держишь - тем хуже отрабатывает стаб. Но полчаса оно, увы, не учтет. В качестве "нулевой" скорости алгоритм берет среднюю скорость за последнюю секунду (примерно так). Система работает не с абсолютной угловой скоростью, как например стаб в линзах, а с относительной. Вот допишу инструкцию по юстировке, и займусь изложением своего видения работы АШ, со схемами На Д5Д меня моя теория не подводила, не думаю, что на А700 подведет.
ИМХО АШ - это просто вариант сельсин привода в который введен коэффициэнт масштабирования (определяемый фокусным расстоянием объектива) и угловые перемещения осей гироскопа перенесены на перемещение плоскости матрицы... Наиболее близкий аналог - компьютерная шариковая мышь, чуствительность регулируется в драйвере. Все и ничего больше ИМХО конечно... add: испольнительный механизм (движки матрицы) АШ работает только после спуска затвора, до того матрица находится в центре и имеет возможность при открытии затвора "дергаться" в любую сторону. После закрытия затвора матрица возвращается в исходное (среднее) положение.
Насколько я помню физику твердого тела, пьезодатчики регистрируют изменение линейных размеров, т.е. силу, приложенную к ним, а соответственно, в применении к антишейку, ускорение, с которым шевелится камера. Однако пьезомоторы преобразуют напряжение, приложенное к ним, в линейное изменение размеров. Поэтому камера должна два раза проинтегрировать сигнал с датчиков ускорения, и применить к полученному значению перемещения коэффициент, связанный с ФР линзы, а уже затем подать соответствующее напряжение на пьезомоторы матрицы. Чтобы избавиться от неопределенности при интегрировании, за V0 и S0 должны приниматься значения, вычисленные на момент открытия затвора или около того. То, что матрица не шевелится при полунажатой кнопке - нормально. Какой смысл гонять моторы, если свет на матрицу не попадает. Однако это не означает, что система в этот момент не работает. Она как раз и вычисляет среднее значение перемещения, скорости и ускорения за предполагаемое (вычисленное автоматически или установленное вручную) время выдержки. И на основании этих данных выводит информацию на шкалу антишейка.
Сейчас немного потестировал. Кажется, я где-то заблуждаюсь У кого есть 5Д/7Д, пожалуйста, проведите такой тест: положите камеру на стол, сфокусируйте куда-нибудь, и с полунажатым спуском равномерно поворачивайте. Потом резко прекратите поворот и сразу-же нажмите спуск (выдержка где-то 0.4 сек). Проконтролируйте на слух включился ли АШ. Если мои представления верны - камеры попытается продолжить поворот и смажет кадр. На А700 не вышло, т.к. в момент остановки поворота она блокирует стабилизатор и он не включается.
Странно... И на А2, и на Д5Д, и на А700 я отчетливо определяю на слух и по вибрации камеры в руках работу АШ на выдержках от 1/4 Когда-то я проводил этот опыт с Д5Д, а сейчас пытаюсь повторить с А700. Но она умнее - усли что, сразу блокирует стаб и он даже не включается. Вот что еще подумалось в пользу моей теории - если шкала показывает вибрацию камеры, то как объяснить ее поведение при проведении этого эксперимента? После поворота шкала уходит на максимум, и через секунду после остановки медленно возвращается обратно.
Думаю дело в другом... Камера просто не включает АШ так-же, как не включает его на штативе (если не почувствует вибрации) или если не дать время на калибровку. Пытаюсь придумать, что делать дальше Толи закончить этот флуд мирно признав вашу точку зрения, толи что-то как-то исследовать. У меня остался только один аргумент - проводка...
У меня А100 и есть какое-то смутное подозрение в следующем. SSS включен постоянно. Иногда фотографирую человека в полный рост, кадрирую так, что ногами стоит почти на нижней стороне кадра (даю сантиметра 3-4 запаса). Фокусное расстояние между 150 и 200 мм. А в результате оказывается, что ноги отрезаны примерно по щиколотку. При том, что в видоискателе отображается 95% кадра, так происходить не должно. Что это скорее: работа стабилизатора или последствия нажатия на спуск и уход камеры немного вверх. В видоискателе-то ноги видны полностью до того как зеркало поднялось.
Это последствия криво установленного зеркала Решение есть, но нормальным людям оно не нравится - крутить настройку зеркала (ключик-шестигранник, любимый). Придется потом еще и плоскость матового стекла выравнивать.
Только что проверил свою А700 - отрубает стаб, если не шевелить ее пару секунд до снимка. Зато проверил, что она сделает, если включить стаб на выдержке 6 сек... Забавные спецэффекты вышли Сейчас погоняю ее с проводкой малость. Узнаю как она себя поведет.
из анека: ... "Вжик"- сказала японская пила. "У-у с*ка!!" - подивились сибирские мужики и принесли лом... ... Так скоро посты пойдут - "где за недорого мона отремонтировать АШ?"