Автоматизация шагает по планете, друзья! Как и предсказывала Сара Коннор, чёртовы машины захватили Белый Дом! А если отбросить юмор то, действительно, можно заметить всё большее вторжение автоматических систем в различные сферы деятельности человека. Но есть сферы куда роботам, в их существующем виде, вход закрыт. И одна из них это искусство. Нет, нет! Не сочтите меня луддитом! Я всегда был сторонником прогресса и технических новинок. Но, при всём этом, я ещё и реалист, друзья. А реалистичный взгляд на жизнь это, в первую очередь, следование практике а не домыслам.
Иногда мне доводится читать и слышать экзальтированные высказывания: "не хотим, мол, трудиться над снимком, пусть камера сама всё за нас делает". Ага! Прямо: «Вкалывают роботы, счастлив человек». Ну, тогда всё, адью! Если тебя заменила машина, то зачем ты нужен? Самовыражение, говоришь? Творчество?! Какое такое творчество? Ничего уже не нужно, всё роботы сделают. Нарисуют картину, стихи и книги напишут, снимут гениальные фото. А ты, человек, иди в умиральную яму. Всё, доэволюционировался! Нет, серьёзно. Мне совсем не смешно!
Если не задумываться над смыслом подобных «манифестов» то может показаться, что в чём-то их авторы правы. Кто бы мог подумать, лет 20 назад, что в фотокамере появится рабочий режим DRO или, что она научится интервальной съёмке (традиционное название timelapse) с учётом изменяющегося освещения сцены? Всё это здорово помогает фотографу, делает его работу легче. Но не заменяет его. И я не вижу предпосылок к тому, что электронные системы смогут заменить фотографа-человека в ближайшие годы. Именно из-за непонимания основ изобразительного искусства и недостаточного знания технической части фотографии возникают подобные высказывания. Машины должны облегчать наши усилия а не подменять нас собой!
Создание искусственного интеллекта, обладающего самосознанием и способного творить, вот тот рубеж за которым человеку придётся уступить своё место в мире искусства. А пока речь идёт не о замене человека машиной а о исправлении машиной ошибок которые допускают начинающие фотографы. О том, чтобы дать новичку возможности снимать «как профи», без длительного обучения, без заморочек с настройками и управлением камерой. Именно для этого нужны автоматические режимы и элементы искусственного интеллекта в камере. Но они пока не совершенны и нам, профессионалам, это очевидно как никому. Иногда, приходится доделывать за машиной её работу или вовсе переделывать её.
Посмотрите на это фото.
Снимая его наш одноклубник Алексей (P.A.A.) использовал новую фирменную функцию Live Composite камеры OLYMPUS E-M5 MarkII. Её смысл в том, что камера фиксирует только изменения освещённости объектов в кадре, фактически, фиксирует только те области снимка которые отличаются по яркости от базовой экспозиции. Как видите, результат получился так себе. И причина в том, что сцена не статична. Пока Лёша перемещался с фонариком перемещались и сами снимаемые. Но камера зафиксировала всё как есть сделав двойную экспозицию для одних и тех же людей.
Кто виноват? Алексей, который не сопоставил условия работы режима с реальной сценой, или автоматика камеры которая не умеет различать, что именно происходит в кадре? Наверное, всё же фотограф, а не машина, отвечает за результат съёмки. И это, как раз, тот самый случай когда для создания удачного снимка необходимо человеческое вмешательство.
Есть виды съёмки в которых просто необходимо держать весь процесс под контролем. Для меня это: интервальная астросъёмка, съёмка салютов и съёмка треков от движущихся автомобилей. А поможет нам освоить эту технику друг всех физкультурников – графический редактор Photoshop.
Начнём с небольшого теоретического отступления. Что именно нужно сделать для получения красивых снимков салютов или движения ярких объектов, таких как звёзды или фары машин? На снимок с базовой освещённостью, который послужит нам основой изображения, надо перенести данные о изменении освещённости и ничего больше. Именно так и работает упомянутая выше функция Live Composite в камерах OLYMPUS. Мы сделаем то же самое в Photoshop с помощью режима наложения «Lighten»(Замена более светлым) и функции «Load image in to stack»(Создать стопку изображений).
Начинается всё со съёмки серии изображений неподвижной камерой (если у вас нет штатива можете просто закрепить её подручными средствами) с одинаковой экспозицией. Я снимал салют на 9 Мая. Выбираем в меню функцию «Load image in to stack»(Создать стопку изображений).
В появившемся окне выбираем «Browse»(Загрузить изображения) и выделяем нужные нам снимки в исходной папке и нажимаем ОК.
Теперь, Photoshop самостоятельно выровняет наши снимки и расположит их слоями, друг над другом. На этом этапе мы можем выбросить ненужные кадры или отретушировать их с помощью маски слоя. В возможности вручную контролировать склейку и редактировать её содержимое состоит как главное преимущество, так и главный недостаток ручной склейки. С одной стороны, отсутствие этой возможности испортило снимок Алексея, с другой, представьте себе как непросто склеить хотя бы 30 кадров (а бывают случаи когда их количество исчисляется сотнями).
Для наглядности, я использую всего три кадра и для получения желанного эффекта мне надо «проявить» верхние слои изображения. Всё, что необходимо сделать это изменить их режим наложения с «Normal»(Нормальный) на «Lighten»(Замена более светлым).
Как только я сделаю это на двух верхних слоях изображения моя картинка кардинально изменится.
Вместо грустного и темноватого, снимок становится ярким и праздничным. Даже чрезмерно ярким, если честно. Именно на этом этапе, пока слои не слиты в единое изображение, я могу исправить этот недостаток. Работать я буду по маске верхних слоёв используя различные градиенты. Выбрать их можно в меню инструментов расположенном в левой части рабочего стола.
Далее я с помощью градиентов маскирую ненужную мне в готовом изображении освещённость верхних слоёв. Этот процесс составляет творческую частью работы над будущим изображением.
После того как все необходимые коррекции внесены я сливаю все слои в один. Снимок практически готов, но его верхняя часть всё ещё кажется мне слишком яркой. И с помощью корректирующего слоя «Levels»(Уровни) я собираюсь исправить этот недостаток. А для того, чтобы коррекция была применена только к необходимой мне части изображения я снова применю для маскирования эффекта градиент.
Вот и всё! Снимок готов, осталось только сохранить его или продолжить обработку на ваше усмотрение.
Как вы могли убедится, сама техника «проявки» интервальных снимков очень проста и не требует никаких специальных знаний. Вы можете спокойно начать использовать её прямо сейчас. Её основной недостаток это большая трудоёмкость, растущая пропорционально количеству кадров используемых для получения финального изображения. Но в замен вы получаете возможность полного контроля над результатом. Тем не менее, этот недостаток вызвал появление на свет вначале автоматизированных программ для «склейки» изображений а потом и автоматических режимов в самих камерах.
Думаю, вам не стоит зацикливаться на чём-то одном. И ручная склейка и автоматическая имеют как свои преимущества так и недостатки. Но в вершине этого «треугольника» всегда стоит человек. Лично я предпочитаю полный контроль при съёмке салютов и подвижных источников света но в случае интервальной съёмки пейзажей я, с удовольствием, передоверю свою работу камере.
Используйте то, что вам удобно, друзья. Выбирайте подходящие для ваших целей и задач инструменты, экспериментируйте, творите. Но никогда не пытайтесь заменить своё творческое начало автоматикой, она предназначена не для этого. Удачи вам и хорошего света!
Все приведённые ниже примеры интервальной съёмки созданы методом ручной «склейки» в Photoshop.