Идёт один из излюбленных фотографами и путешественниками сезонов - осень. Дни станут короче, Солнце будет подниматься на меньшую высоту, времени для пребывания на локации станет меньше, и это хороший повод обсудить одну из главных условностей в мире пейзажной фотографии - заблуждения о режимном времени.
Для тех, кто не знаком с этим термином (поздравляю, друзья, я думал, что вас, как и единорога, не существует), вкратце напомню о его сути. Существуют волшебное время, называют его по-разному: золотой час, режимное время, встречается и ещё несколько вариантов названия. Если вы снимаете пейзаж в это время, то всё у вас выйдет хорошо и даже снимок, сделанный на бегу китайским смартфоном, получит престижную премию и будет опубликован журналом Life. Я, разумеется, утрирую, но иногда почитаешь в интернете советы для начинающих и ощущение от них именно такое. Не надо учиться, не надо трудиться, не нужна нормальная съёмочная техника. Время! Режимное время!!! Всё, на самом то деле, определяется только им! Попади в нужное время, и ты получишь шедевр без всяких усилий. Хороший подход, конечно, но, как и идея с бинарными опционами, что-то в нём попахивает старым, добрым «ООО МММ». Ну, тем самым, где ты без труда становишься миллионером. Самое смешное это то, что многие люди в эту халяву верят, как поверили и Мавроди в первый, второй и даже третий раз!
Как говорят в Одессе: «Расставим все точки на «Ё»». Самое важное, что вы должны усвоить – режимное время действительно существует. Вот только оно совсем не такое, каким его описывают недалёкие «знатоки» фотографии. Режимное время не заменяет собой мастерство фотографа и не подменяет его. Оно просто описывает условия освещения. Если новичок снимает в режимное время, он имеет большие шансы получить хороший кадр, чем в любое другое время суток, но это не означает, что он сделает это автоматически. В моей практике было очень много случаев, когда я выводил начинающих фотографов на локацию в режимное время, показывал и рассказывал им о его преимуществах. Тем не менее, очень немногие из них сразу понимали, как использовать в своей работе свойства освещения и получали хорошие кадры. Всё требует привычки и практики, я тоже не сразу начал «видеть» освещение и свет и использовать его.
Но заблуждения и мифы о «всепобеждающей силе» режимного времени продолжают кочевать из уст в уста. Так на чём базируется столь стойкое заблуждение? Ведь не может быть дыма без огня? Давайте посмотрим на сравнение двух моих снимков мыса Капчик.
Панорама в верхней части этого коллажа снята приблизительно в полдень в октябре (немного позже я объясню, почему упоминание времени года настолько важно). Панорама в нижней части коллажа снята на том же месте и в те же числа, но на рассвете. Как можете сами убедиться, такое сравнение может многих заставить поверить в то, что съёмка в режимное время способна творить чудеса. И я не преследую цель доказать, что съёмка в режимное время лишена смысла, вовсе нет! Я хочу подробно объяснить вам физический смысл, скрывающийся за этим понятием, и его прикладной аспект. Ведь если бы я просто слепо следовал чужим советам, не вникая в их смысл, я бы никогда не снял, например, эту прекрасную панораму Ай-Петринских зубцов.
Раз речь у нас пойдёт о понятии, содержащем слово: «время», то разговор мы начнём с определения хронологических рамок. В большинстве случаев, когда говорят о режимном времени имеют в виду время суток за час до и час после восхода или заката Солнца. Довольно сжатые рамки, на самом деле. Получается, что для съёмки пейзажа у вас в сутках имеется 4 часа, два утром и два вечером. Прямо скажем, негусто! Но почему именно это время? А причина, разуметься в освещении. Точнее в его характеристиках. Ведя разговор о фотографии мы неизбежно упираемся в её основу – свет. И разговор о режимном времени не станет исключением. Давайте посмотрим на ещё один коллаж.
Это одно и то же место, снятое в один день, но с разницей в несколько часов. Дневной снимок кажется невыразительным и плоским. Снимок, сделанный на закате смотрится намного живее и интереснее. Секрет этого различия заключается в том, что падающий почти вертикально полуденный свет не выявляет фактуры поверхности, не просвечивает насквозь колосья ржи и не даёт мягких и фактурных теней. Контровый закатный свет, напротив, падает на сцену под острым углом и производит все те эффекты, которые я перечислил выше. Кроме того, закатный свет имеет иной спектральный состав и окрашивает ваши снимки в приятные тёплые тона. На руку ему играет и меньшая, по сравнению с полуденным освещением, интенсивность. Наглядная разница - и объясняет она фотографу намного больше, чем набор сухих цифр. Но нам всё равно придётся к ним обратиться, если мы хотим понять, в чём суть режимного времени.
Начну издалека. Несмотря на появившиеся в последнее время у некоторых граждан сомнения, Земля имеет форму шара. Но и это ещё не всё, шар этот двигается по эллиптической орбите вокруг звезды по имени Солнце и имеет наклон оси вращения приблизительно 23.5 градуса. Период полного обращения вокруг Солнца составляет 365 дней.
К чему все эти сложности? А к тому, что они создают интересные эффекты, которые мы - фотографы-пейзажисты, просто обязаны учитывать при планировании съёмки. Рассмотрим первый из них. В разных местах нашей планеты и в разное время года Солнце поднимается над горизонтом на разную высоту. В Краснодаре и на Приполярном Урале в один и тот же день высота нашего светила над горизонтом будет разная.
А это означает, если отбросить все условности, что режимное время на Приполярном Урале наступает раньше и продолжается дольше, чем в Краснодаре. Почему так? Да из-за угла, на который забирается днём наше светило. Напомню вам, что чем ниже Солнце над горизонтом, тем выгоднее смотрится освещение, которое оно даёт. Как я показал выше на примере реальных снимков, вертикальное освещение делает пейзаж плоским и неинтересным, а низкое положение Солнца, наоборот, позволяет снять выгодно даже банальные сюжеты. Следовательно, чем ниже стоит Солнце, тем интереснее будут смотреться ваши снимки. Если вы почитаете прекрасные книги «Свет и освещение» Дэвида Килпатрика и «Техника пейзажной фотографии» Джона Уэйда, то вообще не найдёте там рекомендации не снимать пейзажи днём. Единственным исключением выступают южные страны и речь идёт о съёмке в полуденные часы.
Всё логично. Солнце стоит почти над головой, сюжеты плоские, здания и предметы практически не отбрасывают теней. Но на Русском Севере даже в июньский полдень Солнце никогда не поднимается на подобный угол.
Говоря проще, если вы живёте в Москве, то вам никогда не увидеть по-настоящему жёсткого вертикального света, такого, который может действительно испортить ваши снимки. Скажу больше, чем ближе к Северу вы живёте, тем более выгодными являются для вас условия освещения при съёмке пейзажа. Что совсем несложно определить по этой таблице.
На подавляющей части нашей страны Солнце редко поднимается настолько высоко, чтобы давать по-настоящему плоский свет. Не верите? Вот вам полуденный летний пейзаж из Сортавалы. Города, расположенного на, без малого, 62 градусе северной широты.
Так проявляет себя эффект географической разницы в освещении. Если вы в одно время, например, летом будете снимать в разных местах нашей планеты, то увидите совершенно различный по характеристикам свет.
А ведь, кроме лета, есть ещё и другие времена года. Даже если не брать такие экстремальные точки как Мурманск, с его 45 сутками полярной ночи, то зимой, снимающему пейзаж на территории России, нужно заботиться не столько о том, чтобы попасть в режимное время, сколько о том, чтобы вообще успеть застать Солнце над горизонтом. Например, этот снимок сделан в Выборгском замке в 11 часов дня 5 января.
А ощущение такое, как будто это снято ранним утром или на закате. И это подводит нас к пониманию второго эффекта солнечного освещения – его сезонности. Пояснить его поможет следующая таблица.
Эта таблица, да и ваш собственный опыт даёт понять простой факт, если летом в России ещё можно говорить о некоем «мёртвом» полуденном времени, непригодном для съёмки пейзажа, то в остальные времена года, и особенно зимой этого периода попросту не существует. От себя добавлю и простое житейское наблюдение, если вы живёте на широте Москвы и севернее, то в период новогодних праздников практически всё светлое время суток является, по характеристикам освещения, режимным.
Какой главный вывод вы должны извлечь из всего вышесказанного? Режимное время, уж простите за тавтологию, это не сугубо временная характеристика, она нерушимо связана с географическим положением и временем года. Нельзя просто уповать на то, что режимное время - это час до рассвета/заката и час после рассвета/заката. Это так не работает. Необходимо учитывать высоту Солнца на горизонтом, и у меня нет для вас готовой цифры. Хотя мой опыт и свидетельствует о том, что наиболее выгодным освещение станет, если угол возвышения Солнца меньше 25 градусов, но есть ещё и другие факторы, определяющие итоговый вид ваших фотографий. Давайте поговорим и о них.
Как вам этот снимок Успенского монастыря под Бахчисараем? Не правда ли, неплохой пейзаж?! Но что, если я скажу вам, что снять его можно только в определённое время дня с определённого места? Необычный подход? Нет, нисколько! Подход этот для пейзажа стандартный и является, по сути, продолжением фактора географического положения, который и так определяет режимное время. Если вы решили снимать пейзаж, то можете сразу забывать о том, что на что-то влияете. Это не студия, где просто передвигая источники освещения, можно добиться любого результата с минимальными усилиями.
При съёмке природы единственный неизменный и прогнозируемый фактор, который у вас есть - это время и местоположение источника освещения, то есть Солнца. Всё остальное: погода, прозрачность атмосферы, наличие волков, отгрызающих одинокому фотографу ноги – это переменные. Одна из важнейших подобных переменных - это условия местности, на которой расположен объект вашей съёмки (хотя правильнее говорить о них не как о переменных, а как о константе). В моём случае объект съёмки - Успенский монастырь, находится на западном обрыве ущелья Марьям-Дере и освещается солнечным светом только очень непродолжительное время в первой половине дня. Снять его в том виде, который представлен на моём снимке, можно только под определённым углом с соседнего плато.
Стандартное понимание режимного времени в данном конкретном случае неприменимо. Оказавшись на точке съёмки за час до рассвета, я добился бы только того, что не выспался и замёрз. В марте свет появляется на этой локации не ранее 9 утра и уже к 12 часам перестаёт её освещать. Хотя, объективности ради, уже в 10 он совершенно непригоден для моих целей, ведь поднимаясь над горизонтом, Солнце совершенно по-другому начинает освещать монастырь. Получается, что для съёмки Успенского монастыря с этого ракурса, режимным временем для меня являлся период с 9 до 10 утра. Только прибыв на локацию в это время, я мог снять то, что задумал. Особо хочу подчеркнуть, что эти временные рамки действительны только для марта и сентября, в прочие месяцы они будут другими!
И не стоит думать, что подобные ограничения действуют только в горах и пересечённой местности. Угол падения света влияет не только на выявление рельефа местности и цвета вашего снимка, он непосредственно определяет и его настроение. Невозможно и нецелесообразно снимать только сюжеты с закатным и рассветным освещением. Если бы я поступал так, то эти наполненные радостным настроением, светлые работы никогда не появились бы на свет.
Визуальный язык фотографии не ограничен только формой и цветом. Эти базовые элементы служат для того, чтобы создавать настроение, они передают мысль или состояние. Вы же не готовы ограничить свой словарный запас всего 30 словами – как Эллочка-людоедка? Так почему же вы должны ограничивать язык своих снимков, используя только утреннее и вечернее освещение?
Подведу итог нашей беседы. Режимное время - это не миф и не легенда, это характеристика освещения, прямо связанная с географическим положением локации и временем года. Если снимать в режимное время, действительно можно получить запоминающиеся снимки даже на самых обычных локациях. Но режимное время совсем не универсально и не охватывает всего спектра съёмочных ситуаций и локаций. Говоря ещё проще, режимное время - это мощный инструмент, который нужно изучать и учиться применять на практике.
Сама по себе съёмка в режимное время не превратит аматора в хорошего фотографа. Есть и обратные ситуации, когда попытка шаблонно снимать в режимное время не украсит, а испортит ваши фото. Ничего кардинально нового я сейчас не открыл. Несмотря на желание многих людей получить хороший результат, не приложив к этому никаких усилий, такое редко случается в нашей жизни. И знаете, что я вам скажу? Сказка про Золушку или история Человека-Паука, это точно не про пейзажную фотографию. Надеюсь, что в этом материале я сумел достаточно чётко отделить правду от вымыслов и дать вам чёткое понимание того, чем, на самом деле, является режимное время. В нём нет никакой магии, для фотографа это просто инструмент, не более. И, как и любым инструментом, им необходимо научиться пользоваться.
Я рекомендую всем, кого интересует пейзажная съёмка, прочитать уже упоминавшиеся в этом очерке книги «Свет и освещение» Дэвида Килпатрика и «Техника пейзажной фотографии» Джона Уэйда. Они помогут вам понять о фотографии намного больше, чем мои небольшие очерки. А ещё хочу пожелать вам больше снимать и путешествовать. Удачи вам и хорошего света, друзья!
Комментарии отсутствуют