Зачем вам может понадобиться телеконвертер? На этот вопрос есть несколько ответов. Начнём с самого очевидного – это способ сохранить свои деньги. Нет ничего более дорогого, чем премиальная длиннофокусная оптика, за каждую сотню миллиметров и треть стопа светосилы с вас попросят огромные деньги! Вы сможете сэкономить немаленькую сумму, если приобретёте телеконвертер вместо дорогостоящего нового объектива.
Ещё один аргумент в пользу покупки телеконвертера - это возможность уменьшить вес и количество носимой с собой сменной оптики. Вам не придётся носить огромный и тяжёлый 500/4 (весит около 4 килограмм), ведь вы можете ограничиться тем, что добавите 1.4 кратный телеконвертер к объективу 300/4 и получите изображение эквивалентное фокусному расстоянию в 420 миллиметров. Если этого недостаточно, вы можете использовать 2-х кратный телеконвертер и получить с тем же объективом изображение, эквивалентное фокусному в 600 миллиметров. При этом, вес самого телеконвертера редко превышает 300 грамм.
При использовании телеконвертера отпадает нужда носить с собой телевик и супертелевик одновременно - просто отсоедините телеконвертер и вы получите объектив с меньшим фокусным расстоянием! Удобство такой схемы давно оценили репортажники и анималисты, телеконвертеры стали для них незаменимым инструментом в работе.
Благодаря своей малой массе телеконвертер может стать незаменимым спутником в путешествии. Достаточно иметь один небольшой телеобъектив и телеконвертер чтобы серьёзно увеличить свои технические возможности. Именно так я и поступил, купив в своё время телеконвертер 1.4 для объектива 200/2.8. В итоге у меня получилась очень компактная и лёгкая связка с широкими возможностями.
И последний по счёту, но не последний по важности, аргумент в пользу покупки телеконвертера - это возможность превратить ваш телевик в супертелевик. Как говорят в народе: «Аппетит приходит во время еды». Освоившись с теледиапазоном многие фотографы начинают задумываться над ещё большим увеличением фокусного расстояния. И путей достичь желаемого у них несколько. Самый дорогой и очевидный мы уже упоминали - это покупка премиального супертелеобъектива, но очень редкий энтузиаст может позволить себе такую роскошь. Даже устаревшие супертелевики стоят больших денег. Ещё можно попытать счастья с покупкой китайских поделок или попробовать себя в поиске экзотических древностей. Не имеет значения зеркально-линзовым будет объектив, найденный в итоге, или традиционной схемы, но я готов поспорить, что результат вас не обрадует.
Есть и другой выход! Соберите немного денег и у вас в руках окажется 1.4-кратный телеконвертер, который превратит ваши 200, 300 или 400 миллиметров в 280, 420 или 560 миллиметров, соответственно. Двукратный телеконвертер ещё больше увеличит возможности вашей оптики. На приведённых ниже снимках можно увидеть насколько изменяет масштаб сцены применение телеконвертера.
Как устроено это «чудо» техники? Телеконвертер является полноценным оптическим прибором (в отличии от макроколец, где нет никаких линз) и по сложности своей конструкции превосходит некоторые объективы. Для простоты понимания его можно таковым и считать. Но, в отличии от нормальной фотографической оптики, телеконвертер может работать только в связке с объективом.
Принцип его работы прост до безобразия: он развёртывает (увеличивает, проще говоря) оптический пучок, который формирует задняя линза объектива. Чем больше кратность телеконвертера, тем сильнее он увеличивает изображение. По сути, телеконвертер работает как знакомая всем с детства лупа, что и неудивительно, поскольку все телеконвертеры являются развитием идеи линзы Барлоу. Это однолинзовое устройство, которое изобрёл в начале XIX века английский физик Питер Барлоу для увеличения фокусного расстояния телескопов.
Телеконвертер устанавливают между объективом и камерой, модели от некоторых производителей снабжены пылевлагозащитой. Чаще всего встречаются телеконвертеры с 4-х, 5-ти и 7-линзовой конструкцией. Я бы порекомендовал к покупке только конвертеры с оптической схемой, содержащей не менее 5-ти линз. В таких конвертерах, как правило, максимально подавлены оптические искажения.
Самые распространённые модели телеконвертеров (встречаются в линейках практически всех производителей камер и оптики) имеют кратность увеличения 1,4 и 2. Существуют модели телеконвертеров с увеличением 1,25 и 3-х кратные, но это скорее экзотика, а вот модели с 1,5 и 1,7 кратным увеличением достаточно распространены.
У некоторых производителей есть в линейках специфические модели супертелевиков, оснащённые встроенным телеконвертером, например – Canon EF 200-400/4L IS USM Extender 1.4x. Как видите, телеконвертеры могут быть не только дополнением, но и частью премиальной длиннофокусной оптики.
Несмотря на широкое распространение телеконвертеров, до сих пор бытует миф о том, что они «портят» изображение. Я вынужден пролить немного света на это тёмное пятно в их биографии. Разумеется, телеконвертеры ничего не портят. Как я писал выше, принцип действия телеконвертера заключается в том, что он просто увеличивает то изображение, которое формирует ваш объектив. Вместе с изображением увеличению подвергнутся и дефекты, которые даёт оптика. Если ваш объектив страдает хроматизмом, то телеконвертер усилит его, если у вашего объектива низкая разрешающая способность, применение телеконвертера сделает это более заметным. Все производители телеконвертеров указывают на серьёзные ограничения при их применении. Самым существенным из них является требование использовать телеконвертеры только с высококачественной и светосильной оптикой! Фактически, телеконвертеры можно использовать только на оптике с самым высоким разрешением и качеством. Если вы решили с помощью телеконвертера, расширить диапазон своего китового телезума, вас постигнет жестокое разочарование!
Разумеется, проблемы с изображением могут возникнуть и из-за низкого качества телеконвертера, но здесь вам придётся положиться на собственный здравый смысл. Новый 7-линзовый конвертер, от того же производителя, который изготовил ваш объектив, всегда обеспечит лучшее качество, чем трёхлинзовый китаец с сомнительным просветлением. Я советую вам тщательно изучать рекомендации производителя телеконвертера перед его покупкой. Например, у Kenko существует две линейки телеконвертеров, и младшая не рекомендована к использованию с объективами имеющими фокусное расстояние более 300 миллиметров.
Раз уж мы коснулись недостатков связанных с использованием телеконвертеров давайте рассмотрим их подробно. Самым существенным недостатком является то, что за увеличение фокусного расстояния приходиться платить уменьшением светосилы. Применение 1.4 кратного телеконвертера снизит светосилу вашего объектива на 1 стоп, а 2-х кратного на 2 стопа. Если я использую объектив 200/2.8, то его светосила уменьшится до F4 с телеконвертером 1.4 и до F5.6 с 2-х кратным телеконвертером. Это физическое ограничение и его невозможно обойти. Современные камеры самостоятельно учитывают его и вносят соответствующие поправки в EXIF и экспозицию. Но если вы рискнёте использовать механическую камеру, то должны учитывать эту поправку самостоятельно.
Следствием падение светосилы станут проблемы с автофокусировкой. Причинно-следственная связь здесь очень простая. Чем меньше света попадает на датчики автофокуса, тем хуже они работают. Производители фотокамер не гарантируют работу автофокуса если светосила связки объектив-конвертер, упадёт до F8 и ниже. И это ещё одна причина, которая делает бесполезным использование телеконвертера с не светосильной оптикой. Даже достаточно светлый объектив 400/5.6 с двукратным телеконвертером превратится в 800/11 и это означает, что ваша камера может потерять возможность самостоятельно фокусироваться.
Данное правило касается практически всех бюджетных камер, но может не сработать с профессиональными фотоаппаратами. В приведённом выше случае хорошая репортажная камера продолжит работать, хотя скорость её автофокуса снизится и результат будет целиком зависеть от того, насколько хорошо освещена сцена, которую на неё снимают. Есть и ещё одна важная деталь! Производители камер не хотят дискредитировать свои автофокусные системы и специально вводят программные ограничения для работы с телеконвертерами. Автофокус вашей камеры просто отключится, если вы будете использовать с не светосильным объективом телеконвертер той же фирмы. Например, телеконвертеры 1.4х и 2х от Minolta и Sony не поддерживают автофокус при работе с объективом SAL 70-400/4-5.6 именно потому, что он имеет слишком малую светосилу на длинном конце. Про более тёмные стёкла можно вообще не говорить.
Единственная возможность обойти это ограничение – использовать телеконвертеры от Kenko, Tamron или Sigma. На них не распространяются программные ограничения, и они сохранят работоспособность в условиях, где откажет фирменный телеконвертер. Но не стоит рассчитывать на то, что возможности телеконвертеров от сторонних производителей безграничны! Если сцена будет плохо освещена, они вас не спасут! Автофокусу просто не хватит света для нормальной работы. Поэтому не надейтесь на то, что нацепив двукратный телеконвертер на китайский объектив 500/8 и камеру начального уровня, вы получите автофокусный объектив 1000/16. Самые очевидные решения не всегда дают самый лучший результат!
Ещё одним неприятным сюрпризом станет невозможность использования телеконвертеров с широкоугольной оптикой и оптикой с нормальными фокусными расстояниями. Если с широкоугольниками проблема имеет механический характер, как правило, у них сильно выступает задний элемент, который просто не даст вам использовать телеконвертер, то у «полтинников» и нормальных зумов проблема кроется в оптических характеристиках. Ведущие производители фотооборудования не рекомендуют использовать телеконвертеры с объективами, фокусные расстояния которых составляют менее 100 миллиметров.
В Интернете вы можете найти немало примеров того, как телеконвертер устанавливают на «полтинники» и зумы 24-70. Но есть одно важное обстоятельство - качество изображения, полученное с этих связок не выдерживает никакой критики. Мощные хроматические аберрации, падение глобального контраста и разрешения делают снимки с подобных связок непригодными для нормального использования. Перед покупкой телеконвертера надо обязательно ознакомиться со списком объективов, которые с ним совместимы, такой список есть у каждого производителя оптики. Если вы этого не сделаете, то можете потратить деньги впустую.
Ещё одной особенностью телеконвертеров является сужение ГРИП. Я бы сказал, что это скорее достоинство, а не недостаток. Кроме того, некоторые производители рекомендуют отключать стабилизатор изображения при использовании телеконвертеров, а это делает съёмку без штатива и монопода возможной только при очень хорошей освещённости.
Как видите, проблем при использовании телеконвертеров более чем достаточно. Почему, в таком случае, они не потеряли популярность среди профессионалов и продолжают считаться незаменимым инструментом фотографа? Причина в том, что при соблюдении определённых правил, телеконвертер станет вам надёжным помощником и значительно расширит ваши съёмочные возможности.
Я расскажу вам, как правильно использовать телеконвертер, благо правила эти просты и незамысловаты.
Для начала, определите свои реальные потребности! Пускай удвоение фокусного расстояния с помощью 2-х кратного телеконвертера кажется вам прекрасным решением, но не забудьте о том, что за это придётся расплатиться 2-мя стопами светосилы (а на самом деле 3 стопами). Если вы планируете использовать двукратный телеконвертер с объективом с диафрагмой меньше, чем F2.8, можете сразу забыть про нормальную работу автофокуса. Я рекомендую использовать 2-х кратные телеконвертеры только на светосильных объективах с диафрагмой F2.8 и выше. Для объективов с диафрагмой F3.5 и F4 подойдёт только телеконвертер 1.4. На более тёмных объективах производители вообще не рекомендуют использовать телеконвертеры, но я бы сказал, что с хорошей камерой и телеконвертером 1.4 даже на диафрагме F5.6 автофокус может сохранить работоспособность, но только в том случае если это конвертер от Kenko, Sigma или Tamron! Если вы не можете снимать без автофокусировки обязательно учитывайте это обстоятельство.
Ещё одно важное правило – используйте только премиальную светосильную оптику. Забудьте о тёмных зумах, древних тёмных фиксах и зеркально-линзовых объективах!
На собственном опыте я могу подтвердить, что даже 2-х кратный телеконвертер не в состоянии драматически ухудшить картинку топовых объективов. В качестве примера, посмотрите на 100% кропы снимков, полученных на объектив Sony 500/4 G с телеконвертерами.
Вы сможете определить, какой из них снят с использованием 2-х кратного телеконвертера, а какой телеконвертера 1.4? На самом деле, верхний снимок снят с использованием двукратного телеконвертера, средний без использования конвертера, а нижний с телеконвертером 1.4. Большее влияние на качество этих снимков оказали атмосферные помехи, а не искажения от конвертера. Они несомненно есть, но высококлассная оптика имеет такой запас разрешения, что даёт возможность использовать даже 2-х кратные телеконвертеры без существенной потери качества. Телеконвертеры изначально создавались для использования с премиальными телеобъективами, поэтому не удивительно, что лучшие результаты они показывают именно в связке с ними.
Если вы хотите достичь наивысшего качества изображения - используйте телеконвертеры производителя, который изготовил ваш объектив, - они обеспечат наилучший результат. Нередко превосходство «родных» телеконвертеров над продукцией от сторонних производителей является подавляющим. Оптическое совершенство делает фирменные конвертеры предпочтительным выбором в случае, если вы нуждаетесь в бескомпромиссном качестве изображения. Тем не менее, бывают ситуации когда вам выгоднее отдать предпочтение сторонним производителям. К примеру, телеконвертеры Kenko лишены выступающей передней линзы.
Благодаря этому, их можно использовать практически с любой оптикой, даже широкоугольной (в Kenko рекомендуют использовать свои конвертеры с объективами с фокусными расстояниями не менее 50 миллиметров)! Приятным бонусом к универсальности этих конвертеров станет возможность сохранения автофокусировки там, где пасуют фирменные изделия.
Теперь мы подробно рассмотрим, как влияет кратность телеконвертера на качество итогового изображения. На сайте Cameralabs можно найти любопытное сравнение того, как телеконвертеры Nikon TC-14E II, TC-17E II, TC- 20E III снижают качество изображения.
Авторы оценили потерю разрешения в 5% при использовании TC-14E II, в 17% при использовании TC-17E II, и в 26% при использовании TC- 20E III. Я согласен с полученными цифрами и они находят подтверждение в моей съёмочной практике. Несмотря на приблизительный характер полученных в этом тестировании данных, они позволяют нам уловить некие закономерности. Наилучший результат мы получим, если использовать с телеконвертером премиальную светосильную оптику: 200/2.8, 300/2.8, 400/2.8, 70-200/2.8. Рост кратности увеличения телеконвертера прямо влияет на ухудшение качества изображения и скорость работы автофокуса. Всё, о чём я писал выше, в рамках этого эксперимента получило подтверждение.
Из этого следуют практические выводы. Если вы решитесь на покупку телеконвертера отдайте предпочтение моделям с увеличением 1.4, пускай они дают наименьшую прибавку фокусного расстояния, но это компенсируется минимальным влиянием на качество изображения. Двукратные телеконвертеры имеет смысл использовать только с премиальными светосильными телевиками! На объективах с диафрагмой F4 они показывают не самый лучший результат, а для более тёмной оптики совсем не подходят.
Есть и ещё одно обстоятельство, о котором вы должны знать и которое сужает диапазон применения телеконвертеров, а 2-х кратные телеконвертеры делает нишевым инструментом. Вы помните о том, что телеконвертеры снижают светосилу объектива? Телеконвертер с кратностью 1.4 на 1 стоп, 2-х кратный на 2 стопа. На практике, для достижения наилучшего качества изображения с телеконвертером вам придётся прикрыть диафрагму ещё на один стоп. Если я использую объектив 200/2.8 и телеконвертер 1.4, то рабочей будет не диафрагма F4, а диафрагма F5.6. Если у меня объектив 200/4, то значение диафрагмы надо уменьшить с F5.6 до F8, а объектив 400/5.6 получит рабочее значение диафрагмы в районе драматических F11! В качестве примера приведу 150% кроп фотографий сделанных на длинном конце объективом Sony 70-400/4-5.6 G с телеконвертером 1.4. На мой взгляд, разница в качестве заметна невооружённым взглядом.
Получается, что телеконвертер 1.4 снижает светосилу уже не на один, а на 2 стопа, а 2-х кратный телеконвертер на 3 стопа. Когда ты узнаёшь о такой арифметике, сразу начинаешь по-другому смотреть на применение телеконвертеров. От этого правила можно отступить и открыть диафрагму до максимально возможного значения. Но, исходя из моего опыта, на открытой диафрагме работа с телеконвертерами по плечу только самым выдающимся объективам.
Вы уже могли понять, что даже использование 2-х кратного телеконвертера это серьёзное испытание возможностей вашего объектива, но есть энтузиасты которым количественные показатели важны больше чем качественные. Специально для таких людей фирма Canon предусмотрела возможность последовательного соединения телеконвертеров. Такой «конструктор» возможен только при использовании телеконвертеров Canon 2-го поколения или совмещении телеконвертера 2-го и 3-го поколения.
Даже если такая возможность у вас есть, я не советую проводить подобные эксперименты. По моему мнению, падение качества с таким «тандемом» будет не просто заметным, а катастрофическим.
Если ваш телеобъектив имеет фокусное расстояние 200 миллиметров и более, я рекомендую вам использовать монопод. Он станет хорошим дополнением к телеконвертеру и будет просто незаменим, когда фокусное расстояние вашей связки превышает 400 миллиметров. На таких фокусных даже самая лучшая система стабилизации изображения не сможет гарантировать вам идеальное качество снимков. В отличии от штатива, монопод компактен и удобен в постоянной эксплуатации. А если вы работаете с тяжёлой оптикой, он будет вам полезен вдвойне, здорово снижая мышечные усилия.
На этом у меня всё, друзья. Если вас смутил длинный перечень недостатков, присущих телеконвертерам, то вам они не нужны. Но если их положительные стороны привлекают вас больше чем отрицательные, я посоветую вам приобрести этот небольшой прибор. Пускай он доставляет вам только положительные эмоции и помогает сделать ваши кадры ещё лучше.
Желаю вам удачных снимков и хорошего света!
Комментарии отсутствуют