Всем известна комплектация Double Kit, когда вместе с камерой поставляются два объектива – стандартный и теле. Ранее в качестве телеобъектива в таких комплектах выступал полнокадровый Sony 75-300/4.5-5.6, в 2007 году «дабл киты» стали комплектоваться разработанным специально под кроп Sony DT 55-200/4-5.6 (SAL55200), а с 2009 года – его моторной версией Sony DT 55-200/4-5.6 SAM (SAL55200-2). Данный тест имеет целью сравнить полнокадровый 75-300 и кропнутый 55-200, и посмотреть, выиграл ли пользователь от такой замены. Вне конкурса в сравнении будет присутствовать высококлассный телеобъектив Sony 70-300/4.5-5.6 G SSM (SAL70300G), с целью показать, как работает в тех же условиях дорогая оптика и насколько велика разница. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКТИВ В Sony 75-300/4.5-5.6 пользователи прежней минольтовской системы легко узнают перелицованную Minolta 75-300/4.5-5.6 (D). Внешние различия можно увидеть только в надписях на корпусе и рифлении резинки кольца зумирования. Возможно, существует разница в просветлении, но конструктив и оптическая схема полностью идентичны минольтовской предшественнице. Производство этих объективов Сони перенесла в Китай (последняя минольтовская версия 75-300 собиралась в Малайзии). Объектив полнокадровый, разрабатывался Минольтой еще в пленочные времена и поставлялся в том числе в даблкитовых комплектах с пленочными камерами, позже благополучно перекочевал на цифру. На кропе превращается в дальнобойный телевик с ЭФР 112,5-450 мм. Минимальная дистанция фокусировки – 150 см, это довольно много даже с учетом фокусных и не всегда удобно. Фокусировка производится передней группой линз, при фокусировке тубус выезжает на расстояние до 12 мм. Передняя линза не вращается при зумировании, но вращается при фокусировке, это затрудняет использование поляризационных фильтров. Объектив довольно крупный: длина с надетыми крышками – 140 мм, выдвинутый на максимум тубус увеличивает длину еще на 69 мм. Бленда имеет байонетное крепление, с легким фиксирующим щелчком в конце поворота. Внешний диаметр бленды – 85,5 мм, длина – 50 мм. Байонет объектива выполнен из металла. Sony DT 55-200/4-5.6 выпущен совсем недавно, в 2007 году, создавался уже строго под цифру. В 2009-м его оснастили мотором фокусировки, новая версия получила цифру «2» в названии. По индексу «DT» в маркировке видно, что объектив спроектирован под кроп и полный кадр не покрывает. Все логично, он и создавался как аналог 75-300 для кропа. У 75-300 на неполнокадровых камерах фокусные смещаются слишком далеко в область теле и из обычного телевика он превращается в длиннофокусную базуку, удобную для съемки птиц, но слишком длинную для съемки в помещениях. 55-200 с учетом кроп-фактора имеет ЭФР 82,5-300 мм, что как раз дает примерную замену фокусным 75-300 для полного кадра. «Неполнокадровость» позволила сделать 55-200 значительно компактнее: длина объектива с надетыми крышками составляет всего 104 мм, что на 36 мм короче 75-300, а при выдвинутом хоботе разница в длине становится еще больше - 154 мм (55-200) против 209 мм (75-300). Разница в весе тоже значительная, в полтора раза: 305 г у 55-200 против 460 г у 75-300. Конструктив бленды аналогичный: байонетное крепление с фиксирующим щелчком в конце поворота. Расчет под кроп-фактор позволил сделать ее немного длиннее и, следовательно, эффективнее. Внешний диаметр бленды – 84 мм, длина – 57,5 мм. Фокусировка - передней группой линз, при фокусировке тубус выезжает на расстояние до 17 мм. Передняя линза не вращается при зумировании, но вращается при фокусировке. Как и все моторные стекла, 55-200 имеет переключатель «MF-AF» на корпусе – чтобы воспользоваться ручной фокусировкой, нужно предварительно отключить мотор. При этом переключателем «AF-MF» на камере пользоваться не нужно, при включении режима «MF» на объективе камера сама автоматически перейдет в режим «MF». Байонет объектива выполнен из пластика. Минимальная дистанция фокусировки – 95 см, для телевика это хороший показатель. Ниже приведена таблица минимально доступных значений диафрагмы для обоих объективов. Хорошо видно, что, несмотря на близкие паспортные характеристики светосилы, фактически 55-200 светлее на всем пересекающемся диапазоне фокусных расстояний. УСЛОВИЯ ТЕСТА Сравнение проводилось на камере Sony A580. Съемка в RAW с фиксированной температурой цвета, конвертация – через Adobe Lightroom 3.3. Штатив. Фокусировка – ручная, с помощью функции Focus Check Live View (проверка фокусировки по экранчику в режиме Live View с помощью 7,5х и 15х увеличения). СРАВНЕНИЕ В БЛИЖНЕМ ПОЛЕ Съемка велась с расстояния около 2 м. Общий вид кадра для каждого фокусного приведен под подборкой кропов, зеленым квадратиком у центра кадра выделен участок, с которого взяты фрагменты для сравнения. Для контроля попадания в ГРИП использовалась распечатанная тестовая мишень. Для контроля резкости и аберраций – веер с фактурной поверхностью и контрастными узорами, провоцирующими возникновение цветных окантовок. Веер выровнен строго в одной плоскости с нулевой линией тестовой мишени, по которой осуществлялась ручная фокусировка. 75 мм Внимание! 70-300 G SSM, кропы с которого также приведены в сравнении, показал на фокусном 75 мм странный результат, вызывающий сомнение в оптическом качестве данного экземпляра. На открытых диафрагмах он имел заметный софт, проявляющийся вплоть до F5.6, что для стекла такого уровня как минимум странно. Поэтому кропы с него для этого фокусного показаны только для демонстрации отсутствия аберраций, в остальном они не сравниваются и не комментируются. На этом фокусном интереснее смотрится 55-200. Несмотря на чуть большее количество аберраций* на F4.5, он заметно лучше по резкости, и сохраняет преимущество и далее. При этом к F5.6 аберрации у него практически уходят, а у 75-300 держатся вплоть до F8. ------------------------------------------------ * Хочу заметить, что строго по каждой диафрагме количество аберраций у 55-200 и 75-300 в данном сравнении оценивать не стоит, их величина может зависеть от любого изменения освещенности и малейшего изменения положения ГРИП. Но примерная тенденция прослеживается вполне достоверно. 135 мм 75-300 по-прежнему выглядит слабее 55-200: на F5.6 заметные аберрации и недостаточная резкость.* К F8 картина выравнивается. 70-300 G SSM выдаёт отличную картинку с открытой с полным отсутствием цветных окантовок. ------------------------------------------------ * Сказывается меньшая светосила 75-300 на данном фокусном, здесь для него F5.6 – это полностью открытая, а у 55-200 на 135 мм доступны F4.5 и F5, т.е. F5.6 для него – это поджатие на 2/3 стопа. 200 мм На этом фокусном, наконец, подтягивается 75-300, сейчас он выглядит уже выигрышнее 55-200. Вот только с аберрациями проблема – они у него самые значительные и на F5.6 просто режут глаз. То, что 55-200 сдал позиции – логично, для него это конец диапазона, а для 75-300 – только середина. 70-300 SSM на данном фокусном увеличивает отрыв, преимущество его настолько заметно, что не нуждается в комментариях. 300 мм На этом фокусном остались только 75-300 и 70-300 G SSM. Поэтому, разбирать как бы и нечего, победитель виден невооруженным глазом. К тому же аберрации у 75-300 здесь, что называется, «с палец толщиной» и не уходят даже к F8. СРАВНЕНИЕ В ДАЛЬНЕМ ПОЛЕ Съемка велась с расстояния более двухсот метров. 75 мм По центру кадра лучше выглядит 55-200: К углам кадра небольшое преимущество 55-200 сохраняется: Уровень аберраций примерно схожий. По совокупности на этом фокусном выигрыш за 55-200. 135 мм По центру по-прежнему преимущество за 55-200 (не забываем, что F5.6 на 135 мм для него - не полностью открытая, в отличие от 75-300): А вот к углам 75-300 уже выходит вперед: Поэтому, по совокупности - примерный паритет, если вас интересует всё поле кадра, а не только центр. 200 мм Даже в конце своего диапазона 55-200 по центру не уступил 75-300: А вот в углах он устоять не смог, тут очевидное преимущество 75-300: В целом по полю кадра здесь лучше смотрится 75-300, у 55-200 слишком слабые углы. СКОРОСТЬ И УРОВЕНЬ ШУМА Для сравнения скорости для каждого объектива полунажатием на кнопку спуска камеры запускался прогон от бесконечности до МДФ и обратно, указанная процедура снималась на видео. При просмотре видео по секундомеру в окошке медиаплеера замерялось время, затрачиваемое на этот прогон каждым из объективов. ------------------------------------------------ * Скорость «холостого» прогона через весь диапазон не является точным показателем реальной скорости фокусировки. Тем не менее, она является одним из важных факторов, поэтому такое сравнение тоже представляет интерес. Видеоролики можно посмотреть здесь: Sony 55-200 SAM Sony 75-300 Sony 70-300 SSM Места распределились следующим образом: Скорость прогона бесконечность-МДФ-бесконечность. №3. Самым медленным оказался Sony 55-200 SAM, его результат – 3,7 секунды. №2. Несмотря на отсутствие встроенного мотора, 75-300 заметно быстрее, на прогон от бесконечности до МДФ и обратно ему понадобилось 2,9 секунды. №1. Sony 70-300 SSM - вне конкуренции, его время – 1,6 секунды. Уровень шума. №3. Однозначный аутсайдер – 75-300. Механизм фокусировки, приводимый в движение мотором камеры через отверточный привод, издает весьма громкое жужжание. №2. Фокусировка у Sony 55-200 тоже отнюдь не бесшумная, при работе он издает легкое жужжание (встроенный моторчик не SSM, а SAM). Однако он всё же заметно тише, чем 75-300. №1. 70-300 SSM просто бесшумен благодаря SSM-мотору. ЦВЕТ И LoCA Напомню, все серии снимков в данном тесте делались при фиксированной температуре цвета в камере, никакой коррекции при конвертации не делалось, т.е. каждая подборка кропов включает только снимки с одинаковой температурой. В предыдущих подборках вы уже могли обратить внимание на заметные отличия цвета 75-300. Еще заметнее эти отличия становятся на парных снимках белого листа. 55-200 и 70-300 SSM дают более-менее близкий цвет, а цвет 75-300 смещен относительно них в зеленоватый оттенок.* ------------------------------------------------ * Ни один из приведенных кадров не имеет нейтрального цвета белого листа, т.к. задачи выставить идеальную температуру по какому-то одному объективу не ставилось. Снимки делались с целью сравнения LoCA, а на отличия в цвете указываю лишь попутно, т.к. здесь они хорошо заметны. Теперь о LoCA. Longitudinal Chromatic Aberrations (LoCA) - это продольные хроматические аберрации. Проявляются они в виде окрашивания монохромных деталей в зоне нерезкости. Как правило, передняя зона нерезкости при наличии LoCA получает красноватый оттенок, задняя зона – зеленоватый, этот эффект хорошо виден на цифрах и штрихах мишени. Наиболее выраженные LoCA показал 75-300. У 70-300 SSM, как и можно было ожидать, посторонних оттенков меньше всего, аберрации в этом объективе подавлены отлично. БЛИКИ Для оценки формы бликов фокусировка производилась на расположенный на переднем плане объект (см. общий вид кадра ниже), затем сравнивались блики от отражающих объектов в фоне. Фокусное – 135 мм, расстояние до объекта фокусировки – 1,7 м, от объекта фокусировки до фона – 2,2 м. С зажатием диафрагмы у 75-300 появляется склонность к образованию «болтов» (отрисовке бликов в форме многогранника, а не правильного круга). Лучше всех ведёт себя 70-300 SSM, сохраняя нормальную форму круга даже при зажатии. 55-200 тоже хорош в этом плане. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В самом начале я оговорил, что Sony 70-300/4.5-5.6 G SSM будет присутствовать в сравнении вне конкурса. Это объектив совершенно другого уровня и его участие в данном случае возможно только в качестве эталона. Здесь мы имеем телевик, обладающий набором всех необходимых качеств: с отлично подавленными аберрациями, с приемлемыми для своего класса весом и габаритами, оснащенный огромной и очень эффективной блендой, бесшумным и быстрым SSM-мотором, фокус-лимитером и кнопкой удержания фокусировки. И с соответствующей совокупности всех этих качеств ценой (увы, объективы этого класса дешевыми не бывают). Краткие итоги сравнения Sony 55-200/4-5.6 и Sony 75-300/4.5-5.6: Диапазон фокусных. Это практически основное. 55-200 спроектирован как аналог 75-300 для кропа. Дополнительные 20 мм на коротком конце у 55-200 для многих могут быть решающим фактором. И наоборот, при потребности в дальнобойности решающим фактором могут стать дополнительные 100 мм на длинном конце у 75-300. Резкость и аберрации. По резкости на большей части диапазона предпочтительнее 55-200, в пересекающейся части диапазонов у 75-300 лучше только длинный конец. Аберрации больше у 75-300, но и 55-200 по этой части звёзд с неба не хватает. Цвет. 75-300 имеет отличие от нейтрального цвета. Но заметно это только на парных кадрах с нейтральными по цвету объективами. Скорость и уровень шума. 75-300 быстрее, но шумнее. Вес и габариты. 55-200 легче и компактнее. Оба объектива оставляют вполне приятное впечатление, даже в сравнении с объективом G-класса разница в картинке не всегда режет глаз. Один из основных их недостатков – заметные аберрации, которые иногда крайне сложно устранить при последующей обработке снимка. В остальном они сполна отрабатывают свою невысокую стоимость.
Олег, спасибо за труд! Отличный обзор! Давно хочу взять по случаю 55-200 как компактный тревэл-телевик.
Спасибо за потраченное время. Полезная и довольно объективная информация при выборе бюджетного телеобъектива, приятно удивил 55-200.
респект за содержательный тест.недавно приобрел 55200 почти даром.понравился.опыта у меня мало но фото получается интересные.
Спасибо! Интересно было посмотреть. Увидел ровно то, что ожидал от 55-200. Удачный бюджетный телевик получился.
Спасибо, Олег! Если честно, не ожидал, что 55-200 покажет такой результат. Ещё было бы интересно сравнить 75-300 с Минолтовскими "предками"
Всем спасибо! Да, 55-200 оставил хорошее впечатление. Изначально, когда берешь в руки, вызывает недоверие - лёгкий, маленький, пластиковый. А начинаешь снимать, и видишь, что все пристойно. Хроматит, понятное дело, но поменьше, чем 75-300. В фокус попадает вполне стабильно, дизайн симпатичный, бленда крупная (длиннее, чем у полнокадрового 75-300), люфты небольшие.
Отличный тест. Огромную работу проделали. С удовольствием почитал. Хочу только одно заметить, об этом не раз говорил на форуме. Объектив 55-200 - это разработка Tamron. Sony просто перелицевала его под систему Alpha.
Tamron - это DT 55-200 F4-5.6 (SAL-55200). А тут тестировался DT 55-200 F4-5.6 SAM (SAL-55200-2). Это совершенно другой объектив.
Представители компании говорили об изменениях в оптической схеме по сравнению с первой версией, что существенно улучшило оптическое качество объектива.
Ну ХЗ... Сколько не сравнивал кадры соневского и тамроновского варианта 55-200 особой разницы не заметил Единственно что в руки не попадалось сразу оба для парных кадров. Но конечно 75-300 заметно более слабый объектив. Кстати еще один плюс тамроновского варианта: т.к. сам объектив покрывает полный кадр с приемлемым виньетированием, а полнокадровые тушки не знают что он кропнутый, то он вполне применим на полном кадре если ничего другово нет под рукой :devil:
Не слышал такой информации. Где об этом сообщалось? Оптическая схема 1-й версии 55-200 Оптическая схема 2-й версии
Олег спасибо большое. Жаль, что упоминаете 1-ю версию, но не тестировали - интересно, есть ли отличия? На дуксуме пишут, что моторная резче
Я сегодня как раз на форум зашёл с целью спросить у знатоков о разнице между первой и второй версиями 55-200, и тут на тебе, такой подарок И всё же, хочется достоверно узнать, изменилось ли что-нибудь в объективе, кроме наличия мотора? Моторный в руках держал, много отснял, понравился очень, но цена на него в два раза выше безмоторного, а в период акции не задумался купить....
Было бы странно, если бы люди признали, что объектив стоимостью в 2 раза больше снимает точно так же.
Схема та же, все параметры одинаковые абсолютно. Просветление вряд ли поменяли, меняли только при рестайлинге плёночной оптики. Да даже если и поменяли - как на резкость это может повлиять?