Мифы о ISO

Мифы о ISO

wyntapMSnYhpd3yyTqRnfxgO73Cq8lDrGwjo9Ess.jpeg

Вероятно, у всех фотографов с большим стажем сформировалось своё видение технических аспектов съёмки. Меня, например, не удастся убедить, что может быть оптика лучше чем Zeiss. И я имею право на подобное утверждение. Кстати, оно вряд ли способно нанести кому-то вред или сбить с проторённой дорожки. Но есть и распространённые и устойчивые заблуждения не знаю, быть может, стоит называть их "мифами"? Так вот, эти мифы могут сослужить плохую службу начинающим фотографам. Обросло подобными мифами и такое базовое понятие в фотографии как светочувствительность, она же ISO.

Вы когда нибудь слышали о таком термине как «фотографический треугольник»? Его впервые употребил в 1990 году Брайан Петерсен в своей книге посвящённой экспозиции. Мне намного привычней употреблять слово "экспотройка" но и то и другое название обозначают одно явление - сочетание времени выдержки, значения диафрагмы и чувствительности фотоматериала которые дают количество света необходимое для корректного экспонирования вашего кадра. С момента появления цифровых камер возможность снимать с высокими значениями ISO преобразила процесс съёмки. Сейчас фотографы-новички даже не задумываются какая чувствительность сенсора установлена в их камере при съёмке. Зачем? Многие фотокамеры с завода поставляются с предустановленным значением "Auto ISO" в меню.

- Что в этом плохого? Ведь мир не стоит на месте, новые технологии меняют нашу жизнь к лучшему!

Приблизительно такие слова я часто слышу и от состоявшихся фотографов. В общем и целом, снимающая публика давно забыла о том, что такое ISO, каким способом достигаются его высокие значения и самое главное – чем за это приходиться платить. Благорастворение в небесах, не иначе.

С одной стороны это вполне логично, современные CMOS сенсоры обладают на порядок меньшим уровнем шума, по сравнению со своими предками изготовленными по CCD технологии. Шутка ли, но ровно 10 лет назад на снимки сделанные на ISO 1600 было трудно смотреть без содрогания, а сейчас и ISO 10000 может выглядеть очень не плохо. На мой взгляд, немалую роль в уменьшении видимых шумов сыграл рост разрешения матриц. Да, как ни странно это прозвучит, но на матрице в 24 мегапикселя униформенный шум выглядит менее заметно чем на матрице с разрешением в 8 мегапикселей. Чем меньше пиксель относительно общей площади снимка, тем меньше бросается в глаза и цифровой шум.

Но расслабляться ещё рано. Есть ограничения на которые развитие технологий, пока, повлиять не смогло. Вот о них давайте и поговорим. Зачем? А для того, чтобы вы понимали чем будете жертвовать при повышении уровня ISO при съёмке.

Первое ограничение. С ростом светочувствительности сенсора падает его динамический диапазон. Не слышали о таком? Посмотрите, пожалуйста, на приведённый ниже график.

EZUB4UuBmm3FljIKZJHQU76MZHU8zmd8DMyqVx3n.jpeg

О чём говорят эти кривые? Они демонстрируют зависимости широты динамического диапазона сенсора от уровня светочувствительности. На графике приведены данные о полнокадровых сенсорах передовых камер SONY A7RIII и A7RIV. Если объяснить простым языком, на этом графике наглядно показано, что прекрасный динамический диапазон в 10 стопов эти сенсоры обеспечивают только при чувствительности равной ISO 100. С увеличением значения ISO динамический диапазон начинает уверенно снижаться доходя на уровне ISO 12800 до обескураживающих 2,5 стопов. Это не просто мало, это исчезающе мало, друзья!

Что это означает на практике? Для начала, забудьте о качественной постобработке изображений снятых на высоких значениях ISO! При таком узком динамическом диапазоне вам просто ничего не вытащить из светов и теней. Соответственно, можете забыть и о съёмке сюжетов с сохранением деталей и в светах и в тенях. На ваших равах в темноте будет только чёрный, а в светах белый.  Кроме того, драматически сузиться диапазон средних тонов. Хорошо ли это для работы? Нет, не хорошо. Малейшая ошибка с выставлением экспозиции и вы можете проститься с вашей фотосессией. И из этого следует простой вывод, хотите качественные снимки в условиях плохого освещения? Старайтесь не завышать ISO. Используйте штатив, упор, тяните снимок на пределе возможностей стабилизатора изображения вашей камеры и тогда получите больше деталей! Вместо повышения ISO попытайтесь увеличить выдержку (штатив и монопод в помощь) и открывайте диафрагму, если это позволяет сюжет и обстоятельства и будет вам благо.

Второе ограничение. С повышением ISO у вас деградирует цвет. На высоких значениях чуствительности сенсора вы можете попрощаться с плотными, насыщенными цветами. Посмотрите на мой снимок лодки с рыбаками сделанный на ISO6400. На первый взгляд, это далеко не самый цветной снимок на планете Земля. И света мало, и задний план малоконтрастный. Но я, в отличии от вас, был на локации и хочу заверить вас в том, что там была полноценная гамма осенних цветов! Я видел их собственными глазами, но на снимке от этого великолепия ничего не осталось.

vaHpVywSJVIljflzKjPDVF7mF9VEYvgOIizcVdNF.jpeg

Сюжет снят на новейшую A7RIV, которая (на мой взгляд) даёт образцовые цвета но здесь с цветом беда. Я пытался вытянуть его при постобработке но лучше было этого не делал. Я не занимаюсь простой констатацией фактов, я хочу дать вам совет. Если задрали ISO не ждите хорошей палитры на вашем снимке и не пытайтесь вытянуть цвета при постобработке. Там нечего тянуть и вы можете сделаете только хуже. Для сравнения, вот снимок сделанный в том же месте и в то же время но со штатива и на ISO 800.

q3v2tnkLUcs7BCLG8E5ipSepA9hvsehIzOInnKCF.jpeg

Вы можете самостоятельно убедиться в том, что здесь с цветом нет никаких проблем. Его, даже, слишком много. И этот снимок прекрасно "тянется". При желании, из него можно вытянуть ещё больше цвета!

Какие будут практические выводы из всего вышесказанного? Формулируются они очень просто. Если у вас есть возможность не повышать ISO - используйте её. На текущем уровне развития фотографической техники упомянутый мной "фотографический треугольник" прочно "прибит" к земле той своей вершиной которая представляет собой светочуствительность. Нет, вы можете поднимать ISO! Но тогда вся эта конструкция, уж простите за аллегорию, может просто схлопнуться в плоскость, развалиться. А пострадает от этого ваш снимок. Зная эту простую истину вы можете по другому взглянуть на сам процесс съёмки и необходимое для её организации оборудование. Для съёмок пейзажа обзаведитесь штативом, для съёмок спорта и живой природы приобретите монопод. И, если  есть возможность, приобретите светосильную оптику. А светочуствительность я настоятельно рекомендую повышать только при самой крайней нужде!

Я даю подобный совет опираясь на свой огромный опыт коммерческой съёмки. У рекламного фотографа нет права на ошибку, за свою неудачу ты заплатишь не только временем и недополученной прибылью, но и репутацией. Какими бы камерами я не снимал, я всегда старался удерживать ISO на минимальном доступном значении. Именно оно обеспечивает наивысшее качество финального изображения. Я искренне надеюсь, что мои советы не внесут диссонанс в вашу "картину мира". Просто попробуйте применить их на практике. Если они помогут улучшить качество ваших снимков значит вы не зря потратили время.

И ещё одна небольшая ремарка. Я не противник прогресса, нет! Я с удовольствием наблюдаю как растёт качество картинки в каждом новом поколении сенсоров выпускаемых SONY. Но этот прогресс не отменяет законов физики а следует им. Высокая светочуствительность имеет как плюсы так и минусы. А вот здесь я наблюдаю явный "перекос". О плюсах высоких ISO "поют" на каждом перекрёстке, а разговора о минусах избегают или уводят его куда-то в дебри сознания. Есть съёмочные ситуации где без высоких ISO не обойтись, а есть такие где повышения светочуствительности можно и нужно избегать. Всё, что по настоящему необходимо вам для уверенной съёмки это твёрдые знания а не догадки. Я написал этот материал чтобы вы могли ознакомиться с ограничениями которые влечёт за собой повышение светочуствительности. Теперь вы вооружены этим знанием и оно поможет вам снимать более осознанно. В любом случае, спасибо за то, что прочитали мою заметку до конца.  Удачи вам и хорошего света!  

Комментарии отсутствуют