Насколько хорошо вы знакомы с фотографией? Вы задавали себе такой вопрос? У вас возникал кризис ориентиров, когда непонятно куда двигаться дальше? Вроде бы и техникой овладел и снимки получаются неплохие, но всё это ни о чём. Душа просит другого! Хочется открыть некую потайную дверь и увидеть другой мир, или наш мир но по другому. Если да то я могу вас поздравить, вы становитесь настоящими художниками. Через кризис приходит понимание. Быть может у талантливых людей это происходит по другому но нам, простым смертным, приходиться периодически упираться в потолок своих возможностей, чтобы продолжать развитие. Беда художника и фотографа состоит в другом, нам нужны примеры чтобы понять, что именно мы видим вокруг и как это передать с помощью языка визуальных образов.
Когда подобный кризис случился у меня в первый раз я и открыл для себя Магнум-фото. Что это? Кто это? Ну, ребята! Такие вещи нужно знать. Впрочем не буду умничать и расскажу то о чём знаю сам.
Возьмите в руки камеру Sony 7-серии, что там у вас: A7II, A7S, A7RII? Компактный, красивый инструмент. Правнук первой Лейки созданной Оскаром Барнаком в 1913 году. Кто бы мог подумать? Но иногда техника изменяет искусство а не искусство технику. Появилась первая кинокамера и мы получили искусство двигающейся картинки – кино. Появилась первая компактная камера и фотография стала совсем, совсем иной! Не постановочно-студийной как в XIX веке, а живой и подвижной. Она вырвалась на просторы улиц, стала фиксировать жизнь во всём её многообразии. Фотография стала искусством запечатлённого момента, момента истины, вырванного из течения времени и бережно сохранённого на плёнке.
При чём здесь Магнум-фото? Это самое знаменитое фотоагенство всех времён и народов. Без преувеличения можно сказать, что если бы его не существовало то фотография никогда не стала бы такой какой мы видим её сейчас. И создали его отчаянно талантливые и смелые люди. Как и многие исторические события, это произошло в Париже. Прекрасным весенним вечером 27 апреля 1947 года в уютном кафе собрались 4 фотографа имена которых уже были известны всему миру: Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Дэвид Сеймур и Джордж Роджер. Распив литровую бутылку шампанского (бутылки такого размера называют Магнум) они пришли к выводу, что пора создать творческую артель которая соберёт под своей крышей самых лучших фотографов-документалистов.
Задачей будущего агентства Магнум-фото было нести миру новую фотографию. Не падчерицу изобразительного искусства, дешёвую альтернативу картине. О нет! Эта фотография была новым способом рассказать о Человеке и окружающем его мире. Четыре гениальных провидца не хотели просто фиксировать реальность за деньги. Они хотели быть художниками, рассказчиками, странниками и теми кто несёт людям правду о окружающем их мире и их самих. Для этого им и была нужна фотография как вызов, фотография как искусство, а не просто технология быстрого получения изображения.
Зачем было нужно оформлять это как агенство? Контору, которая продаёт газетам и журналам фотографии снятые работающими в ней фотографами? Да потому, что тогда, как и сейчас, новому было не пробиться через бетонные стены редакционной политики и общепринятых вкусов. Никто кроме самих фотографов не хотел преображения фотографии, всем нужны были только картинки и ничего больше. Был и сугубо меркантильный интерес, защитить себя и свои заработки, почему бы и нет? Но не думаю, что эта цель была главной. Почему этим ребятам удалось добиться успеха? Да вы просто зайдите на их сайт и полюбуйтесь их фотографиями. Эти парни просто одержимы фотографией! Такого профессионального и напряжённого рассказа о действительности вы не видели ещё никогда. Это именно то, что нужно чтобы дать самому себе творческий пинок. Мастерская компоновка кадра, умение поймать момент, всё это не так потрясает как умение видеть реальность через видоискатель. Это тот самый уровень когда фотограф не фиксирует жизнь а каждым своим кадром рассказывает историю. И вы понимаете, что именно он хотел вам рассказать. Впрочем зачем рассказывать, зайдите на сайт агентства и вы всё увидите сами.
С того далёкого апрельского вечера прошло уже 70 лет, что получилось из проекта знаменитой четвёрки, вдохновлённой бунтарским духом Картье-Брессона? А получилось то, что мы называем современной фотографией. Посмотрите на перечень авторов которые работали в Магнум-фото после его основания: Вернер Бишоф, Аббас, Питер ван Агтмаел, Берт Глинн, Корнелл Капа, Николас Тихомиров, Стив Мак-Карри, Бруно Барби, Ева Арнольд. Можно продолжать и дальше, но какой в этом смысл? Эти имена не просто цвет мировой фотографии, они и есть мировая фотография! И не только в XX но и в XXI веке фотографами Магнум-фото становятся только самые лучшие, легенды создают легенду. Я бы сказал, что можно иметь фотокамеру и не знать ничего про Магнум-фото, но нельзя быть фотографом и при этом ничего не знать о Магнум-фото. Это агентство как маяк, те кто хочет быть лучше тянуться к его свету, а все прочие блуждают в темноте.
Именно поэтому я и рассказал вам о Магнум-фото. Рассказал немного и всё больше в хвалебных тонах. Чего уж греха таить? Я восхищаюсь работами его членов. И думаю не я один такой. Вы можете их не понимать, это пройдёт. Вы можете считать себя выше чужих авторитетов, это тоже пройдёт (если вы не безнадёжны). Но для начала ознакомьтесь с работами мастеров из Магнум, проникнитесь их духом, насладитесь их техникой. Если вы в творческом поиске, если упёрлись в потолок своих возможностей вам это будет полезно. Если просто проявите любопытство, то тоже потратите время не зря, увидите, что такое настоящая фотография. И напоследок скажу вам ещё одну вещь, я не требую преклонения перед авторитетами, я призываю учиться и смотреть на мир широко открытыми глазами! Что может быть полезней для фотографа? Хороших вам кадров, друзья!
Комментарии отсутствуют