ЗАЧЕМ ФОТОГРАФУ СТАБИЛИЗАТОР?

ЗАЧЕМ ФОТОГРАФУ СТАБИЛИЗАТОР?

Время не стоит на месте и в профессиональном обиходе фотографа появляется множество новых устройств, которые предназначены для облегчения нашего труда. Что-то приходит из других видов творческой деятельности, например: световое перо и графический планшет, компьютер и софт для обработки цифровых изображений. А что-то мы заимствуем у наших самых старых товарищей по съёмочной стезе – операторов.

Устройство, о котором сегодня пойдёт речь, тоже пришло прямиком из киноиндустрии. Точнее сказать, в его нынешнем виде его придумали недавно, но оно является прямым потомком хорошо знакомого мне по работе на телевидении стедикама. Я говорю о стабилизаторе изображения, он же гимбл, он же стедик, он же стаб. Для видеосъёмки это вещь совершенно незаменимая и тут не может быть никаких «если». Но зачем он нужен фотографу? А ведь я, в основном, снимаю именно фото. Видео для меня пока неоткрытая страна. Вот об этом я и расскажу вам сегодня, чем может быть полезен и даже незаменим в современной фотографии такой прибор как стабилизатор.

Начну издалека. Существуют технически сложные виды фотографии, требующие недюжинного умения, усидчивости и особого оборудования. На мой взгляд после скоростной фотографии к таким видам относится, в первую очередь, цейтраферная съёмка (вообще-то, это не совсем фотография, это разновидность киносъёмки, но об этом чуть позже). Сейчас её чаще называют таймлапсом, на западный манер. Что это такое? Если коротко – это съёмка происходящих вокруг нас процессов в сильно замедленном виде. Благодаря сильному замедлению интервальная съёмка даёт нам возможность увидеть процессы, которые мы не видим в привычном нам течении времени: вращение звёздного неба, приливы и отливы, рост растений, бег Солнца и Луны по небесной сфере. Всё это можно увидеть только благодаря цейтраферной съёмке.

Для того, чтобы вы могли полностью осознать насколько могучим творческим инструментом выступает интервальная съёмка, я рекомендую вам посмотреть документальный фильм «Хронос» американского режиссёра Рона Фрике. Это одно из самых красивых произведений киноискусства, снятых с помощью цейтраферной съёмки. Также огромное впечатление производит картина «Кояанискатси», в которой Фрике выступил в качестве оператора-постановщика.

AwGAZYCcgeBVA939Orddgu4aeTtqH3mTiDl9hUmO.jpeg

Фактически с самого момента своего зарождения в начале XX века интервальная съёмка была частью кино, так почему же сейчас в XXI веке она так стремительно ворвалась в фотографию? Я думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что сейчас цейтраферной съёмкой занимаются, в основном, фотографы. Причиной этому послужила цифровая революция. С тех самых пор как компьютер стал неотъемлемой частью процесса работы с фотографией, вопрос введения в любительскую фотографию технически сложных способов работы с изображением, а цейтраферная съёмка безусловно относится к таковым, стал лишь вопросом времени. То, что в середине XX столетия было прерогативой технически продвинутых энтузиастов и крупных организаций, в начале XXI века стало частью программного обеспечения у некоторых фотокамер любительского сегмента.

То, что я восхищаюсь эстетикой цейтраферной съёмки, вы вероятно, уже успели понять. Это действительно может быть снято очень захватывающе и красиво. Но! Причём здесь стабилизатор изображения?! Для цейтраферной съёмки достаточно иметь цифровую камеру, штатив и пульт-интервалометр, и всё это у вашего покорного слуги есть в наличии уже добрый десяток лет. Так зачем же мне ещё и стабилизатор изображения? А дело в том, что цейтраферная съёмка бывает не только статичной, с неподвижным ракурсом, но и динамичной, когда камера совершает движение при съёмке. Именно такими сценами поразил меня когда-то «Хронос» Рона Фрике. А вот здесь фотографу на «авось» и подручные средства лучше не полагаться! Я в своё время пробовал и получил достаточно негативного опыта на этом поприще.

Для интервальной съёмки динамичного сюжета или как сейчас модно говорить гиперлапса (моушнлапса) лучше воспользоваться техническими помощниками. Сейчас я вынужден сделать ещё одно отступление. Прошу простить меня за него, но оно необходимо мне чтобы объяснить вам причины моего энтузиазма по отношению к современным стабилизаторам изображения от DJI.

Когда-то я пришёл в цифровую фотографию с единственной целью – снимать ночное небо. На плёнке делать это было весьма проблематично и я ожидал, что переход на цифровую технику решит большую часть моих проблем. На самом деле, этого не произошло и на смену старым проблемам пришли новые, цифровые. Но это уже лирика, а прикладное значение моего близкого знакомства с астрономией заключалось в том, что мне было прекрасно известно о техническом оснащении необходимом для астрофотографии. Одно из основных устройств, необходимых для съёмки звёздных объектов, - это астромонтировка-трекер.

vFAS6MvPkgUJl1jU6xPbsYDk2D6cYg16TcEzLvzB.png

Что это за «зверь» такой? На самом деле это просто прибор для точного удержания вашего телескопа (фотокамеры) в заданной точке небесной сферы. А так как небесная сфера подвижна, то и прибор этот должен обеспечивать точное и своевременное перемещение вашей оптики в пространстве. Когда-то самые простые астромонтировки были механическими с часовым механизмом на заводной пружине, сейчас таких уже и не встретишь. Современная астромонтировка с функцией треккинга - это узкоспециализированное электронное устройство с довольно впечатляющим ценником.

uvvlttc1uZmvzZQrkyr87GVIHn93bpBAsZsKPT6B.png

Не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но, на мой взгляд, покупка астромонтировки это не самое выгодное вложение средств для фотографа. Даже если он снимает звёздное небо. Да, да! Сейчас на меня набросятся любители астрофотографии с непробиваемыми аргументами и будут по своему правы, но есть одно «но»! Если ты собираешься снимать не только звёздное небо, то подобное устройство будет тебе плохим помощником! Его преимущества в астросъёмке становятся его недостатками в любом другом виде съёмки, и причиной тому - специальная конструкция, разработанная целиком и полностью в угоду его основному предназначению.

И вот теперь, после долгих прелюдий, на сцене появляется наш герой – стабилизатор изображения DJI RONIN-SC. Это устройство не только прекрасно выполняет свою основную работу, но и поможет фотографу удовлетворить все свои потребности в жанре интервальной съёмки и не только.

hMGAb8M2LGnTAvNE05i68td7MsJqd4fuB41XcBHc.jpeg

Скажу сразу, я очень долго подходил к самой мысли о покупке стабилизатора. И нужен он мне был не только и не столько для съёмки видео, сколько для моих экспериментов в области фотографии и интервальной съёмки. Обыкновенный стабилизатор, который устраняет дрожание при съёмке видео являлся для меня вещью бесполезной, скорее мне нужен был роботизированный штатив с широкими функциональными возможностями. И вот фирма DJI выпустила именно то устройство, в котором я так нуждался. Сама идея лежала на поверхности и была частично реализована во многих других устройствах, в том числе и в позабытом сейчас Party-shot от Sony. 

VnO91wbp4Y3O4M6C6e4WOTVvcE7gQ8ZXlf0HKCaz.png

Но довести её до ума и создать готовое устройство смогли только в DJI. Управление различными функциями устройства и их программирование осуществляться через приложение на смартфоне, что очень удобно.

Кроме функций стабилизации изображения и продвинутых автоматических режимов отслеживания объектов в Ronin-SC есть 3 режима крайне полезных именно для фотографа. Это режимы: Panorama, Timelapse и Track. Давайте рассмотрим каждый из них по отдельности. 

vZxjAVUS09RzdwnimrIu34JC68Lq2cUISeKFljcQ.jpeg

Режим Panorama, как и следует из названия, даёт возможность автоматизировать съёмку панорам. Если абстрагироваться от того факта, что Ronin-SC это стабилизатор и воспринимать его как электронную трёхосевую головку для штатива, то всё становится на свои места. Устройство позволяет снимать как панорамы, так и верторамы, задавать два и даже три ряда снимков для последующей склейки. Чем хороша автоматизация в данном случае? Тем, что исключает из процесса съёмки человеческий фактор. Как давно известно – машины не ошибаются. Это качество свойственно исключительно людям. Если вы правильно запрограммировали Ronin-SC, то он выполнит свою работу с недоступной человеку точностью и аккуратностью.

Учитывая сколько раз мне приходилось при склейке сложных панорам проклинать шаровую головку, руки, растущие из неправильного места и звёзды, сошедшиеся не так и не там, могу сказать, что этот робот сэкономит мне ещё немало времени и нервных клеток.

Есть и ряд проблем, которые возникают при использовании Ronin-SC: это его немаленькие габариты (по сравнению с простой штативной головкой), достаточно высокая парусность и сложная в освоении система управления. Если с первыми пунктами всё более-менее понятно, то на последнем я остановлюсь подробно. Основной сложностью при программировании Ronin-SC (это относится ко всем трём рассматриваемым в рамках этой статьи режимам) является необходимость уяснить тот факт, что отображаемое в приложении поле зрения устройства и реальная сцена перед вашими глазами это не одно и то же.

IiPlPa9NrndCSBRW2MaNuZ49EkG9efkMav4Srig2.png

Приложение показывает на экране вашего смартфона только плоскость с координатной сеткой, а вы должны визировать точки на ней, ориентируясь исключительно на поле зрения отображаемое на дисплее или в видоискателе вашей камеры. Например, если при склейке панорамы вы не будете соблюдать наложение кадров, то в результате получите не панораму, а мозаику из отдельных, не связанных между собой снимков. Склеить из такого «панно» панораму будет невозможно. То же правило действует и при программировании гиперлапса, если частота кадров, скорость и диапазон передвижения камеры не будут синхронизированы, то вместо плавного видео вы получите какую-то мазню или неравномерное изображение с «рывками».

Если продолжить разговор о недостатках DJI Ronin-SC, то отсутствие понятного новичкам руководства пользователя (несмотря на созданные компанией обучающие видео) это его главная проблема. Человек, незнакомый с продукцией DJI, далеко не с первого раза сможет разобраться в хитросплетениях интерфейса и особенностях управления Ronin-SC. Отдельной «благодарности» заслуживают видеообзоры, которыми переполнен YouTube. Вроде обзорщики рассмотрели устройство со всех сторон, но кроме малоинформативных фраз типа: «Уау как просто», «Ваще без проблем» и «Всё работает само» эти видеоролики практически не содержат полезной информации. Отсутствие внятной инструкции, созданной по принципу «нажмите это и это и получите результат», серьёзно осложняет освоение Ronin-SC. Но это, пожалуй, единственный существенный недостаток, который может испортить вам впечатление от знакомства с этим прекрасным устройством.

vACoAyZrsMy5nrqlzBZS5Tb7oT4KY0UfVJAzl7uC.jpeg

Самым важным для меня в DJI Ronin-SC стал режим Timelapse. Этот режим позволяет снимать как статичные, так и динамичные сюжеты. Разумеется, я отдаю предпочтение динамичным сюжетам, ведь статичные можно снимать и без дорогостоящего роботизированного штатива, но сама возможность снимать статику весьма полезна. Она делает Ronin-SC по-настоящему универсальным устройством, способным удовлетворить любую потребность владельца. Да и смысл таскать с собой интервалометр, если у тебя уже и так есть смартфон и стабилизатор?

gJzp8I2GuQvNDokOXVPyN785MQNw1hAsOCBPM2aj.jpeg

На мой взгляд, главное преимущество стабилизатора DJI при интервальной съёмке - это его длительное время работы. Максимум, на который у меня хватило терпения - это 4 часа, но стабилизатор сохранял к тому моменту ещё 40 процентов заряда. По заверениям производителя, его батареи должно хватить на 11 часов работы в режиме ожидания. Рискну предположить, что это означает, что в режиме Timelapse он может проработать до 8 часов на одной зарядке, этого должно хватить на съёмку всей летней ночи – от заката до рассвета. Дополнительно ограничивает время съёмки батарея вашего смартфона, я бы рекомендовал зарядить его перед использованием стабилизатора, ведь в случае потери контакта с приложением стабилизатор прерывает выполнение программы и ваша съёмка может завершиться провалом. Стабилизатор вообще очень сильно зависит от смартфона, с которым связан, фактически именно смартфон осуществляет управление устройством, собственного управляющего процессора, как я понимаю, у Ronin-SC нет.

При программировании движения камеры, вы можете задать 5 контрольных точек в любой конфигурации. Быть может, кому-то хотелось бы иметь их ещё больше, но будем откровенны – этого количества вполне достаточно для удовлетворения большинства творческих задач. Стабильность съёмки напрямую зависит от метеоусловий и надёжности штатива, на котором вы разместите ваш Ronin. Погоду для съёмки лучше выбирать маловетреную и использовать максимально надёжный штатив, а не хлипкую треногу, идущую в комплекте с устройством. При соблюдении этих несложных правил ваши цейтраферные сюжеты будут выглядеть не хуже чем в кино.

mojbJORJUvsBhtuOxXMJzOqcUd81McuygNtSFLui.jpeg

И последний любопытный режим в Ronin-SC - это режим Track. Чем он может быть полезен фотографу, ведь это видеорежим? Да тем, что позволяет этому фотографу снимать себя любимого без всякой посторонней помощи. Достаточно просто прикинуть где и когда вы будете находиться, задать время задержки в этой точке (а вы можете назначить до 10 таких точек)  и время подвижки камеры между ними (хотите - плавный переход, хотите – быстрый) и всё. Можно нажимать кнопку «Старт» и снимать сюжет с собой в главной роли. А потом, если захочется сделать автопортрет, можно «надёргать» из 4K-видео стоп-кадров. Хотя автопортрет, конечно, проще сделать с помощью виртуального джойстика Ronin-SC и приложения Imagine Edge Mobile для камер Sony. А вот снимать свои бэкстейджи без помощи оператора, это чрезвычайно полезная в наше время функция, даже для тех кто занимается исключительно фотографией.

Давайте подведём короткий итог и взвесим все за и против покупки фотографом стабилизатора от DJI. А я напомню, что речь я веду о конкретной модели - Ronin-SC, ведь только она настолько продвинута, что может быть использована для перечисленных выше задач. Устройство обойдётся вам приблизительно в 30 тысяч и может заменить собой: пульт-интервалометр, астромонтировку, автоматическую панорамную головку, роботизированный штатив для съёмок гиперлапсов и оператора. Ах, да! Он же ещё и стабилизатором может работать при съёмке видео. Как мне кажется, получился достаточно солидный список устройств. Самое дешёвое из них - это пульт-интервалометр, китайский можно найти тысячи за две. Все остальные железки стоят или равнозначно с Ronin-SC или намного дороже. С финансовой и транспортной точки зрения его покупка выглядит убедительно. Вы заплатите за одно устройство и будете транспортировать только его. Насколько он хорош во всех перечисленных амплуа? Вопрос дискуссионный. Я ещё буду проверять в состоянии ли он заменить настоящую астромонтировку (и обязательно напишу об этом), но в остальном качество его работы меня полностью устраивает.

Является ли это устройство, по-настоящему незаменимым в работе фотографа? Если вы не увлекаетесь интервальной съёмкой, астросъёмкой или съёмкой панорам, не думаю, что вы будете страдать от его отсутствия. Но если решили попробовать себя в этих видах фотографии, то Ronin-SC может стать полезным дополнением в вашем арсенале. И только если вы решили посвятить себя, целиком и полностью, съёмке гиперлапсов вам не обойтись без этого роботизированного помощника от DJI. В любом случае, выбор «брать или нет» всегда остаётся за человеком.

На этом я хочу завершить своё повествование о новом для меня опыте съёмки со стабилизатором DJI Ronin-SC и констатировать факт, что это весьма небесполезное для фотографа устройство. А вам друзья я хочу пожелать никогда не пугаться нового опыта и с любопытством смотреть на окружающий нас огромный мир. Самый лучший кадр это тот, который вы ещё не сняли! Удачи вам!

 

Комментарии отсутствуют