Стабилизация для «чайников»

Стабилизация для «чайников»

Недавно в Сети в ответ на демонстрацию снимка, который я снял с рук на 400 миллиметров при выдержке 1/13 секунды, один из моих собеседников начал отшучиваться на тему наличия у меня стальных конечностей. Разумеется, дело не в них, а в моём многолетнем опыте и развитых съёмочных навыках, но этот разговор натолкнул меня на резонный вопрос: а много ли современных фотографов имеют представление о том, как обеспечивать стабильность съёмки? Мне кажется, что засилье смартфонов и прогресс технологий стабилизации напрочь отбили у большинства снимающих само желание задаваться таким вопросом.

А надо бы, временами. Как ни крути, но несмотря на заявленные производителями 5-7-8 стопов стабилизации (кто даст ещё больше господа японцы?) факт того, что камеру всё ещё держит в своих руках Гомо сапиенс никто не отменял. А опыт показывает, что не у всех Гомо сапиенсов одинаково развиты эти самые руки.

Поэтому я решил написать небольшое руководство для снимающей публики. Ничего нового, конечно, я не расскажу. Просто, в короткой и доступной форме, ещё раз напомню прописные истины фотосъёмки.

Первое, что вы можете и должны сделать - это правильно использовать возможности ваших электронных помощников. Если вы используете объектив с оптической стабилизацией, включите её. При нормальной съёмке в режим 1, если планируете снимать с проводкой (то есть, двигающиеся перпендикулярно к вам предметы: автомобили, катера, самолёты), то в режим 2.

bhL7VXMRwlgd1naBIvrARtZCIN3HUd4o4cd1ozk0.jpeg

Если ваш объектив не оснащён оптической стабилизацией, тогда включите стабилизатор, встроенный в камеру. В современных камерах SONY стабилизатор имеет как автоматическую, так и ручную настройку. Если ваш объектив оснащён автофокусом, то он скорее всего, корректно определится в автоматическом режиме стабилизатора. Если вы будете использовать мануальную оптику или оптику от сторонних производителей через переходник, то лучше настройте фокусное расстояние объектива в ручных настройках.

x4TiWA76b94SahKvMIrAUHIOiR0lWqPSfmUra3oD.png

Для того, чтобы добиться от своей камеры ещё большего, вы можете использовать режим бесшумной съёмки. При его использовании не происходит открытия и закрытия затвора, и отсутствие этой встряски может сыграть решающее значение в сохранении стабильности ваших снимков. Только не забывайте о ограничениях этого режима съёмки! Недальновидно будет сделать резкие снимки, но с полосами от пульсирующего освещения или эффектом желе от «роллинг-шаттера». 

LEpVCjBOZPlCMiiguA3wBoBCOBjC8y0tr0wnRVh5.png

Итак, стабилизатор заработал как положено, но это вовсе не повод расслабляться! Запомните главные правила стабильной съёмки. Неважно лёгкий у вас установлен объектив или тяжёлый. Держите камеру обоими руками, так стабильнее и надёжнее!

GFLJksgo11zfp6NkQIyKnBIlfNWbs9411UsLd6Sy.jpeg

При использовании телеобъективов старайтесь удерживать объектив как можно ближе к передней линзе. Опирайте локоть руки, удерживающей объектив на корпус, слегка заваливая туловище назад.

qyG9oFEkmRDfUKyAiis6mplWhHGRRrEJVIWgFDnV.jpeg

Снимайте на выдохе, как при стрельбе из винтовки. Вначале равномерно и глубоко дышите готовясь сделать снимок, а на спуск нажимаете только в нижней точке выдоха слегка задерживая дыхание. Такой способ очень помогает при использовании мощной телеоптики с рук.

Не стесняйтесь использовать любые окружающие предметы в качестве опоры при съёмке. Помогают не только всем очевидные способы, например, упор на ограждение.

X3RU3677I2RgVQc82RJdZJJtIQ90f1wtWT7r7h9y.jpeg

Помогает и горизонтальное наваливание на опоры. Например, съёмка при опоре на столб уличного освещения ничем не хуже съёмки с упором с ограждения.

3OuHTM3LfF1J0If6Jvb1u59MN0uUjWlmYT4Nr32v.jpeg

Если часто снимаете с телеоптикой, купите себе монопод. Не очень дорогая, но чрезвычайно компактная вещь и толку от неё много больше чем её стоимость. Размеры и вес монопода позволяют почти всегда брать его с собой, что делает его ещё более незаменимым. Так же неплохой инвестицией может стать карманный штатив, но только если вы представляете себе с какого уровня им придётся снимать. 

UUe8fNqC1seXi2ik55aBKvi9KkLuugGCl8tquKOh.jpeg

Напоследок напомню старый способ пейзажных фотографов и анималистов. Если вы забыли штатив или условия съёмки не позволяют использовать его, вы всегда можете уложить камеру на ваш фоторюкзак или фотосумку.

DLnb9wRSuYGZQBrkpImtUg8CEbYPBf0bTF3vUNAi.jpeg

Такой «дедовский» способ не раз выручал меня при диком ветре в горах. Если бы не он, я бы никогда не снял этот вид облачной реки на кромке Ай-Петринской яйлы.

zta6RTMTOW8nMRtjguA6J3JXzWrggiZiUzSmFjXG.jpeg

На этом я заканчиваю свой короткий ликбез по стабилизации камеры и хочу пожелать вам крепких рук, надёжной работы встроенного стабилизатора и отличных кадров!

 

  • Ковбой
    "Если ваш объектив не оснащён оптической стабилизацией, тогда включите стабилизатор, встроенный в камеру." - я правильно понимаю, что вы включаете steadyshot в камере только в этих случаях? Если это так, почему бы не использовать двойную стабилизацию от оптики и камеры?Еще вопрос - обычно рекомендуют выключать стаб при съемке со штатива. Я лично не замечал проблем, если не выключал. Что вы думаете по этому поводу?
    • Финарос
      Неправильно понимаете, статья ориентирована на новичков. StadyShot в камере может быть отключён, многие начинающие фотографы даже не подозревают о существовании этой функции и тот факт, что она может быть выключена для них новость. Я описываю именно такую ситуацию.
    • Финарос
      Проблемы при съёмке со штатива с включённым стабилизатором существуют объективно, это не выдумка. При длительной выдержке получите смаз. Рекомендую то же что и все - выключайте стабилизатор при съёмке со штатива. При съёмке с монопода стабилизатор выключать не надо, там нет таких длительных выдержек. Простите, что двумя сообщениями, форум не даёт ответить одним.

Комментарии отсутствуют