Давайте поговорим о художественном вкусе. Точнее – о его отсутствии! Вот гуляет в народе фраза: «О вкусах не спорят». И я готов с ней согласиться. О чём спорить, если у человека есть вкус? Да не о чем. А если его нет? А если при отсутствии вкуса он считает себя человеком искушённым, художником? И пол-беды если бы он просто заблуждался, но нет! Он считает себя критиком, он бурно извергает из себя потоки замечаний и считает своё «экспертное» мнение важным и весомым. Не правда ли, знакомый каждому типаж? Таких много вокруг, встречаются они не только в Интернетах, их полно среди нашего повседневного окружения, они наводняют улицы наших городов и посёлков.
Лет 40 назад любого воинствующего дурака могли осадить более образованные люди. А сейчас, с падением уровня образования и с усилением индивидуализма, стало возможным отстаивать любую чушь под видом истины в последней инстанции. Да и не было 40 лет назад технической возможности нести с пророческим видом великосветскую чушь огромным массам населения. А сейчас? Форумы, YouTube, Википедия – есть где разгуляться любому дураку. И оппонировать ему уже не получается, голоса немногих разбирающихся в предмете попросту неинтересны тем кто не имеет соответствующего образования или желания развиваться. Мрачная картина у меня получается, друзья? Тем печальнее то, что эту картину мне часто доводиться наблюдать в окружающем меня мире.
Но этот текст не о том, насколько у нас всё плохо, он о том как выжить и развить себя человеку в эпоху повальной безграмотности и торжества безвкусицы. А мрачное начало должно мотивировать вас не пытаться найти правду там где её нет. То есть у безграмотных, но очень громогласных, деятелей в Сети. Собственно, ситуация на различных сетевых площадках, посвящённых фотографии, и послужила для меня побуждающим мотивом для того чтобы изложить свои мысли, по этому поводу, на бумаге. Я хочу помочь талантливым людям проложить свою дорогу к сверкающим вершинам искусства через мрачные тернии нашей действительности.
Для начала давайте ответим на простой вопрос - может ли быть художником человек не имеющий художественного вкуса? Ответ однозначный – нет! И если из глубин московских подворотен возникает очередной ниспровергатель художественных основ, имеющих экономическое образование или не имеющий вовсе никакого, то это не гений и не спаситель Отечества. Это - очередная бездарность желающая нагреть руки на нуворишах которые, как давно известно, имеют финансы но не имеют вкуса.
Может ли талант заменить художественный вкус и может ли вкус появится у бесталанного человека? Если рассмотреть многовековой опыт развития искусства и дополнить его результатами моих собственных наблюдений, то ответ на эти вопросы так же однозначен. Художественный вкус развивается только там где есть талант. Он должен быть, пусть немного, но всё же должен. Давно известен факт, что лучшие искусствоведы получаются из не блистающих талантом художников. Человек не может подняться до уровня великих мастеров, но у него достаточно способностей чтобы понимать где он – этот уровень и объективно оценивать свои скромные возможности. Как нельзя натренировать мышцу, которой нет в организме, так же невозможно привить вкус тому у кого отсутствует орган способный его воспринимать. Художественный вкус не формируется у бесталанного человека.
Увы! Но если у вас нет вкуса, вы не будете чувствовать прекрасное так как чувствует его художник. Будете ли вы его чувствовать вообще? На самом деле это очень дискуссионный вопрос и своё мнение по нему высказало множество известных учёных, философов и деятелей искусства. Но есть ещё и практика, та самая, которая критерий истины. И практика показывает, что бесполезно говорить о гармонии цвета менеджеру Вите Иванову или культуристу Серёже Галустяну. Им нравится Адик и Луи Виттон, они любят когда «богато» и аляповато, а ещё - голые попы. Куда же без них. Можно ли заставить их полюбить Монэ и Рафаэля, Да Винчи и Рембрандта? Нет! Задавить общественным авторитетом, заставить считать их великими столпами искусства – это возможно. Но любить и понимать их творчество вы не заставите никогда. Опять же, если в этих персонажах нет ни капельки таланта.
Здесь необходимо маленькое отступление. Что такое талант? Является ли он врождённым или его можно привить? Многие педагоги справедливо считают, что бесталанных детей не существует. Дайте любому малышу бумагу и карандаши, не кричите на него, и он начнёт изображать на белой плоскости нечто. Все дети способны творить. Но почему, когда они вырастают, немногие из них тянутся к искусству? Моё мнение - им просто не уделяют достаточно внимания, не развивают врождённые способности. Ребёнок это чистый лист и только родители и окружающие его люди могут заполнить этот лист содержанием. Счастье - когда родители добры и терпеливы, когда у них есть время и желание развивать в своём чаде тягу к прекрасному. Счастье – когда малыш попадает в руки к хорошему педагогу который умеет выявить и закрепить в нём лучшие его качества. Так, врождённые способности развиваются в одарённость которая позже, получив признание, станет талантом. Бывают и исключения но они, как известно, лишь подтверждают правило.
И вот теперь мы подходим к основной мысли, ради которой я и взялся за написание этой статьи. Можно ли развить талант у взрослого человека? Я считаю, что это возможно. Более того, развитие собственных способностей, постоянное оттачивание своего вкуса это одна из основных обязанностей любого человека. Не только художника а человека, вообще, в самом широком смысле этого слова. А для художника эта тяжёлая работа должна, и вовсе, стать смыслом существования. Как говорил в IV веке до нашей эры великий греческий художник Апеллес: «Ни одного дня без линии»!
Что может помочь формированию вкуса, что мотивирует человека к творчеству? Педагогика даёт нам ответ – воспитание примером. В обязательную программу обучения художников, да и любых других деятелей искусства, входит посещение тематических культурных мероприятий. Художник должен видеть примеры творчества, должен, как блестяще сказал известный русский историк искусства П. Муратов, твёрдо стать ногами на: «Незыблемый материк великолепного художественного ремесла».
Умение видеть красоту и умение понимать её это вовсе не тождественные явления. Тебе должны объяснить, почему Да Винчи велик, тебе должны показать в чём Ван Гог гениален. Буквально, показать. Человек создающий красоту должен вдохновляться самыми лучшими её примерами. Только так можно воспитать художественный вкус. Только так человек становится художником. А на существующие возражения, что, дескать самодеятельному художнику не нужно ничего знать и уметь, что знания убьют в нём «самобытность», искру таланта. Можно ответить только одно – знания изобразительной грамоты дают возможность художнику свободно решать поставленные задачи. Творческий поиск не преломлённый в опыте, не подкреплённый мастерством, не может быть выражен в художественной форме! На практике это находит блестящее подтверждение - художник может повторить мазню бездаря, а вот бездарь нарисовать картину не в состоянии.
Именно из-за неприятия этой простой истины появляются «шедевры» в виде собачьих кучек или пятен от взрывпакетов на белом холсте. И вот «парадокс» – они не нравятся подавляющему большинству людей! Лишь горстка наркоманов, искусствоведов и PR-менеджеров способна разглядеть в этом, прости Господи, «креативе» нечто художественное. И это другая крайность, искусство которое невозможно понять, нельзя объяснить, становится вещью в себе. Автор создаёт его ради себя и лишь сам в состоянии оценить, что он создал. В этом случае исчезает один из главных мотивов творчества – желание передать окружающим людям своё видение мира.
Начинающий художник, как Одиссей, находится между Сциллой и Харибдой. С одной стороны невежество, с другой отрыв от реальности и обструкция любого взгляда на искусство кроме своего. Помочь найти дорогу между этими двумя безднами может Учитель. Хорошо, когда удаётся его найти. Но даже если вы не нашли Мастера у которого хотите учится и который готов учить вас, ещё не всё потеряно. Учится можно не только в аудитории!
Древняя японская традиция обучения художественному ремеслу заключается в том, что ученик пристально наблюдает за тем, что делает учитель и повторяет за ним его действия. Нет никаких объяснений, нет теоретических занятий. Есть только Мастер который показывает и Ученик который копирует его действия. Со временем, повторяя, Ученик начинает вникать, что именно и зачем он делает. Фактически этот процесс являет собой «насмотренность» в её наиболее прикладной форме. Да, друзья! Мы наконец добрались до описания явления ради которого была написана эта статья. Так что же такое - «насмотренность»? Это только повторение чужих работ? Или нечто большее? И как оно поможет вам развить в себе талант?
Сам по себе термин «насмотренность» возник относительно недавно, он несколько неуклюж и используют его, в основном, в профессиональной среде. Но само это явление отнюдь не ново, оно интегральное, то есть объединяет в единое целое множество элементов. В основе насмотренности лежат несколько всем известных явлений.
Первое – копирование. Как говорил мой Учитель: «Не бойся копировать мастеров, всё хорошее, что можно было придумать, уже придумали до нас». Копирование чужих работ это основа основ при обучении художника. Именно с многочасового копирования начинается настоящее обучение ремеслу. Вы помните? Видеть красоту ещё не значит понимать её. Копирование позволяет вам достичь двух целей: «набить» руку, то есть освоить технику изображения и понять принципы по которым строится хорошая работа. Применимо ли это к фотографии? Конечно да! Я сам провёл сотни часов повторяя понравившиеся мне снимки. А когда вы, копируя чужие работы, освоите технику изображения проявится второй элемент насмотренности – творческое переосмысление чужого опыта.
Говоря о копировании важно понимать, что как бы вы не старались, вам не удастся повторить чужую работу один в один. К максимальной точности подражания нужно стремится, на первых порах, но она недостижима. И в этом вся прелесть повторения чужих работ. Каждый раз вы добавляете в замысел другого человека частицу своего видения. Растёте вы и вместе с вами растёт ваше ощущение прекрасного. Достигнув определённого уровня вы перестанете копировать, вы начнёте творчески преобразовывать, видоизменять основу изображения. На вершине этого процесса лежит уже не слепое повторение чужих идей а подражание стилистике понравившегося вам автора. А ещё дальше – свободное творчество с использованием изученных вами художественных приёмов и техник.
Третий элемент насмотренности, возникающий из первых двух – художественный вкус. Копируя чужие работы, рассматривая и изучая их вы начнёте мыслить совсем по другому. Вы увидите форму, там где до этого видели только чёрно-белые пятна, вы почувствуете ритм изображения, там где до этого видели лишь хаос из элементов, вы увидите гармонию цвета там, где до этого была лишь серая мазня. О да, друзья! Когда у вас проявится вкус вы, словно, сбросите пелену с глаз и увидите окружающий нас мир во всём его неимоверном великолепии.
А ещё, насмотренность это генератор идей и образов который поселится в вашей голове, это знание истории и теории искусства. Насмотренность – это всё что я перечислил и даже больше! Я не могу представить себе художника которому не присуще это качество, ведь оно является важным элементом обучения профессии. Вот какова истинная роль этого важного явления в искусстве.
Как обыкновенному фотографу приобрести это полезное качество и развить с его помощью свой вкус? Для начала, найдите мастеров фотографии и изучите их работы. Нравиться они вам или нет - не имеет значения! Вы должны их понять, когда начнёте понимать, тогда появится и симпатия. Трудно, приходится себя ломать? А кто говорил, что будет легко? Без труда, как известно, и Волочкова на шпагат бы не села. Совсем трудно? Так может быть вам и не нужна фотография? Есть много других приятных увлечений, филателизм, нудизм, прочие «измы». А если серьёзно, то вам надо осознать и принять тот факт, что этот процесс займёт годы. Не бывает так чтоб человек сразу, без усилий, начал снимать шедевры.
Где найти классиков для подражания? Интернет в помощь! Пока ещё имена Анселя Адамса, Анри Картье-Брессона, Юджина Смита, Роберта Капы и Хельмута Ньютона не забыты. Всем, кто хочет причаститься к документалистской школе фотографии настоятельно советую добавить себе в закладки сайт агентства «Magnum photo», великой компании изменившей мир фотографии и существующей до сих пор. Не забывайте про то, что мало рассматривать чужие работы и копировать их, вам надо ещё и читать о авторах и их работах. Учится можно и нужно не только на визуальных образах но и на их контексте и технике а её редко кто сможет понять просто бросив взгляд на изображение.
Итак, вы нашли и познакомились с классиками фотографии. Прошу вас не ограничивайтесь просмотром их работ в Сети. При возможности, купите альбом или книгу с их работами, распечатайте или купите готовую копию наиболее понравившейся фотографии и украсьте ею ваш интерьер. Мало интересоваться искусством! Надо жить им, надо впустить его в свою жизнь и поселить возле себя. Примеры для подражания и любования должны всегда сопровождать вас, вдохновлять на новые творческие поиски.
Классики это хорошо, но есть и современные фотографы которые привлекают ваше внимание. Здесь придётся покуситься на святое – сиюминутные предпочтения. Вам надо забыть о фотопомойках друзья! Понимаю, ломает, но это надо сделать. Современные классики тоже существуют. Чтобы убедится в этом достаточно посмотреть шорт-листы самых известных фотопремий. Да, многое вы не поймёте и, чего уж там, никто не поймёт (есть такая штука политическая конъюнктура называется), но смотреть всё равно надо. В конкурсах принимают участия множество настоящих мастеров, которые двигают фотографию вперёд, и у них надо учится. А вот местечковые как по форме, так и по содержанию сайты типа: «ФотоБоброво», «Милые Милашки фото» или «Супермегафотки» оставьте для соответствующего контингента. Фотопомойки появились не сегодня, вряд ли исчезнут завтра и, к нашему счастью, не имеют к искусству никакого отношения.
Наконец, начните ходить по музеям и выставкам! Никто и ничто не заменит вам прямого диалога с искусством. Есть в очном общении с шедеврами некая магия. Один поход в Художественный музей заменяет насколько месяцев проведённых в Интернете. Вообще, старайтесь максимально расширять кругозор, не замыкайтесь в рамках одной фотографии. Это лишь один из разделов изобразительного искусства а визуальные образы можно почерпнуть везде: в опере, в архитектуре, в музыке. Смело ступайте на неизведанную территорию искусства и вас будут ждать многочисленные находки и открытия.
На этом я бы хотел закончить свой длинный и занудный рассказ о таком простом, но таком важном, для профессионального становления, явлении как насмотренность. Надеюсь мне удалось объяснить, что это и почему фотографу без него никак нельзя. Так же, я был бы несказанно рад, если мои навязчивые рекомендации помогли кому-то сделать первый шаг в своём становлении как художника. В любом случае, поняли вы мой посыл или нет, больше снимайте. Смотрите, что и как снимают другие и старайтесь равняться на лучших! Не лучших из худших а, по настоящему, превосходных фотографов. Хочу пожелать всем вам усидчивости, ясного ума и хорошего света!