Зачем фотографу фишай?

Зачем фотографу фишай?

Зачем фотографу фишай? Или сказание о том как не выстрелить себе в ногу

Предупреждаю сразу! Этот материал полон яду и тонкой, мимолётной иронии. Если у вас слабое: сердце, нервы, поджелудочная. Если вы: беременны, стары, немощны или измучены нарзаном. Не читайте эту статью! Тем более не читайте её если в фотографии вам интересны только фотокамеры и объективы. Не надо! Вы расстроитесь, впадёте в исступление а, возможно, в депрессию, но всё равно ничего не поймёте. Это статья - предупреждение и адресована она тем, кто с любопытством смотрит на окружающий мир, тем кто не уверен в своих знаниях и жаждет узнать новое. Вам я говорю – останьтесь! Будет интересно!

Есть у нас на форуме Сони-Клуба в разделе «О фотографии» любопытная ветка, называется: «Фишай, как, когда и главное, зачем?». Давно, очень давно, смотрю я на неё с недобрым любопытством. Нет, меня удивляет не то, что она появилась на свет и даже не её содержание. Меня удивляет тот факт, что из года в год находятся люди которые готовы ставить вопрос о необходимости использования фишай-объектива. Ставить его именно так, как в названии этой ветки. Итак, зачем. Нет! ЗАЧЕМ фотографу фишай?

Я бы с удовольствием ответил: - для того чтобы снимать. Какой вопрос, такой и ответ, в конце концов, но боюсь, немногие, поймут мой юмор. Поэтому остановлюсь на этом вопросе подробно. Но, для начала, спрошу у пустоты:

- А почему, чёрт возьми, никто не спрашивает у художников:  - зачем вам тонкая кисть?

Нет, в самом деле! Можно же всё писать одной кистью, например вот той, широкой. Ну той, которую в строительных магазинах продают. Очень удобно, в самом деле! Забор ей покрасил и тут же поверх «Джоконду» накидал, или там «Поклонение волхвов». И вообще, мазилы, зачем вам кисти? Руками же, руками писать удобнее всего! В Каменном веке, говорят, так и делали. Удобно же! И инструмент всегда с собой, помыл его от краски и готово, можешь рыбки похавать, или в носу там, поковырять. Ничего не понимают эти тиллигенты в жизни, в самом деле! Сложности какие то мутят, жить не дают простому человеку.

Так вот, простые человеки, для вас придумали мыльницу и камеру в телефоне. Там всё просто, тыц на пимпочку и фотка готова, можно запилить лук в инсту, или чеснок в хипсту, я не очень ваши заклинания понимаю. Но для тех кто считает фотографию призванием и профессией всё далеко не так однозначно.

Давайте я выступлю адвокатом этого замечательного объектива и постараюсь защитить его репутацию. Хотя, конечно, он в этой «реабилитации» нисколько не нуждается. Но, тем не менее, я попробую:

- Господа присяжные заседатели! Грустная история моего подзащитного началась  не сегодня. Он начал свой путь к трагическому финалу в начале XX века. Тогда он был юн. Можно сказать он был ещё дитя! Как же он дошёл до такой жизни?

Появление фишая в процессе развития фототехники было вполне предсказуемо. Росла чувствительность фотоматериалов, появились рулонные камеры «Кодак», фотоаппарат переставал быть диковинкой и всё шире использовался в различных сферах человеческой жизни. Росли возможности камер а вместе с ними росли и запросы фотографов, для дальнейшего расширения возможностей съёмки нужно было расширение возможностей фотографической оптики. И если с теледиапазоном всё было более-менее ясно уже в XIX веке, то широкоугольные и сверхширокоугольные объективы долго оставались в положении сирот прогресса.

И в вот в 1906 году американский физик Роберт Вуд представил первый в мире фишай-объектив. Вуд не был конструктором-энтузиастом, он не был увлечённым фотографом, он исследовал физическую оптику. Говорят, что фишай он создал чуть ли не из хулиганских побуждений. Ему захотелось увидеть каким образом видят мир находящиеся под водой рыбы, вот он и создал новый объектив. Это, конечно, курьёз. Вуд был серьёзным учёным и для него создание объектива с полем зрения в 180 градусов было не шуткой, а непростой физической задачей. Он вообще много «нахулиганил» в области оптики и фотографии. Создал, кроме фишая ещё и ультрафиолетовую фотографию, но её, почему-то никто курьёзной не считает. А вот фишай неоднозначное отношение сопровождает до сих пор. И мне кажется я знаю в чём причина.

Для подавляющего большинства людей которые знакомятся с  миром фотографии представление о фишай-объективах, почему-то, сосредоточено на циркулярных фишаях. Как раз эти объективы очень редки (сейчас на рынке представлено не более 5 моделей), и используются, в основном, не в художественных а в научных целях. А в фотомагазине или в кофре у знакомого вы найдёте представителя другого семейства фишай-объективов – диагональный (полнокадровый) фишай. На снимке ниже видна разница между изображением которое формирует циркулярный и диагональный фишай.

YtRtBQvlrHl36PQdnHbrsUiWoWaOc8TWh850VZac.jpeg

Как видите это совсем разные картинки, объединяет их только одно – циркулярная перспектива. Но если циркулярный фишай, с его вписанной в кадр круглой картинкой, трудно воспринимать, то на изображение формируемое диагональным фишаем вполне можно смотреть без содрогания. Собственно, я и предлагаю вам использовать диагональный фишай. На мой взгляд, это нормальный инструмент для фотографа, не менее необходимый чем телеобъектив, но и не более, конечно. Всё зависит от ваших жанровых предпочтений, конечно. Но фотографы использовали и будут использовать фишай практически во всех жанрах, начиная от пейзажа и заканчивая портретом.

Конечно никто не заставляет вас игнорировать циркулярный фишай в качестве инструмента для творчества. Есть и настоящие шедевры снятые на эту специфическую оптику. Не верите? Поищите в Сети снимки Льва Бородулина или известный всему миру снимок Сальвадора Дали сделанный Филлипом Хальсманом. Если вы можете вникнуть в подобную эстетику и снимать подобные вещи, то могу вам только пожелать удачи и хорошего света.

А теперь обратим внимание на особенности диагонального фишая которые мешают фанатам попиксельной резкости и тёплого лампового цвета снять на него хотя бы один хороший кадр. 

Первая претензия - он всё гнёт и плющит. Вообще то не всё и не всегда это является проблемой. И, давайте на чистоту, дисторсией страдает любая широкоугольная оптика. И чем угол шире, тем больше искажения. Основное отличие фишая от  нормального 14 мм объектива состоит лишь в том, что в фишае нет линзы исправляющей дисторсию. Иногда, сама исправленная дисторсия может сильно исказить снимок, особенно это видно при съёмке архитектуры. На моём снимке Казанского собора детали слева тянет так, что начинает искажаться фактура, а это ещё не самый экстремальный пример. 

2PU9RH3uEgC7RarBoHW3Z9Qqq8MtjuhKLCxLKX4h.jpeg

Поэтом, циркулярные искажения это не самое страшное в фишай объективе. Иногда именно они могут стать главной изюминкой вашего снимка. Посмотрим на мою фотографию рассвета в лесу. 

KpEgQXbcEJkHlf5MR8RVMPe3uZY9iivo1Oun7Umq.jpeg

Циркулярные искажения, действительно, сильно заметны. А вот на снимке пещеры Барабан-Коба всё уже далеко не так однозначно. 

eIegTSnTJcUc36w2m1fYzAiBJgQ8SURHnSlteayT.jpeg

А как насчёт кадра с Тепе-Керменом?

MJOujnaEVIm68CEjysc3gMhGIDglucJBGDTZOKfN.jpeg

Вы вообще здесь видите искажения вертикалей? Нет? Но это тоже снято на фишай! Рецепт прост, не размещайте вертикальные линии по углам кадра и их изгиб перестанет вас беспокоить. И ещё одно. Если всегда располагать линию горизонта по центру кадра, то диагональный фишай не будет искажать горизонтали.

А вот вам пара примеров того, как использовать искажения которые даёт фишай как художественный приём. Видите как изогнулась линия горизонта на снимке с палаткой? 

ZRw5QJAVYTvG0GixQ7jjS36EZQUesuqmouYOQ2Bh.jpeg

До того как у меня появился фишай я вынужден был делать этот эффект в графическом редакторе. Вот ещё один снимок где я использовал этот эффект.

N2c39HbWtRLqe4ZH98Vd8wyegSEgV7794kWA0WL2.jpeg

На самом деле, у склона холма где сделана эта фотография, нет такого элегантного изгиба, я добавил его сдвинув ось фишая ниже линии горизонта. Для меня диагональный фишай это, скорее, сверхширик с неподавленной дисторсией, чем специфическое Чудо-Юдо к которому не знаешь с какой стороны подступиться. Если надо я давлю эту дисторсию, в особо тяжёлых случаях, программными средствами Photoshop. Если мне нужно я использую её как творческий элемент. Как говорят у них в Одессе: - Вот и всё, что я имею вам сказать за циркулярные искажения диагонального фишая.

Претензия вторая – он делает клоунские портреты. Ну, что тут скажешь? А вы возьмите «полтинник» и подойдите к модели поближе, ещё ближе, настолько близко насколько позволит минимальная дистанция фокусировки и полюбуйтесь, что получится. Тот же гипертрофированный нос картошкой и получится, уверяю. Вообще, снимать портреты на ширик надо осторожно. А уж на фишай, как наиболее экстремальный из широкоугольных объективов, тем более. Но если не подходить к модели вплотную и не размещать её по углам кадра, там где искажения сильнее всего, то может получится неожиданно неплохой результат. А ещё фишай даёт возможность снимать там, где совсем нет пространства для съёмки. Где это может быть полезно? Например на скале на Ладоге, как на моём портрете прекрасной Маши.

FPQfhOLiMQavSvJYfblHSKTVlNScXc3d53giFHJt.jpeg

В рамках нашего осеннего фотокэмпа 2018, мы с Димой Цветковым как раз и попробовали снимать там, где обычно никто снимать не отваживается. Не скажу, что получились шедевры, но кадры, определённо, запоминающиеся и выглядят необычно. В общем, второй предлог, как и первый, скорее надуманный и происходит он не от большого съёмочного опыта а, скорее, от его недостатка.

Подводя итог своему короткому адвокатскому блицу могу сказать лишь одно: 

- Господа присяжные заседатели! Мой подзащитный, гражданин Фишай, имеет кристально чистую репутацию и ни в какой защите не нуждается.

Что до тех, кто вполне серьёзно спрашивает: «зачем фотографу нужен фишай»? Я надеюсь, что они шутят. В противном случае, это напоминают мне историю про охотника на тигра, который стреляет себе в ногу, чтобы привлечь хищника запахом свежей крови. Конец этой истории немного предсказуем, охотник, конечно же, становится лауреатом Премии Дарвина. Не надо доводить всё до абсурда. Рисовать вместо кисти - пальцем, использовать вместо красок – известную субстанцию. И отказываться от творческих возможностей, которые тебе даёт сменная оптика разных типов, тоже не надо. Фишай нужен и нужен для того чтобы снимать. Кто не знаком с ним – попробуйте, возможно вы полюбите этот тип объективов так же как люблю его я. Конечно! Если вы ещё не догадались, я сам часто использую фишай и вполне им доволен. Именно это, а не избыток желчи в организме, побудило меня взяться за перо. А на этом всё. Всем желаю не болеть и хорошего света!

  • Вадим Краснодар
    Поддерживаю во всем. Сам с удовольствием снимаю на фишай.
  • Вадим Краснодар
    И да, не удержался, всё-таки тиснул портрет с фишая в галерею...

Комментарии отсутствуют