Его Величество Цвет

Его Величество Цвет

Друзья, это последняя, четвёртая по счёту статья моего цикла «Lege Artis». Всё это время я старался описать простым языком сложные вещи и привить вам интерес к теории изобразительного искусства, помочь применить её к фотографии. Надеюсь, мои усилия не были напрасными и вы смогли извлечь для себя практическую пользу из моих рекомендаций.

Сегодня мы сосредоточимся на самом сложном для понимания предмете в теории изобразительного искусства. Он манит возможностями, но ещё сильнее пугает ужасающими последствиями при неправильном обращении. Что это за ужасный и священный предмет? Это искусство колорита, как называют его художники. Если говорить проще, эта статья посвящена применению цвета в фотографии. Точнее Его Величества Цвета! Именно так, всё с заглавной буквы и никак иначе! Почему? Хотя бы потому, что значительно проще научится снимать в ч/б чем в цвете. Хотите опровергнуть это утверждение? Не торопитесь! Давайте, для начала, разберёмся в предмете.

Посмотрите на две версии моего снимка зубцов Ай-Петри. Одна из них чёрно-белая, вторая выполнена в цвете. 

nxEg7HquttxJ3ckZUYLzSXz6jORaHXOrBaMwfDyr.jpeg

Можно было бы долго дискутировать, но для подавляющего большинства зрителей это разные снимки. Кадр один а снимки разные и здесь нет никакого фундаментального противоречия. Чёрно-белый снимок заставляет нас сосредоточится на форме и композиции, в своей строгости он практически двухмерный. Отбросив цвет мы можем ясно увидеть суть фотографии, понять без посредников, что именно хотел донести до нас автор. Но стоит добавить цвет и строгость сменяется многообразием, сцена приобретает большую глубину и становится многозначной. Такая фотография привлечёт внимание даже далёкого от искусства человека. И даже если он не сможет понять авторский замысел то просто восхититься картинкой. Не надо недооценивать значение цвета, друзья! Если вы пошли на поводу у мнения о превосходстве чёрно-белой фотографии и её относительной сложности, по сравнению с цветной, могу вас уверить, что это утверждение не является истиной. Говоря образно, цвет это новое измерение эмоций изображения, чёрно-белая картинка по природе своей лишена её. Художнику волен сам выбирать какие художественные приёмы ему использовать в творчестве, если это нужно для достижения художественного эффекта он обойдётся без цвета, если цвет нужен он использует его. Перефразируя слова магистра Кеноби - только неучи всё возводят в абсолют.

Но вернёмся к предмету нашего разговора – цвету. Мой отец, опытный альпинист, часто любит говорить на скальных тренировках:

-                      Можно всю жизнь учится бить крючья для страховки и никогда не достичь совершенства.

Так же и с цветом. Можно всю жизнь пытаться освоить искусство колорита но никогда не создать ни одной достойной работы. Скажу больше, можно всю жизнь думать, что ты безупречный эксперт в области цвета и обладаешь прекрасным вкусом, но на деле быть далёким от этого, как Плутон от Солнца. Причин этому много, но главная одна. Цвет надо изучать а не воспринимать его как неотъемлемое свойство предмета.

В рамках небольшой статьи, вдобавок стеснённый требованием изложить материал максимально просто, я не смогу рассказать вам основы теории и практики колорита которым художников обучают годами. Я и не ставлю перед собой эту неподъёмную задачу. Я расскажу вам о двух основных приёмах работы с цветом, которые вы сможете сразу использовать в своих снимках и опишу основы работы с цветовым кругом. Но даже этой малости должно хватить для того, чтобы приоткрыть вам глаза на огромное значение цвета в фотографии. Как 90% массы айсберга скрывается от глаз наблюдателя под водой, так и львиная доля кропотливой работы с цветом, которую производят художники и фотографы, скрыта от глаз зрителя. Особенно это очевидно как-раз в фотографии. То, что делает картинку приятной и привлекательной, на самом деле, не является исключительной заслугой предмета съёмки, это ещё и гигантский труд снимающего и обрабатывающего снимок мастера. Как только вы начнёте знакомится с колоритом и экспериментировать с цветом в своих работах вы поймёте какой огромный объём знаний и какое умение требуется для достижения хорошего результата. Я искренне надеюсь, что необходимость трудиться и узнавать новое не станет для вас препятствием в достижении цели. Ну а теперь поговорим, собственно, о предмете нашего внимания, цвете.

Первое, что вы должны усвоить при работе с цветом – не переборщите! Цвет мощно стимулирует эмоциональные центры нашего мозга. Как показали исследования маркетологов рядовой покупатель предпочитает более яркие и интенсивные цвета их менее насыщенным аналогам. В современной массовой фотографии эта тенденция прослеживается очень чётко. Как только человек получает возможность контролировать интенсивность цветов в изображении он, немедленно, её повышает. В особо запущенных случаях, просмотр таких шедевров может быть вреден не только для психики но и для зрения зрителей. Не допускайте подобных ошибок, цвет это аналог оружия массового поражения в мире фотографии и обращаться с ним надо предельно осторожно. В противном случае, отравишься сам и уничтожишь всё живое вокруг себя.

Итак, цвет связан с человеческими эмоциями. Точнее, определённые цвета ассоциируются у человека с определёнными переживаниями и даже могут искусственно вызывать их, это называют созданием настроения. Первое применение этого принципа в фотографии это создание эффекта тепла или холода в изображении. Цвета бывают тёплыми и холодными. Как это применить в фотографии? Посмотрите на фото рассвета, которое я сделал на Ай-Петри. 

76ZfAztqRWFWi0NBASwxvRrgjLjDkJdhxIr9UOGa.jpeg

Прекрасное, тёплое утро! Солнце встаёт и глядя на снимок тебе кажется, что ты чувствуешь его тепло. А теперь взгляните на тот же снимок но выполненный в холодной цветовой гамме.

Il0Fz7Zo2HkZFhevAl8fdgU57bEiOy5rnavfO4AU.jpeg

Совсем другие ощущения, сдержанные, величественные, но никакой радости и тепла. А между тем это не просто парные кадры, это один и тот же снимок. Вся разница между ними в цветовой температуре, тёплый вариант проявлен из RAW при 7500 Кельвинах, холодный при 2850. Причём второй вариант это версия снимка которую выдала автоматика. С точки зрения усреднённого баланса белого именно такая гамма должна быть на этом снимке. Но реальность, ощущения, которые я испытывал наблюдая эту сцену были совсем иными. Поэтому я выбрал высокую цветовую температуру и не прогадал. Простые действия, и разительная разница в настроении работы.

Думаете я сейчас критикую алгоритм работы автоматики в своей камере? Нет! Для меня, как художника, оба варианта этого снимка имеют право на жизнь. Но выбирать должен я а не машина. Потому, что только я понимаю какой смысл хочу вложить в эту сцену, потому, что это я выбрал место и время съёмки. В данном случае, вопрос выбора холодных или тёплых цветов это вопрос выбора инструмента для достижения творческой задачи. Как выбор кисти, только вместо кисти я использую баланс белого. Большая часть проблем с цветом в эпоху цифровой фотографии связанна именно с некорректным выбором автоматикой камеры или программы проявщика цветовой температуры. Именно поэтому вы должны усвоить разницу между тёплыми и холодными тонами и самостоятельно выбирать какие более уместны в вашем снимке. Отдавая этот вопрос на откуп автоматике вы лишаете себя творческого инструмента и начинаете играть с машиной в своеобразную «рулетку»: выпадет нужная мне тональность или нет? Выбор температуры изображения слишком важен в цветной фотографии, он слишком многое меняет в восприятии сюжета. Поэтому, к нему нельзя относиться с пренебрежением!

Попробуйте изменить баланс белого в ваших снимках и вы увидите как это может преобразить самый простой сюжет. Закономерности здесь очень простые. Тёплые цвета это высокие цветовые температуры, свыше 5500 Кельвинов. Холодные цвета всё, что ниже этой отметки, ярко выраженные холодные тона получаются при температурах ниже 3500 Кельвинов. На камерах SONY вы можете настраивать этот параметр прямо во время съёмки, используя видоискатель, что очень удобно. Либо снимайте в формате RAW который позволяет изменить цветовую температуру после съёмки, когда вы станете «проявлять» свои фотографии.

У различных сюжетов и предметов которые вы привыкли видеть в окружающем нас мире существуют свои стандарты температуры цвета: Зима это холодные цвета; Лето это тёплые; безоблачное небо это холодные цвета; пламя костра это тёплые цвета. Сами цвета так же делятся на тёплые и холодные. К тёплым цветам относят: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый. К холодным: голубой, синий, фиолетовый.  Как вы уже поняли практически всё, что вы можете снять попадает под подобное разделение. В отличии от автоматики камеры вы обладаете художественным чувством и свободой воли. В своих снимках Вы можете изменять температуру цветной сцены для усиления эмоционального эффекта или, вовсе, изменить её и получить в привычной сцене непривычное настроение.

Посмотрите на этот снимок зимней Ладоги.

MVcacVngSd1fMjYY2reVGyoWOtJWSzHyesefkWCm.jpeg

Оцепеневшая Природа скованная морозом, холодные цвета подчёркивают и усиливают настроение зимней стужи. И мы воспринимаем этот зимний снимок нормально, хотя всем известно, что голубого снега в природе не существует. А вот тот же остров снят с другого ракурса, на рассвете. 

1PQiUfkfYV9i0rrCxNSawNs3sAD2kzxEChFCd3rY.jpeg

Пробивающийся сквозь туман свет солнечный свет окрашивает всё тёплыми красными и оранжевыми тонами. Но мы знаем, что реальный снег не может быть красным! Тем не менее, это по прежнему зимняя сцена и мы воспринимаем её именно так. А вот  настроение у двух снятых в одном месте и, практически, в одно время снимков совершенно разное. Подобный эффект достигнут исключительно благодаря цвету. Запомните это и старайтесь применять тёплые и холодные цвета осознанно.

Второй приём работы с цветом так же связан с его температурой. В статье «Про глубину, контраст и немного про художественное пятно» я писал о эффекте тональной перспективы. Её влияние на цвета в изображении заключается в изменении цвета удалённого предмета с тёплых на более холодные тона. Полупрозрачная воздушная среда прекрасно пропускает фиолетовую часть видимого спектра но поглощает красную. В результате по мере удаления предмета от наблюдателя между ними как будто опускаются всё новые светлые голубые вуали. Что же мы видим в итоге? Окрашенное красными микроорганизмами солёное озеро будет иметь у горизонта совсем не красный а голубоватый оттенок и каким бы тёплым не был цвет чем дальше он будет располагаться от наблюдателя тем холоднее будет становиться. Следовательно цвета можно разделить на дальние и ближние. Ближние цвета - тёплые цвета, дальние цвета - холодные цвета.

Как применить этот принцип в фотографии? Посмотрите на снимок утреннего леса выполненный в монотонной тёплой гамме.

kcBO8KPyUHWBpU4QHNYsjuC1kPIi2As6UjeN4ziR.jpeg

Несмотря на наличие тумана, который создаёт эффект перспективы, снимок кажется нам плоским. Мы понимаем, что между предметами расположенными на переднем и заднем плане лежит немалое расстояние, но в условиях одноцветной или бесцветной гаммы это изображение выглядит плоским. И это несмотря на наличие тумана! А теперь изучим снимок с тем же сюжетом на котором глубина подчёркнута цветовым контрастом.

URfmVhNLuNZckllLfY9Y6vNrdx39L4EZnqI6bpDY.jpeg

Передний план содержит только тёплые цвета, задний план только холодные. Посмотрите как преобразилась сцена! Теперь нет никаких сомнений в том, что эта фотография имеет глубину. И достигнут этот эффект благодаря цвету. Запомните этот универсальный принцип и старайтесь применять его повсеместно: ближние предметы всегда должны быть окрашены в тёплые цвета, дальние предметы в холодные. А теперь  я отвечу на не заданный вами вопрос: что делать если у меня на переднем плане изначально холодный цвет? Да тоже самое! Голубой или синий цвет могут быть тёплыми, впрочем как и жёлтый или красный могут иметь холодный оттенок. Но это слишком сложная тема и рассматривать её в рамках нашего короткого ликбеза мы не будем. Если у вас будет желание вы разберётесь в ней самостоятельно, если не будет, просто запомните принцип: всё, что близко – тепло; всё, что далеко – холодно.

Как это использовать на практике? При обработке снимков делайте передний план теплее или наоборот охлаждайте задний план с помощью градиентов и инструмента «Светофильтр». И то и другое, неплохо работает.

А теперь нам надо подступится к самому сложному вопросу этой статьи - как подбирать гармоничные цветовые сочетания? 

- Что за чушь?

- Какие цветовые сочетания, ведь фотосъёмка это не подбор обоев в цвет дивана? 

У вас такие вопросы возникли когда вы это прочитали? Опять же, не торопитесь с выводами! Когда вы снимаете вы самостоятельно выбираете предмет съёмки, сами строите кадр. Единственное, что вам по настоящему нужно уяснить это факт того, что не мир самостоятельно помещается к вам в фотоаппарат. Это вы выбираете, что именно, как и когда выхватить из окружающей действительности. А вот здесь, да! Начинаются те проблемы фотографов от которых полностью свободны художники. Художнику для работы не нужно ничего кроме холста и красок, он может нарисовать то, что посчитает нужным и так как захочет. А фотограф ограничен рамками окружающей действительности. За дверями Зима и туман? Значит снять пальмы под Солнцем не получится. Придётся снимать туман и Зиму. Но никто не мешает вам взять вазу поставить её на синий бархат и поставить в эту вазу пару жёлтых искусственных цветов. Вуаля! Вот вам и готов сюжет в котором вы самостоятельно подобрали цвета и создали с их помощью настроение. Дальше расширяем действия в рамках подобного подхода. За дверью туман и Зима, значит надо найти огромную светящуюся жёлтую вывеску на красном здании и сделать их основой кадра. Понимаете принцип? Вы сами планируете съёмку и применяете к своему творческому замыслу условия окружающей действительности. А появление графических редакторов и цифровой фотографии вывело работу фотографа на новый уровень. У меня за порогом может теперь быть вообще, что угодно! Хоть Адъ и Израилъ! С помощью цветных фильтров и выборочного нанесения цвета, тонирования участков изображения я могу раскрасить его в те цвета которые сочту нужным. Но чтобы применять хорошие, сочетающихся между собой цвета, мне необходимо понимать основы работы с цветом и его сочетаниями. Без этого никак, а то я вам тут таких цветов наподбираю, что глаза вытекут!

Основным инструментом который используется для побора гармоничных цветовых сочетаний является цветовой круг. Так исторически сложилось, что их существует несколько вариантов, но мы познакомимся только с одним, так называемым, кругом Иттена.

ELf0IBw3tirYgJOIuOxRIsNUVMewCtUE1ZB3EaVS.jpeg

В основу  работы цветового круга положен принцип создания дополнительных цветов из трёх основных: красного, жёлтого и синего.  Из смешения триады первичных цветов получается триада вторичных цветов: оранжевый, фиолетовый и зелёный. Нетрудно заметить, что оранжевый получился из смешения красного и жёлтого, фиолетовый из смешения красного и синего а зелёный из смешения синего и жёлтого цвета. Именно так и появляются дополнительные цвета: красно-оранжевый; жёлто-оранжевый; жёлто-зеленый; сине-зелёный; сине-фиолетовый; красно-фиолетовый.

sQhesquXWfvzXR4x4QnEHqWxousaeeZ7WwFDHyHC.jpeg

Когда художник смешивает краски на палитре эти превращения он может наблюдать напрямую, поэтому у художников редко появляется вопрос откуда происходит цвет. В цветовой модели RGB (расшифровывается как «красный, зелёный, синий») которая в цифровую эпоху применяется практически повсеместно, использован тот же принцип получения цвета. Отличие от классической триады в замене жёлтого цвета зелёным не отменяет сам принцип получения дополнительных цветов. Как всем этим пользоваться?

Посмотрите на профессиональный цветовой круг.

xppAN3pmF5pk0vAjnND39u6gFvWBmjUI2jg5QLAv.jpeg

Все цвета из которых он состоит разделены на ячейки, рядом с кругом помещена развёрнутая таблица где каждый из 152 цветов круга имеет собственное место. Проблема подбора цвета заключается в том, и вы в этом скоро убедитесь, что человек плохо воспринимает гармонию и сочетания размещённых отдельно друг от друга цветов. Цветовой круг решает эту проблему. Он удобен тем, что позволяет видеть связь и взаимные переходы различных цветов. С его помощью можно подбирать цвета простым, графическим, способом. Все цвета в круге разделены на тёплый и холодный сектор. В тёплые цвета попадают красные, жёлтые и оранжевые тона, в области холодных цветов расположены зелёные, синие и фиолетовые тона.

Для того, чтобы подобрать гармоничное сочетание цветов используют несколько методов. Рассмотрим самые простые из них: метод дополнительных (комплементарных) цветов и монохроматический (аналоговый) метод. При использовании  метода дополнительных цветов мы берём цвет расположенный на цветовом круге и используем для его усиления расположенный напротив него цвет.

h0FkzSCx8SIpHFczHtzlfz4qbS1VwDBx54Zx29O4.jpeg

Например, на моём снимке башни Кыз-Куле большую часть кадра занимает небо наполненное разными оттенками фиолетового и синего цвета. Для усиления драматического эффекта от данного снимка я поднял насыщенность жёлтых и жёлто-оранжевых цветов заката которые окрасили скалы и башню.

1tV7nMNaPfo9AxEZDZ2ff8kePuojhQHOudeQBQCs.jpeg

Я мог этого не делать или скомпоновать кадр по другому, тогда и цветовое решение снимка и эффект от него были бы совсем другими. По точно такой же схеме выполнен снимок осенних листьев на фоне неба.

nYCAALv7yrIvKtYwvFzzEv6kmJjDIJgeTTCychoO.jpeg

Но здесь весь смысл фотографии заключён в сочетании этих двух цветов. Если бы я не видел его и не понимал насколько оно привлекательно, этот снимок никогда не был бы снят. Хорошо, что я заметил как играют листья на фоне неба и сделал этот кадр. Приблизительно так, на практике, выглядит использование метода подбора комплементарных цветов в фотографии. Я использую цветовой круг не только при обработке готового снимка, я сразу ищу гармоничные сочетания цветов в окружающем мире. Зачастую цвет сам становится главным героем моих фотографий. Особенно хорошо это заметно на примере монохроматического метода подбора цветов с помощью цветового круга.

При использовании монохроматического метода мы используем оттенки одного цвета или используем цвета расположенные рядом с ним на цветовом круге. 

MVTwPc0zI2rRA4HqbWf4aP17M3PlWA4wgeTnrI5h.jpeg

Например: жёлтый, жёлто-зелёный и жёлто-оранжевый. Посмотрите на этот снимок Солнца садящегося за Петропавловский собор в Санкт-Петербурге.

eZZBslmelTCj2kZhrp7SomdH8vN2F56Y5L3CCiHk.jpeg

Это цветная работа, очень яркая и атмосферная, но цвет в ней, фактически, один – оранжевый! Такая фотография это пример создания монохроматической цветовой комбинации. Всю палитру этого снимка составляет оранжевый цвет и его разнообразные оттенки от жёлтых до красных. Именно поэтому я так люблю снимать в режимное время на закате. Какой бы цвет не имел предмет, лучи закатного Солнца окрасят его в багрянец. Даже вечно холодное голубое небо заиграет тёплыми цветами. Как видите, опять никакой высшей математики! Хочешь монохроматическую цветовую схему, то есть комбинацию из разнообразных оттенков одного цвета или его ближайших соседей на цветовом круге? Снимай в режимное время и жди пока закатный свет не окрасит окружающие предметы в тёплые тона.

Как видите нет нужды придумывать дополнительные причины для использования цветового круга в фотографии! Он так же прекрасно работает с ней как и с живописью, что и неудивительно, поскольку и то и другое относятся к изобразительному искусству. Существуют и другие методы гармоничных подбора цветных сочетаний не только те два которые я рассмотрел выше.

d5ZcrcSoYYR9SmFmh7XPVyzlKmBuQDx4zoHnacr6.jpeg

Вы сможете без проблем освоить их самостоятельно если проявите, хотя бы, немножко терпения. Очень много интересных вопросов касающегося цвета я, вынужденно, оставил за рамками этой статьи. Если вы помните, она должна послужить основой для ваших собственных изысканий, друзья, а не дать вам готовые ответы на все вопросы. Я надеюсь вы поняли насколько мощным творческим инструментом может стать в ваших руках цвет. И, что интересно, именно сейчас, в эпоху цифровых снимков и постобработки в графических редакторах, роль науки о цвете и его сочетаниях велика как никогда! Именно овладение цветом может помочь вам пересечь ту невидимую черту, которые многие ставят между профессионалом и любителем. Так почему бы не сделать этот последний шаг?

В завершении своего рассказа о основах использования цвета я хотел бы дать вам несколько практических советов. В первую очередь я настоятельно рекомендую вам найти и прочитать книгу замечательного советского графика и теоретика искусства Николая Николаевича Волкова «Цвет в живописи». Для того чтобы вы быстро и легко могли освоить работу с цветовым кругом я рекомендую вам найти в Сети инструкцию и собрать это нехитрое устройство самостоятельно. В готовом виде оно выглядит так как на этом снимке.

Rt6HS7gePFYkqo4jHkIbbl0UVkLlOJSYF0DmnzoE.jpeg

На этом всё друзья! Я постарался поделится с вами всем тем, что знаю и умею сам. Сделал я это не для того, чтобы вы почивали на лаврах а для того, чтобы вы никогда не прекращали учиться и искать новые пути для творчества. А теперь нам пора прощаться! Я желаю вам хорошего света и говорю до свидания! 

    Комментарии отсутствуют