Посмотрел фотографии пейзажей снятые на пленку. На очень многих диафрагма f11-f14 и меньше. В то же самое время про цифру слышал что больше 8-9 зажимать так как начинает мылить матрица. Так ли это? И что делать если хочется резкости отсюда и до следующего дуба?
Причем тут цифра. От оптики зависит и от конкретной матрицы. На зеркалках можно и до f/22 зажимать, мыла не будет. А попробуй на мыльнице какой-нибудь даже f/8 сделать - уже мыло. На мыльницах обычно F/4 - F/5.6 наиболее резкие. (очень условно)
Не начинает мылить матрица, а начинает сказываться диффракция на диафрагме. Если считать обьектив достаточно резким, то это явление становится существенным когда число диафрагмы будет меньше чем величина С*L_pix/Lambda, где L_pix - размер пикселя (6мкм для альфы), Lambda - длинна волны света (стоит брать самую большую, около 700нм, С - некий коэффициент порядка единицы который зависит от устройства матрицы и введеного нами допуска на размытия. Для грубых оценок можно считать C=2. Стоит отметить что закрытие диафрагмы обычно не только увеличивает ГРИП, но и повышает резкость обьектива засчет того что работают только центры линз. Но у некоторых обьективов при закрытии диафрагмы вместо нерезкости появляются и увеличивабтся ХА (например кит альфы на 18-26мм). По поводу ГРИП: при сьемки пейзажа на 28мм (эфр 42мм) при диафрагме 10 и фокусе на бесконечность резко будет все с расстояния 3-4м, а на широких углах и того меньше. А на диафрагме 10 диффракция еще не существенна.
http://www.dofmaster.com/dofjs.html Прикинуть ГРИП, сделать поправку на собственные требования к резкости и снимать.
Тестовые таблицы для 35 мм пленки снимаются при f/8 - f/11. Какую диафрагму выбрать при реальной съемке - определяется исключительно сюжетом.
ну для 300мм ФР такой сюжет можно представить хотя я тоже ни когда не зажимал диафрагму больше 11 да и 11 то не часто, обычно 8
Да любой пейзажик с очень близким передним планом. Например, вот такой. Где-то 35 мм, f/27. Извиняюсь за поганое качество, это скан с первого попавшегося мелкого отпечатка, исходный негатив искать лень.
да, точно. я просто ещё не дорос до пейзажей, мне хочется видеть в кадре раздельно "главное" в фокусе и "второстепенное" (вне ГРИП)
Реально меньше 11 надо зажимать только на макро. Хотя когда есть пейзаж с ближним планом, и снимать приходится со штатива иногда ставлю 16-22 чтобы быть уверенным, что ближний план попал в ГРИП.