Панорама как способ расширить творческие возможности

Панорама как способ расширить творческие возможности

e6GD7ir44peogd7dHTGOSeDbwCLDfmQYjut8itsT.jpeg

«Имею желание расширить угол съёмки, но не имею возможности», - у вас возникала подобная мысль? 

Нет? А мне доводилось приходить к такому умозаключению и, как подсказывает мне опыт общения с многочисленными коллегами фотографами, не мне одному. Причины возникновения подобной ситуации могут быть различными: у кого-то нет денег для покупки дорогостоящей сверхширокоугольной оптики, кто-то не желает раздувать комплект своего оборудования, кому-то не нравятся геометрические искажения сверхшириков и качество их картинки. Персонально меня останавливает необходимость менять привычные светофильтры размерности 100Х150 миллиметров на более крупные и дорогие. Впрочем, менять любимый Цейс на что-то более широкоугольное тоже нет никакого желания. Поэтому я освоил искусство создания панорамных изображений. Это вовсе не так сложно, как может показаться на первый взгляд! Давайте я вам немного о нем расскажу.

Начнём с преимуществ, которые даёт вам панорамная съёмка:

- вы получаете возможность создавать изображения, которые (в силу физических ограничений) невозможно снять одним кадром. Ниже пример такого фото, это 200-градусная панорама мыса Капчик;

EPnpcOmYdRJBqNPofXIKovDpTRlpqkq8TcjgslWm.jpeg

-  это способ сэкономить на покупке дорогостоящих объективов и фотофильтров (дополнительное оборудование для сверхширокоугольников дороже стандартного);

-  снимая панорамы, можно получать изображения огромной детализации и разрешения недоступных при нормальной съёмке;

-  панорамная съёмка расширяет творческие возможности фотографа. Даже имея один объектив, можно снимать то, что хочешь, а не то, что позволяет тебе твоя техника;

- панорамная съёмка позволяет экстраполировать возможности вашей любимой оптики на снимки с большим охватом, вы получите привычное качество в новом формате.

Как видите, у меня получился неплохой список аргументов в пользу панорамной съёмки. Думаю, этого достаточно чтобы пробудить ваш интерес к ней. Есть у неё и недостатки, основным из которых является трудоёмкость и повышенные требования к технике съёмки, но они не могут перевесить её преимуществ.

Существует в съёмке панорам и ещё один важный аспект – творческий. Ничто так не окрыляет фотографа как возможность снимать больше и лучше. Панорама — это как раз тот случай, когда технический приём имеет огромный творческий потенциал и только ваша фантазия ограничивает его применение. Не владей я панорамной съёмкой, этих фотографий могло и не быть.

g67R2dJH9SifA2vTtpV8QJLb5nS89ZjWYv6V8VQX.jpeg

AXUt0PVpvn7jQ4eJZazlDfyPxwMxeD1rr6TAGpzE.jpeg

6y2pZUJEgAf2KkuyyhAWjVcAS9GRJ8pP2RyHkgiW.jpeg

В показанных выше сюжетах применение панорамной съёмки позволило мне обыграть перспективу. Я расставил сюжетные акценты там, где посчитал нужным и благодаря широчайшему охвату усилил выразительность этих пейзажей. Особенно хорошо они смотрятся в большом размере.

Как это работает? На самом деле просто. Чем шире охват вашего изображения и ближе фокусное расстояние объектива к широкому углу (24 миллиметра на полном кадре и меньше), тем больше деформируется передний план вашей панорамы. Вы можете контролировать этот эффект во время съёмки, включая в кадр больше или меньше объектов переднего плана.

Есть и ещё один творческий приём, который я часто применяю. Как бы ни отрицали этот факт некоторые фотографы, но человеческий глаз любит детали. Изображение, в котором присутствует множество деталей, воспринимается нами как более реалистичное. Именно по этой причине я обожаю снимать панорамы телеобъективами. Благодаря эффекту приближения, который даёт теледиапазон, можно снять фото с уникальной перспективой. Как эти снимки с мыса Меганом. Никакой кроп с широкоугольного или стандартного объектива не сохранит на снимке такое многообразие деталей и тональных переходов.

tMcI2ZRhlTBWBcnwVQyyL5Au9VVkwF6bAhqngw6M.jpeg

ebrIB4urtR16I5XSmT2jotdr1aBnqmh5iEF9CMYo.jpeg

Кроме того, никто не отменял физических ограничений нашей съёмочной техники. Кропить снимки, особенно кропить сильно, это путь в никуда. Каким бы совершенным не был ваш объектив и сколько бы мегапикселей не имела матрица, вы вскоре дойдёте до предела их физических возможностей. А панорама, снятая с помощью телеобъектива - это реальный способ пополнить ваше портфолио уникальными фотографиями. Ещё одна её полезная особенность заключается в том, что панорама может замаскировать невысокое качество вашей съёмочной оптики. В снимке с огромным разрешением её огрехи и низкая детализация просто станут незаметны. 

Что необходимо для успешного создания панорам? Для начала неплохо будет приобрести необходимый минимум оборудования, которое облегчит вашу работу. Насколько длинный перечень понадобится? Совсем не длинный! Если у вас есть штатив, то купить нужно только две железки. Вот они, на фото.

3mXELe2RlS5rnOHoMhx26hpTipSFDQ1kHfrumhYU.jpeg

Совсем не впечатляющие приспособления, не правда ли? Давайте разберёмся зачем они нам нужны. То, что поменьше и имеет Г-образную форму носит имя - L-plate, эта штука крепится к вашей камере вместо штативной площадки. Длинная железка может называться по-разному: панорамная рейка, макрорейка, макрорельса, удлинённая площадка, площадка-адаптер. Самое главное, чтобы на ней был отдельный ползунок с зажимом, и она была совместима со стандартом Arca Swiss он же «ласточкин хвост». Если головка вашего штатива имеет зажим Arca Swiss, вы без проблем установите всё это железо, если у вас фирменный разъём (как у Manfrotto), придётся подумать о её замене или о покупке специальной панорамной головки. Да, есть и такие. Но я не рекомендую их приобретать в силу: высокой цены, большого веса, немаленьких размеров и узкой специализации. 

В случае с L-plate и панорамной рейкой вы, за меньшие деньги, получите более компактную и гибкую систему. Сам L-plate никак не мешает использовать камеру, с ним проще крепить её в портретное положение, а панорамную рейку (макрорейку) можно использовать не только для съёмки панорам, но и для макросъёмки.

С названиями железок мы разобрались. Пора рассказать для чего необходимо это дополнительное оборудование. При склейке панорам очень важно, чтобы все вертикальные плоскости (при съёмке вертикальных панорам горизонтальные) не смещались в разных кадрах панорамы. На схеме ниже показано как это происходит. Это явление носит название параллакса, и нам очень важно его избегать при съёмке панорам.

SLtcmrM84kQR7UbuxOFU2YbWxQMbkWMmNg4jnODI.jpeg

Обычно штативная площадка крепится к корпусу камеры или к лапке объектива. При таком креплении, когда вы поворачиваете камеру для съёмки панорамы, смещается и её оптическая ось. В результате вертикали будут не соосны и при склейке возрастёт количество ошибок и искажений. Чем больше у вас в кадре объектов переднего плана, тем хуже будет конечный результат. Для того, чтобы избежать подобных искажений при панорамировании, камера должна поворачиваться строго через определённую точку, которую называют «нодальной». На снимке показана камера, закреплённая для горизонтального вращения через нодальную точку.

idcVLTUM3uWziNHeCf7SpmS9ZY5IUkLpkrfZmOf8.jpeg

Местоположение нодальной точки у объективов не одинаковое. Для своей оптики вы можете определить её с помощью таблиц, которые несложно найти в Интернете, или подобрать самостоятельно. Методику поиска нодальной точки тоже можно найти в Сети. Мне нужно только напомнить вам о том, что нодальная точка у зум-объективов будет перемещаться при изменении фокусного расстояния. Если вы планируете использовать для съёмки панорам зум-объектив, я рекомендую определить нодальную точку для его самого широкого угла, как правило, чаще используется именно он. Собственно, вот вам и вся премудрость.

Надеюсь, мы разобрались с вопросом о том, зачем вам нужны приспособления для панорамной съёмки. Они могут значительно упростить вашу работу и улучшить её конечный результат. Если у вас совсем туго с бюджетом или вы хотите просто попробовать себя в съёмке панорам и потом решить нужно вам это или нет, то можете обойтись и без специального оборудования. Я рекомендую, в этом случае, не помещать на передний план сюжетно важные объекты или сложные конструкции. Существует вероятность, что они не получатся при склейке панорамы.

Какие ещё советы по съёмке я могу вам дать? Портретная ориентация при съёмке даёт больший охват чем пейзажная. Попробуйте снимать панорамы в таком положении.

rYIYiKpcTvcahn7xB86DmbErMY4aqeztrE407Vyy.jpeg

Обязательно следите за тем, чтобы кадры будущей панорамы перекрывали друг друга минимум на треть, иначе не избежать проблем при склейке. Если вы снимаете подвижные предметы (деревья, кусты, цветы) при сильном ветре, о панораме лучше забыть. Самый лучший результат можно получить только в статичных сюжетах. Всегда тщательно проверяйте - уровнем ровно ли установлен ваш штатив! Если линия съёмки панорамы не будет строго горизонтальной или вертикальной, вы не получите нормальный снимок. Не надо бояться солнечных бликов на отдельных кадрах! При склейке панорамы их можно легко убрать.

Пожалуй, это все принципы съёмки панорам, которые помогут вам избежать технических ошибок. При условии их соблюдения, разумеется.

 Правильная техника съёмки - это важная составляющая хорошего результата, но она никак не избавляет вас от необходимости правильно строить кадр и искать привлекательные сюжеты. Не стоит пребывать в заблуждении о том, что панорама сама по себе может усилить слабый сюжет или исправить неправильную компоновку кадра. Фоторесурсы полны бессмысленных панорам, авторы которых решили, что панорама унылой серости выглядит художественней, чем её стандартный снимок. Не повторяйте их ошибку! Компоновка панорамы сложнее, чем компоновка простого снимка. Почаще вспоминайте про это перед тем, как снять панораму, и результат вас никогда не разочарует.

После съёмки панораму нужно ещё и склеить или, если угодно, собрать в одно изображение. Здесь нам помогут специализированные модули склейки панорам, встроенные в Lightroom и Photoshop. Не беспокойтесь! Склейка панорам возможна не только в продукции Adobe. Сейчас многие программы для обработки фотографий содержат в своём составе необходимый модуль. Познакомиться с азами склейки вам поможет мой урок https://sony-club.ru/articles/details/5

Если возможностей встроенных средств для работы с панорамами вам будет недостаточно я рекомендую обратить внимание на программу PTGui. Это специализированная утилита и её возможностей, с лихвой, хватит даже для самых сложный случаев и самых требовательных пользователей. Работать с ней не так просто, как с модулями Adobe и для изучения её возможностей вам придётся потратить немного времени, но результат того стоит. Найти уроки и дополнительные сведения о PTGui можно в Интернете.

На этом мой рассказ о панорамной съёмке подходит к концу. Она не требует больших расходов, но может серьёзно увеличить ваш творческий потенциал. Так почему бы не попробовать себя в этом виде съёмки? Рискните и, быть может, результат вас приятно удивит!

А я прощаюсь с вами и желаю вам удачи в творческих поисках и хорошего света!

CfaB8V9suAMs7Jv31TdXa1J0IcWH8NUuc9j9YgPe.jpeg

  • Михаил_СПб
    Финарос здравствуйте. Поздравляю Вас с Новым годом.С интересом прочитал Ваши два урока по теме панорамной техники. Спасибо. Но остались вопросы. Скорее один вопрос из двух частей. Когда снимаешь исходники для будущей панорамы в сложных световых условиях (допустим в горах, где часть пейзажа ярко освещена, а другая в тени) все кадры будущей панорамы должны быть сняты с одинаковой экспозицией или каждый кадр со своей оптимальной экспозицией? 
  • Михаил_СПб
    И затем перед склеиванием панорамы все исходники должны быть обработаны с одинаковыми настройками, так сказать пакетно. Или каждый исходный кадр обрабатывать со своими настройками. Или склеивать панораму вообще без обработки исходников и заниматься этим уже после формирования панорамы? Может напишите на эту тему урок? Или дадите ссылку на ресурс, где этот вопрос разбирается. Еще раз спасибо. Михаил_СПб
    • Финарос
      Спасибо за поздравления, Вас так же с Новым годом. Есть два подхода к обработке панорам. Первый предусматривает съёмку кадров с брекетингом по экспозиции, которые после предварительной склейки в HDR сшиваются в исходники для панорамы. Это очень трудоёмкий и громоздкий метод. Шансы получить хороший результат напрямую зависят от Вашей скорости и условий съёмки. Поэтому я его в своей практике не использую.
    • Финарос
      Второй подход предусматривает съёмку одиночных кадров для последующей склейки. Так как я использую системные фильтры, он меня более чем устраивает. Ну и хорошая фотографическая широта матриц Sony тоже немало выручает.

Комментарии отсутствуют