Я нахожусь в сложном положении, друзья. Мне приходится признать, что так понравившаяся мне своей универсальностью A7III больше не является моим фаворитом среди камер с байонетом FE. Её место занимает очень дорогая, нишевая, не лишённая недостатков, но божественно прекрасная A7RIV. Неужели она настолько хороша, спросите вы? Да, несомненно. Во всяком случае по моему, глубоко за ангажированному, мнению. Я просто очарован новинкой, но это не мешает мне оценивать её достаточно взвешенно. Начнём, традиционно для моих обзоров, с недостатков.
Итак, есть ли пятна на Солнце? Есть, несомненно есть. Я не стану утомлять вас придирками к эргономике новой камеры, вам давно известны мои претензии и они касаются всех камер с байонетом FE, даже самых новых. Конечно, в SONY продолжают непрерывно работать над хватом этих камер, стараясь при этом не отступить от выбранного компактного форм-фактора своих беззеркалок. Ребята, у вас неплохо выходит, действительно неплохо, но может стоило сделать сразу хорошо? Впрочем, это дело привычки, работать с огромным супертелевиком 200-600 G удобно, камера позволяет надёжно удерживать его и этим всё сказано.
Не обошла стороной новинку нестабильная работа автофокуса в сложных условиях освещения (эта проблема уже знакома мне по другим «семёркам»), вплоть до полного отказа камеры фокусироваться. Мне кажется, я понял в чём причина этого «бага». Размеры датчика фазовой фокусировки на беззеркалках равен размеру пикселя. Чем больше разрешающая способность сенсора, тем меньше физический размер пикселя и, следовательно, датчика. А чем меньше его размер, тем меньше света он получает. Падает чувствительность, камера теряет способность фокусироваться на малоконтрастных объектах в условиях недостатка освещённости. Элементарная физическая проблема и, пока, электроника камеры не способна её преодолеть. Но вынужден признать, что инженеры SONY добились огромного успеха разрабатывая сенсор новой A7RIV. При меньшем размере пикселя, по сравнению с A7III, она не даёт большего процента сбоев автофокусировки по сравнению с 24 мегапиксельным сенсором младшей модели.
Огромным разочарованием для меня стал режим пиксель-шифта. Я очень хотел опробовать его и, особенно, новый фирменный алгоритм с 16 кадрами. Но когда я узнал, что камера не сшивает такой кадр самостоятельно а требует, после съёмки, применения фирменного ПО от SONY я просто отказался от этой затеи. В чём смысл SONY? Почему OLYMPUS сшивает пиксель-шифт внутрикамерно а твоя камера нет? Чем тогда эти манипуляции должны облегчить работу фотографа? Мало мне других проблем, так я ещё должен записывать в блокнот номера серий из 16 снимков и потом сидеть дома перед компьютером, ждать пока твоя утилита сошьёт мне супер-детализированный снимок. Да я и так слишком много времени трачу на обработку снимков! Тот самый случай когда желание не отстать от конкурентов победило здравый смысл. Не зачёт!
На этом мы закончили, собственно, с недостатками. А теперь я вынужден вас предупредить о особенностях использования камеры с 61-мегапиксельным сенсором. Это не недостатки, это её специфика. Камера не прощает вам ошибок в выборе выдержки. Надо предельно строго соблюдать правило соответствия выдержки фокусному расстоянию объектива. Например, если вы снимаете на 200 мм, выдержка должна составлять не менее 1/200 секунды, при включённом стабилизаторе! Если стабилизатор выключен смело удваивайте число выдержки до 1/400 секунды. Если не можете следовать этому правилу вас спасёт только штатив! Малейшая шевелёнка и вместо океана деталей вы получите мазню по всему полю кадра. Просто помните об этом и всё у вас будет в порядке.
Теперь поговорим про сильные стороны новой «R-ки». Сенсор. Это огонь! Нет! Это океан, это целая Вселенная огня! Детали, детали везде, качество недоступное прежде и то, что понравилось лично мне – возможность забыть про телеконвертор. Кроп-режим в 26 мегапикселей это нечто, скажу я вам. Причём пригодится он не только при съёмке телевиком. Я использовал широкоугольный зум 2.8/16-35 GM и могу утверждать, что кроп-режим на 35 миллиметрах делает покупку «полтинника» совершенно бессмысленной. Если вас конечно устроит «полтинник» с светосилой F2.8. Но то, что не надо носить с собой дополнительные стёкла здорово облегчает твою работу. Особенно, если ты фотограф-пейзажист и вынужден таскать на себе всё необходимое в длительных пеших походах.
Конечно новый сенсор, при всей своей мощи, не стал для меня откровением, таким каким были 42 мегапикселя на A99II A7RII. Нет! Это не революция и это будет очевидно тем кто уже использует камеры R-серии второго и третьего поколений. Но рост качественных показателей изображения очевиден и с этим фактом не поспоришь. Сенсор четвёртой «R-ки» демонстрирует прекрасную картинку, недоступную камерам с меньшим количеством мегапикселей и это факт с которым нужно смириться. Можно, конечно, пытаться его отрицать но это дорога в никуда.
Приятный сюрприз для всех владельцев качественной оптики с байонетом A! Мои объективы Цейсс 2/24 и 1.8/135 прекрасно разрешают новый сенсор. Думаю, что и топовая минольтовская оптика справится с этой задачей без проблем.
Чем ещё порадовала новая камера? Хорошей работой на высоких ISO. Как показали опытные снимки ISO 6400 для неё вполне рабочее, несмотря на малый размер пикселя. Порадовал прекрасный цвет который выдаёт камера. Он плотный, ненасыщенный и очень правильный. При должном умении из него можно извлечь всё, что вам нужно и он не портит впечатления от снимка, даже снятого в JPEG. Это действительно замечательная особенность новой «R-ки», редко можно увидеть, чтобы цифровая камера не портила природные цвета.
Работает камера быстро и стабильно, субъективно, она немного быстрее чем A7RIII. Лагов и зависаний нет, даже на предсерийном образце. Но есть одно важное уточнение. Если вы не используете карты памяти стандарта UHS-II можете даже не надеяться на нормальную работу! Со старыми картами камера медленно сохраняет кадры, так же медленно открывает их для просмотра, страдает скорость съёмки. В общем, одни расстройства. Поэтому, покупка карты памяти с максимальной скоростью передачи данных должна стать неотъемлемой частью расходов при покупке новой «R-ки». Если у вас есть такая карта то вы сможете сразу насладиться быстротой и стабильностью новинки.
Ещё в активе A7RIV быстрый автофокус, длительное время работы и улучшенная пылевлагозащита. Да, да. Это заметно даже при поверхностном осмотре. А это немаловажная вещь, когда ты снимешь с моторки в ладожских шхерах. Особенно северной Осенью с её непредсказуемыми осадками.
В общем, шикарная камера, друзья! По моему скромному мнению, фирма SONY ещё не выпускала в линейке FE более весомого повода для того, чтобы продать почку. Если у вас, где то под диваном, завалялись лишние 300 тысяч немедленно бегите в магазин, а то всё раскупят!
На этом мой короткий обзор завершён, спасибо всем кто прочитал его до конца, а представительству компании SONY в Санкт-Петербурге спасибо за предоставленную на тест камеру и объективы.
Ну и видео-обзор-мнение меня и моих коллег по фото-фронту.