О ШАРМЕ. Недавно восстановил еще один экземпляр "вечной камеры"…Что хорошо? - шарм,конечно. Тот самый шарм, который всё еще испытываешь, открывая справочник фотолюбителя выпуска 53 года. Шарм, когда в аппарат, одного с тобой года рождения заряжаешь плёнку - творение праправнуков тех, кто сработал эту безотказную, изящную и до одури простую машинку. Шарм,который ощущаешь от прикосновения к плотному, миниатюрному, тяжёлому корпусу. Шарм при кадрировании, возникающий от осознания того, что несколько поколений смотрели на мир через это же самое стекло. Даже от,ну, неудобной зарядки плёнки испытываешь ощущение шарма, понимая, что так поступали люди куда более полувека и не сетовали на это. Тихий и ладный щелчок «шитых» шторок – шарм! Лёгкий поворот головки взвода –шарм! Вытягивание объектива в рабочее положение – шарм! А громадный голубоглазый Юпитер-3 или Юпитер-8 на миниатюрном тельце аппарата – не шарм? –Шарм! Да, Господа. Это – шарм. А потому нет у Зоркого-1 недостатков,поскольку за шарм прощается всё! Конечно, время от времени нужно поменять шторки, они ведь «дубеют» с возрастом, но и эта забота о нём –шарм.Съёмка этим фотоаппаратом сродни походам в баню, когда дома есть ванна. Это прогулка пешком, когда вы хотите просто забыть о существовании автомобилей. Надеть старую, удобную любимую куртку, пусть вышедшую из моды, но такую удобную, ту, к которой вам пришивал пуговицы любимый человек в заботе о вас… Немного старомодный человек, бредущий по улицам изменившегося родного города - он часть его и оставляет память о нём в фотографиях, снятых фотоаппаратом – своим ровесником.
8.В далёком 1959 году отец подарил Зоркий 2-с и с тех пор фотоаппараты стали постоянными спутниками по жизни. 1. Зоркий 2-с. 2.Любитель. 3. Фотокор- храню как память. Формат 9x12 к нему делал самодельный фотоувеличитель 4Зенит Е,С,3м Все целы 5Фотоснайпер-как новый- храню. 6.Панорамный Горизонт. 7.Старт. 8. Искра 6x6 9.Москва 3, 5. 10.Икофлекс 4,5x6 11.Цейс икон 6 x 9 1938 года. Храню. 12.Киев 6-с 13.Киев-вега-храню. 14.Фед 5-в Храню. 15.Мир с Юпитером 8 Храню. 16. Смены 4 штуки- почему-то храню. 17.Коника Минолта. 18.Сони -55. Вспоминаю добрым словом. 19. Сони-65 в работе. 20. Сони -99. Бат. ручка,цейс 24-70, ББТ 80-200, В работе.
ЗЕНИТ-С Ну уж, друзья, это же целая история! Всё началось в тот момент, когда мне в руки попал самый первый Зенит, тот самый, у которого отключение транспортного механизма рычажком, как на Зорком (первом). Как всегда иду по рынку, ну, а там в ведре с картошкой… а оно мне покоя не давало. В общем, привёл в боевую готовность, заодно подивившись изощрённости конструкторов, сообразивших таким способом дальномерку в зеркалку превратить. Но поскольку способ превращения действительно был уж очень изощрённым, чтоб не сказать иначе, то после приведения до нормы поставил я это чудо на полочку для красоты и вечерней медитации на оный предмет,так как до абсолютного идеала довести такую систему проблематично.После этого мне стало понятно, почему, собственно, и появился на свет Зенит-С. И всё бы хорошо, как тут иду по рынку, а там рядом с картошкой…в общем, стоит мужик возраста весьма почтенного, а унего в руках Мир-1и Таир-11 на М39, «брюссельцы», так сказать, с девственно-чистыми линзами, металлическими крышками. В коробочках… как не взять?И вот тут уж началось. Под каждый объектив нужен Зенит с М39.Зенит-3 и Зенит-3Мхороши, конечно, да вот шарма в них не так уж много.Больно уж современные, курковые, и по габаритам и дизайну мало чем выдающиеся.Ладно, сделал, поснимал и поставил на полочку для пущей вечерней медитации. И вот во время одной из медитаций понял я, что кроме Зенита-С ни один из них мою душу не успокоит. А потому отыскал и купил их три штуки. Естественно, пришлось перемыть, перечистить, шторки заменить.Поковыряться в рыночном хламе и купить под разборку Зенитов-Е в качестве "булочки с изюмом" в виде призм и экранов, кои были оттуда добыты и успешно водворены на законные места Зенитов-С. Что же мы теперь имеем? А имеем компактные тактильно и зрительно зеркалки с довольно светлыми и "чистыми", без всяких там фокусов вроде клиньев и растра,визирами,которые чудесно справляются со всеми «зеркальными» задачами,кои на пути среднего фотолюбителя коллекционера-энтузиаста встречаются.Камера оказалась весьма «крепко сшитой». Юстировочный узел выполнен так, что разъюстировка – довольно редкий случай, это вам не Вилейка с её жестяными упорами.Как ни странно, но узел взвода зеркала неприятностей не доставляет. Механика проста и понятна после контакта с Зоркими.Правда, пришлось повозиться с диоптрийной коррекцией визиров – у Зенита-С они почему-то оказались настроенными «в минус», а у меня –плюс два. Поставил дополнительные линзы. Но можно бороться с проблемой,подбирая положение окуляра относительно призмы. Здесь помогают резиновые прокладки-колечки под окуляр.При настройке механизма синхронизации затвор-зеркало тоже пришлось попотеть, чтобы палец стопора барабана чётко касался выступа, иначе спуск затвора происходит в два этапа –сначала отпускается барабан – клац о стопор!- потом уже зеркало отбрасывает рычаг фиксатора и затвор отрабатывает – хлоп! – а зеркало«ляп!» Вот такое троезвучие.Кстати, для портретной и макросъёмочной работы «липнущее» зеркало не раздражает. Но аппарат нужно постоянно держать со взведенным затвором на этюдах из-за этого. Кроме того, очень легко реализовать пре-подъём зеркала в таких системах. Итак,мы получили Зоркий-С, но с зеркалом, очаровательным дизайном и прекрасной эргономикой. Конечно, не всегда удаётся взвод сделать лёгким,как-никак ещё и зеркало «за хвост» тянуть надо, но это не напрягает.Да,ещё.Приёмные катушки лучше ставить «беззубые», а то «зубатые» кончик плёнки подрывают, а потом снимай корпус, да вычищай их оттуда.Кстати,разбирается легче и быстрее Зоркого – не надо снимать фланец объектива,корпус вместе с ним отходит. В общем, нравится он мне и вся недолга. И в отличие от его собратьев, предмет этот служит не только для вечерней медитации, но им ещё снимать можно. И совсем неплохо.
Да, звучит... А заменить у этого аппарата перетертую тягу зеркала, сидя на рюкзаке на Горно-Алтайской автостанции, когда из инструментов кроме пассатижей, ножа и топора ничего нет? А потом этим аппаратом весь поход и снимали... правда, 71-й год, в основном, все черно-белое, цветная слайдовая пленка была единственная, зато какие шикарные кадры были на озере Дараш-Коль!
В 1985 дед подарил свой Зоркий-2 и фотоувеличитель"Ленинград" (бачек для проявки плёнки, фотофонарь, ваночки), после него был ФЕД5, Зенит 11 и12 (сд помоему , брал б/у в знаменитом комиссионном в Ясенево в Москве), Эликон, Агат18. В1988 году ездили с училищем в Астрахань, почти у всех у кого были фотоаппараты они сломались, у меня вышел из строя затвор и механизм автоспуска затвора, у Зенит 12 во время работы сломалась шторка затвора. Параллельно снимал кинокамерой Кварц
У меня было 2 Зенита и оба периодически ломались. Про ФЭД-3 остались только хорошие воспоминания. Он и сейчас есть у меня. Неубиваемая камера. Как и Зоркий -4. А самая лучшая камера в плане надежности - Смена-8М.
А вот у меня в школьные годы было две Смены-8М. Обе сломались. Ну ладно, одна искупалась и лепестки затвора или диафрагмы поржавели. Но у второй точно затвор сломался.
Странно, тема интересная, а Ваша фотография в ней, похоже, первая Одна текстовка, у кого чего было или есть
Случайно попалась камера Москва-4 второй версии 1957г. с более резкой предыдущей оптикой, у которой корпус от Москвы-5. Сохранность просто чудо благодаря глючному дальномеру. Прежний хозяин получил расфокусировку и положил на дальнюю полку. Мне всегда на дальномеры "везло" со времен ФЭДов Повезло что у этого дальномера разъюстировка только по горизонтали, что легко правится. Получилось вуаля по бесконечности, но как будет по ближним дистанциям еще вопрос.
Интересная картинка в книге Сырова А.А. "Наземное фотографирование" 1952г. Зоркий 3 с надписью Зоркий 2 и объективом Зоркий ЗК, и Зенит с тубусным Индустаром.
С Зорким, скорее всего, опечатка. А первые Зениты шли с Индустаром-22. Он выглядит похожим на тубусный. Но не складывается.
Объективы Индустар-22 для первых Зенитов выглядели именно как сложенные тубусные для Зорких. Кольцо диафрагмы было на том же месте. Это следствие унификации. Потом оправу изменили и сделали более удобной. Действительно тубусных объективов для Зенита никогда не было.
Есть книга "1200 фотоаппаратов из СССР". Первые Зениты были именно с таким объективом. Там и складывать-то уже нечего.