Баллада о синхронизации

Баллада о синхронизации

Если вы хотите собрать комплект стробиста или задумываетесь над тем, чтобы освоить студийную съёмку, то вам не удастся пройти мимо одной небольшой, но очень важной проблемы, а именно – необходимости синхронизировать камеру и вспышки. Повезло тому, кто никогда не сталкивался с этой задачей! Лично мне, пришлось провести не один год в поисках оптимального её решения. А всё потому, что синхронизация не так проста, как может показаться на первый взгляд, и у неё есть множество нюансов. Давайте рассмотрим синхронизацию импульсного света подробней, быть может, это позволит вам избежать многих проблем и лишних трат, когда вы начнёте собирать свой комплект для работы с импульсным светом.

Когда возникает необходимость в синхронизации камеры и внешних источников света? Если я скажу, что практически всегда, вы можете мне не поверить. Но это так. Единственными исключениями из этого правила являеться использование встроенной в камеру вспышки или накамерной вспышки по прямому назначению. На практике это означает, что синхронизация понадобиться тем, кто: снимает в студии, занимается стробизмом, макросъёмкой, снимает «предметку». Везде, где применяется выносная вспышка, будет стоять вопрос о её синхронизации. И круг вопросов, касающихся синхронизации намного обширнее, чем может показаться новичкам. Начнём с того, что синхронизировать работу камеры и вспышки можно разными способами. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатка. И не все из них могут удовлетворить ваши требования к съёмке. Почему? Ответ на этот вопрос станет очевиден при их подробном рассмотрении.

Всего существует три варианта синхронизации работы камеры и вспышки:

- синхронизация по кабелю

- синхронизация по светоулавливателю

- радосинхронизация

Давайте рассмотрим их детально.

QoNSNQsdOfjGPSovCHHs8cvJRsteKI1Xgd5ZpEDl.png

Синхронизация по кабелю - это самый архаичный из существующих вариантов соединения камеры и вспышки. Многие новички даже не слышали о ней. Тем не менее, она ещё здравствует и не собирается уходить на заслуженный покой. У синхронизации по кабелю есть одно неоспоримое преимущество – она абсолютно надёжна! Для многих фотографов это преимущество играет решающую роль. Если вы: снимаете со статичной позиции, если расстояние между вами и вспышками невелико, если всё, что вам необходимо - это сместить вспышку с её позиции «строго над объективом» в сторону, - то синхрокабель это хороший выбор. А ещё это самый дешёвый способ синхронизировать камеру и вспышку. Впрочем, не стоит недооценивать синхронизацию по кабелю! Она прекрасно работает и со студийными вспышками, а с помощью специальных разветвителей вы без проблем синхронизируете несколько вспышек.

Ещё одним преимуществом этого вида синхронизации является то, что фотовспышка работает так же стабильно как и на камере и сохраняет все свои функциональные возможности, такие как высокоскоростная синхронизация.

Главный недостаток синхронизации по кабелю очевиден – это низкая подвижность. Вы буквально «привязаны» к вспышке синхрокабелем. Если при съёмке вы забудете про это ограничение, то вполне можете уронить стойку с дорогостоящей вспышкой (что я пару раз и делал). А ещё некоторые производители фототехники завели маркетинговую привычку – лишать младшие модели камер стандартного синхроразъёма PC-sync, он же ISO519 (обведён белой окружностью).

vaGAVoHoRLyFFJGzPs6hQ1zPns1xyBFtdqAqOpS3.png

Логику этого решения вы можете понимать как хотите, но есть вероятность того, что в вашей камере этот разъем отсутствует и вам придётся, в довесок к синхрокабелю, купить ещё и переходник (устанавливается в «горячий башмак»). Воистину, покупая младшую модель фотокамеры, ты обречён кормить её фирму-производителя до конца дней своих! Обратите внимание: TTL-cинхрокабели для работы с вынесенной накамерной вспышкой выглядят иначе, чем стандартные PC-синхрокабели для работы со студийными вспышками. Смотрите не перепутайте! 

tYo6atQ0HnHNstl7qQovTTGNewSsJyXvQFAI6OTT.png

И ещё одна особенность работы с синхрокабелем: входы на студийных вспышках в основном выполняются не стандарта PC-sync, а TS, он же Audio Jack 6,9 миллиметра. На некоторых накамерных вспышках в качестве входа использованы разъёмы MiniJack 3,5 мм или MicroJack 2,5 мм. К счастью, в продаже есть масса переходников на эти разъёмы как понижающих, так и повышающих. На снимке ниже как раз изображена ситуация, когда фотограф использует переходник с MiniJack на Jack для подключения своего синхрокабеля к моноблоку Bowens. Вам необходимо учитывать эти нюансы при подборе синхрокабеля, в противном случае, вы можете оказаться в ситуации, когда при наличии синхрокабеля вы не сможете подсоединить его к вспышке из-за несовместимых разъёмов. 

ztxrn7Nf6DwDWz6IqK7IMPSFZ5KI40l1YLu0zC48.jpeg

Вторым видом синхронизации является синхронизация по световому импульсу. В студийную или накамерную вспышку встраивают специальный светочувствительный элемент – светоулавливатель. Он фиксирует управляющий импульс ведущей вспышки или световой сигнал передатчика и даёт команду на срабатывание вспышки, в которую встроен. Данный принцип позволяет реализовать полноценное управление как одной вспышкой, так и целой группой вспышек. Некоторые компании на базе светоулавливателей создали целые системы управления удалёнными вспышками. У Nikon - это система Nikon CLS, а Sony называет свою систему Wireless Control (сокращённо - WL). Светоулавливатели могут работать как в видимом, так и в инфракрасном диапазоне. Как правило, инфракрасный диапазон используют в продвинутых системах беспроводного управления. Такие системы позволяют управлять мощностью удалённых вспышек с камеры и полноценно использовать высокоскоростную синхронизацию.

У студийных вспышек - моноблоков светоулавливатель является частью конструкции. В полностью контролируемых условиях студии это позволяет, без лишних усилий, организовать синхронизацию освещения. Работая в студии вы, как правило, соединяете свой радиосинхронизатор или синхрокабель с одним моноблоком, а остальные срабатывают по его импульсу.

Какие у синхронизации по световому импульсу достоинства и недостатки? Достоинством является возможность дистанционной работы, кроме того, расстояние между передатчиком и приёмником может быть больше, чем в случае соединения синхрокабелем. Благодаря увеличенной дальности светоловушки позволяют соединить огромное количество вспышек в одну систему. Некоторые фотографы-энтузиасты создают для своих проектов системы из нескольких десятков, а иногда и сотен вспышек! Именно с помощью нескольких десятков накамерных вспышек сделан этот снимок летающего танкера KC-135.

2KFm0RUlIPqrtMAPJRx8YkuYy8fOmfO9uYiiH5SZ.jpeg

Но есть у световой синхронизации и один жирный минус, который не позволяет считать её идеальным вариантом для стробиста. Я говорю о необходимости нахождения источника управляющего импульса (ведущей вспышки) и ведомой вспышки в прямой видимости. Если говорить проще, светоулавливатель должен надёжно освещаться управляющей вспышкой. Если вы снимаете ярким солнечным днём, если ваши вспышки находятся слишком далеко друг от друга или между ними непрозрачное препятствие, создающее помехи для прохождения света, то система может не сработать. Этот недостаток врождённый и его нельзя обойти. Именно это обстоятельство заставляет энтузиастов использования синхронизации по светоловушке снимать свои проекты ночью, или в сумерках. Тем не менее, в полностью контролируемых пространствах фотостудий световая синхронизация стала, своего рода, стандартом. Она обеспечивает мобильность, достаточно проста в освоении и могла бы считаться эталоном, если бы не её недостатки.

Ну вот мы и добрались до третьего, самого технически продвинутого, способа организации связи между камерой и вспышкой – радиосинхронизации. Как следует из названия, соединение осуществляется посредством радиосигнала. Передатчик устанавливают на камеру, приёмники на вспышки. Всё взаимодействие происходит бесшумно и невидимо для человеческого глаза. Технические возможности радиосинхронизации самые впечатляющие из всех способов соединения камеры и вспышек. Дальность синхронизации может достигать сотен метров, а количество ведомых вспышек ограничивается только вашим желанием и бюджетом. Дневной свет, и даже каменные стены не являются существенным препятствием для радиосинхронизации. Продвинутые системы радиосинхронизации позволяют использовать все возможности накамерных вспышек, в том числе, и высокоскоростную синхронизацию.

FTjrDEnBGfZgs1ugWpzNcn8g37Wte69O4bSROTwZ.jpeg

Есть ли недостатки у данного способа синхронизации? Разумеется! Радиоволна — это не нейтрино и она поглощается плотными препятствиями такими как: железобетон, скала, грунт. На практике это означает невозможность использовать радиосинхронизацию в сложных случаях. О чём идёт речь? Скорее всего, вы не запустите вспышку в подземном переходе находясь при этом на поверхности. Несколько метров грунта, железобетона и асфальта просто поглотят радиосигнал от вашего передатчика. Но это, как я и говорил, сложный случай и вы легко можете избежать его, если будете помнить о элементарной физике и возможностях радиоволны. Несмотря на этот недостаток, радиосинхронизация даёт возможность надёжно соединять камеру и вспышку на расстоянии сотен метров и в любых метеоусловиях, что делает её надёжнее, чем синхронизация по световому импульсу.

Есть у радиосинхронизаторов и ещё одна ахиллесова пята – это чувствительность к помехам в радиодиапазоне. И если помехи от электропроводки или работающих трансформаторов это большая редкость, то перекрёстный запуск с чужого радиосинхронизатора работающего на вашей частоте это, увы, явление распространённое. Его можно часто наблюдать в больших фотостудиях. Причиной являеться использование одного радиоканала сразу несколькими устройствами. В таком случае ваши вспышки будут срабатывать от команды чужого передатчика, или вы будете запускать не только моноблоки в своей студии, но и «радовать» неожиданными срабатываниями фотографа, находящегося в десятках метров от вас. Чтобы избежать подобных проблем в крупных фотостудиях вас заранее предупреждают о номере канала, который выделен для вашей локации. Если подобная неприятность случилась с вами на популярном пленере, просто поменяйте частоту работы вашего комплекта (даже самые примитивные радиосинхронизаторы имеют несколько рабочих частот).

А ещё у радиосинхронизатора могут сесть батарейки. Не удивляйтесь, но как любое электронное устройство, он нуждается в источнике питания. Случалось, что долгая работа по подготовке съёмки могла пойти насмарку только из-за того, что ты забыл купить запасные батареи к приёмнику или передатчику. Помните об этом и всегда имейте с собой запасные батареи, особенно если собираетесь снимать на пленере.

Как видите, есть немало способов синхронизировать вспышку и камеру. Какой же из них выбрать? А это, как я упоминал в самом начале этого очерка, зависит от ваших потребностей и финансовых возможностей.

На первый взгляд, самым дешёвым способом соединить камеру и вспышку является синхрокабель. Формально так и есть. Но только самые простые синхрокабели с PC-разъёмом стоят относительно недорого. Такой синхрокабель пригодиться вам только в том случае, если ваша камера имеет соответствующий разъём, и синхронизировать её вы собираетесь со студийным моноблоком или накамерной вспышкой с разъёмом PC-sync. Но если вы владелец бюджетной камеры, лишённой синхроразъёма PC, то обойтись простым синхрокабелем у вас не выйдет. Единственный выход для вас - это покупка переходника на накамерный «горячий» башмак стандарта ISO518 (снабжённого PC-sync разъёмом) или покупка более дорогого TTL-синхрокабеля.

YVH264wNHm0Mor8DFFGdL8fu0ZMzvXbcuITVyibw.png

С накамерными вспышками ситуация обстоит ещё хуже, чем с бюджетными камерами. Дело в том, что очень немногие вспышки имеют встроенный разъём PC-sync, а большая их часть имеет только «горячий» башмак и фирменные разъёмы. Для таких вспышек тоже понадобится переходник с разъёмом.

Что имеем в итоге? Если вы хотите синхронизировать одну накамерную вспышку без разъёма PC-sync и ваша камера также лишена его, то сэкономить у вас не выйдет. Покупка PC-синхрокабеля и двух переходников для камеры и для вспышки вряд ли обойдётся вам дешевле, чем покупка более дорогого TTL - синхрокабеля. Но здесь вас ждёт ещё одно разочарование - он не подойдёт для синхронизации камеры и студийных моноблоков.

Владельцам профессиональных камер жить намного проще, если их вспышка не имеет разъёма PC-sync. Они могут обойтись одним переходником, а если имеет, то он им и вовсе не понадобится. Как видите, синхронизация по кабелю может оказаться в итоге не таким уж бюджетным решением.

Синхронизация по светоловушке может стать даже более бюджетным решением, чем синхронизация по кабелю. Но только в том случае, если ваша камера и вспышка поддерживают протокол беспроводного управления. Например, Sony с её системой WL. Первоначально компания Minolta, а затем и Sony (унаследовавшая её технологии) сделали ставку на формирование собственной экосистемы импульсного освещения с продвинутыми беспроводными функциями. Основой этой системы является использование световых импульсов вспышки в качестве управляющих сигналов. На практике это означает, что купив комплект из камеры Sony и фотовспышки этого производителя, вы можете полноценно синхронизировать их без всяких кабелей. Удобнее всего это делать с кроп-камерами, оснащёнными встроенной вспышкой. Это позволяет выкинуть из системы промежуточный элемент в виде синхрокабеля, что и позволяет достигнуть экономии средств. Всё, что вам понадобится - это камера и вспышка, а синхрокабель покупать не обязательно. Но если у вас полный кадр, то вам понадобится уже не одна, а две вспышки (полнокадровые камеры Sony лишены встроенной вспышки), что делает систему WL уже не столь привлекательной и бюджетной.

Как я писал выше, управление по световому импульсу реализовано не только в экосистеме Sony Alpha, но все подобные протоколы имеют физические ограничения, свойственные этому типу синхронизации. Учитывая достаточно высокую стоимость фирменных вспышек и блоков управления, трудно назвать их наиболее привлекательными в финансовом плане. При профессиональном использовании они могут оказаться дороже других видов синхронизации.

А теперь оценим финансовые вложения в радиосинхронизацию. Технологические инновации последних лет изменили ценники и в этом виде управления удалённым освещением. Начнём с того, что бюджетные комплекты радиосинхронизации могут быть дешевле, чем фирменные TTL-синхрокабели.

Y9hNOGeMrCeHjCD1nFM9IcGBvcCYrAyLyFljY8HI.jpeg

Если вас устроит минимальный функционал дешёвого комплекта радиосинхронизаторов, то вы можете сэкономить немало денег. Кроме того, в последние годы появились недорогие, но очень качественные системы от китайских производителей, а это значит, что приобретя комплект из передатчика и вспышки от Godox по цене меньшей, чем стоимость фирменной вспышки, вы полностью решите для себя проблему радиосинхронизации. В экосистеме Godox реализована перекрёстная поддержка радиоуправления между компонентами. Это означает, что вспышки могут управлять вспышками и группами вспышек без участия передатчика (в каждую вспышку встроен собственный передатчик и приёмник). Собственно передатчик необходим вам только для удобства и гибкости работы, а при условии использования совместимых вспышек Godox, приёмник становиться лишним элементом в системе.

khq1mtvi1E2U6He19C5RnmPcH6SIcQAv3rykDDFC.jpeg

На мой взгляд, это идеальная система для стробиста. Приёмник понадобиться вам только для работы в студии, но Godox производит студийные моноблоки с предустановленными приёмниками. То есть, используя технику этого бренда и в студии вы можете просто забыть о том, что такое приёмник и не покупать его.

И всё же надо быть объективным по отношению к радиосинхронизации. Если вы хотите использовать все её возможности, то это самый дорогой из способов соединить камеру и вспышку.

Так что в итоге? Чем посоветую пользоваться лично я? Как ни странно, но в моём кофре уживается и синхрокабель и комплект радиосинхронизаторов. Есть у меня и полный набор всевозможных переходников. Кроме того, моя вспышка Sony HVL-F60M поддерживает беспроводной протокол управления WL и я периодически использую его. А всё потому, что съёмочные ситуации бывают разными и они требуют разного набора оборудования.

Лучше всего это понять на конкретных съёмочных ситуациях. Давайте рассмотрим три случая из моей практики, чтобы понять какие именно средства синхронизации и почему я использовал. После этого вам будет проще определиться, что именно из рассмотренных примеров подойдёт вам.

Несложная студийная съёмка. Я снимаю статичный полуростовой портрет в студии. Модель стоит на месте, а не бегает по циклораме, сам я тоже не планирую активно передвигаться. В таком случае можно обойтись моим синхрокабелем длиной 3,5 метра. Я синхронизирую им один из моноблоков, а остальные будут срабатывать по его импульсу. Просто и надёжно!

Ещё проще, ничего не брать с собой и использовать студийный комплект радиосинхронизации. Но здесь есть одно важное обстоятельство – вы должны проверить его работу со своей камерой и убедиться в том, что всё функционирует как надо. Нет ничего хуже проблем со светом при коммерческой съёмке: вы выбрали зал, оплатили его, но что-то пошло не так! Клиент недоволен, ваша репутация и кошелёк пострадали. Куда проще перестраховаться и взять с собой синхрокабель. Особенно, если вы собираетесь снимать в студии в первый раз и не видели её оборудования. Это простое правило: «Всегда бери с собой синхрокабель», - не раз выручало меня. Цена вопроса – 500 рублей.

Рассмотрим другой случай. Я вышел поснимать первоцветы на закате. Съёмка не сложная, мне просто нужен источник света, чтобы подсветить цветы и сократить время выдержки на сильном ветру. Здесь на помощь приходит система Sony WL. Выбрав цветок и активировав систему, я размещаю вспышку под удобным углом и спокойно снимаю, используя синхронизацию по световому импульсу. Удобно! Пусть не всегда надёжно, но не нужно никаких дополнительных компонентов – только камера и вспышка. Цена вопроса равна стоимости фотовспышки, то есть 18 000 рублей (я покупал её давно, сейчас цена на неё выросла).

И самый сложный случай. Съёмка модели на пленере с импульсным светом. Модель не статична, фотографы тоже активно передвигаются. Дополнительные сложности создаёт и то, что с моделью работает не один, а несколько снимающих. Единственное возможное решение в данной ситуации это радиосинхронизация. Передатчики на всех камерах и приёмники на аккумуляторных вспышках. Цена вопроса равна стоимости двух недорогих комплектов радиосинхронизаторов – 8 000 рублей.

Как видите, разные съёмочные задачи порождают различные требования. Какие-то способы синхронизации могут их удовлетворить, какие-то - нет. Разумеется, можно снимать активно движущуюся модель на пленере синхронизируясь по кабелю, но это очень непростая задача. А вот использовать синхронизацию по светоловушке (снимаем при ярком солнечном освещении) неоправданно – она может просто не сработать. Значит, в данном случае, не получится сэкономить! Вас выручат только радиосинхронизаторы. Планируя съёмку, вы будете понимать какие именно технические средства удовлетворят вашим требованиям, а какие нет. В этом и заключается ответ на вопрос: «Какой способ синхронизации вам выбрать?». Только тот, который поможет вам снять то, что вы задумали. И, само собой, вы должны планировать свои съёмки, опираясь на свои финансовые возможности.

Если всё же давать вам совет, что приобрести, я бы порекомендовал следующее. Если вы снимаете с импульсным светом очень редко и используете для этого студию или одну выносную вспышку, то вам нет смысла «городить огород». Все ваши потребности вполне покроет синхрокабель. Разумеется, он должен иметь возможность соединения камеры как со студийным моноблоком, так и с вашей накамерной вспышкой. Если не получится найти такой или нужного разъёма нет на вашей вспышке, то на помощь вам придут переходники. Вторым решением для данной ситуации будет приобретение фирменной вспышки, работающей от светового импульса. Экономически оправданным это решение будет только в том случае, если ваша камера оборудована накамерной вспышкой, и поддерживает функцию беспроводного контроля.

Если вы постоянно применяете в своей работе импульсный свет, много работаете в студии, используете несколько выносных вспышек, в общем считаете себя полноценным «стробистом», то единственная альтернатива для вас это радиосинхронизация. Да, она может обойтись недёшево, но это наиболее гибкий и функциональный способ соединения вспышки и камеры.

И не забывайте о том, что китайские системы с перекрёстной поддержкой радиосинхронизации могут сэкономить вам немало денег. 

Надеюсь, что этот очерк помог вам более полно оценить проблемы, возникающие у каждого фотографа-аматора при попытке освоить съёмку с импульсным светом и работу в студии. На самом деле это захватывающее и интересное занятие, изучать управление светом и наблюдать за тем, как он преображает ваши снимки. Немалая роль в этом процессе остаётся за надёжной и отвечающей вашим задачам синхронизацией. Я желаю вам найти свой идеальный вариант связи между камерой и вспышкой и наслаждаться процессом творчества, не испытывая технических трудностей и организационных проблем. Удачи вам и хорошего света!

Комментарии отсутствуют